Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

15.03.2013 Митрополит Волоколамский Иларион: Познать Бога невозможно без прощения наших врагов и недоброжелателей.

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы международного общественно-политического журнала «Янтарный мост» (№ 1 (9), 2013).
Одной из острейших проблем современного мира являются гонения на христиан. Каждый день приносит мрачные и трагические новости о «законных» заточениях и бессудных убийствах. На таком фоне благополучие европейского Севера, Балтийского региона не дает оснований для самоуспокоенности. Кажется, что наши общества не хотят слышать о гонениях христиан по всему миру. Хотя на иные новости возмущенные отклики не заставляют ждать. В чем причина такой двусмысленности, двойной морали? В агрессивном секуляризме? В межхристианских нестроениях?
— Причин здесь несколько. В первую очередь, это утрата Европой своей христианской идентичности и агрессивное навязывание обществу секулярных понятий. Это отразилось и на определенных христианских деноминациях, в среде которых происходит размывание представлений о традиционных ценностях. В результате мы сталкиваемся с двойными стандартами: с одной стороны, лоббирование идей крайнего либерализма, с другой — сознательное нежелание слышать об ущемлении прав христиан. Вследствие этого мы имеем целенаправленное искажение или замалчивание в СМИ фактов гонений на христиан. На примере нынешнего конфликта в Сирии мы видим, как западные СМИ ведут информационную войну, предпочитая сознательно замалчивать проблему преследования и убийств христиан боевиками различных радикальных группировок. В результате десятки тысяч христиан оказываются в условиях гуманитарной катастрофы, многих убивают самыми жестокими способами, против них не прекращаются акты террора. Обо всем этом на Западе предпочитают не говорить. Но есть и честные журналисты, которые стараются говорить правду, иначе мы совсем ничего не знали бы о судьбе сирийских христиан. В качестве примера хотел бы привести корреспондента канала «Россия-24» Анастасию Попову, которая за свои репортажи из Сирии, в том числе о судьбе местных христиан, получила недавно из рук Президента медаль «За отвагу». Дай Бог, чтобы и на Западе было побольше таких честных и смелых журналистов.
— В России с недавних пор имеет широкое хождение выражение «креативный класс» — то есть некая совокупность граждан, качество мыслительной деятельности которых существенно выше, чем у остальных, «некреативных», россиян. К сожалению, не так уж мало людей всерьез воспринимают эту формулу, в том числе по отношению к себе. Иронизируя над нею, нельзя не задаться и вполне серьезным вопросом: какова мера, которой следует поверять способность современного человека строить будущее, свое и страны?
— Такой мерой является ответственность. Строить будущее свой страны, своей семьи может только человек, ощущающий ответственность за это будущее. Прежде всего — перед Богом. Следует помнить слова апостола Павла: «…начальства ли, власти ли, — все Им и для Него» (Кол. 1:16-17). Святитель Григорий Богослов, обращаясь к представителям современного ему «правящего класса», писал: «Со Христом начальствуешь ты, со Христом правительствуешь: от Него получил ты меч».
Тот, кто берет на себя ответственность за будущее других, должен иметь дар особой жертвенности и особого самоотвержения. Государственная и политическая деятельность не должна быть для него самоцелью, «питательной средой» для развития гордыни, алчности, иных пороков. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Поистине царь есть тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все законам Божиим, сохраняет ум свой свободным».
Строительство будущего можно доверить только тому, кто во главу угла ставит общественный смысл, социальную пользу совершаемого дела, для кого высокие идеалы не являются лишь красивым речевым оборотом, но проявляются даже в самых незначительных, на первый взгляд, вещах, в повседневных «мелочах»: в бытовом поведении, в отношении с ближними, в добросовестности на работе, в соблюдении правил человеческого общежития, не говоря уже о законах государства.
Любое строительство начинается с фундамента. Только безрассудный человек строит дом на песке. Муж же благоразумный строит дом свой на камне (см. Мф. 7:24-27). Камень же сей — Христос, «и нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11).
Будущее можно сравнить с нашим общим домом. От того, что заложено в его основании, зависит счастье каждого человека и всего человечества.
На прошлую Пасху в российский прокат вышел фильм Павла Лунгина «Дирижер». Его фабула — история гастролей некоего музыкального коллектива в Иерусалиме, где должна состояться премьера оратории «Страсти по Матфею». В основе фильма — Ваша музыка, на которую положено Евангельское повествование о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа. Какое место занимает музыка в Вашей жизни и Вашем служении?
— После принятия монашества я был уверен, что музыкальная страница моей жизни раз и навсегда перевернута. В 20 лет я был настроен очень радикально. Отошел от музыки и думал, что это навсегда. Но «человек предполагает, а Бог располагает». В какой-то момент, видимо, период радикализма миновал, я начал позволять себе понемногу слушать классическую музыку. Хотя активно ею все равно не занимался. Но в 2006 году что-то во мне вдруг поменялось — и я стал писать музыку.
Для меня музыка отражает состояние души и является очень существенным носителем того благовестия, которое несет Церковь. Это особый язык, который способен передавать самые возвышенные чувства и для понимания которого не требуется особой подготовки, — достаточно лишь иметь душу и сердце, открытые для восприятия этих чувств. Язык музыки дает людям возможность общаться на той глубине, где слова уже не нужны.
Музыка — одна из форм проповеди и миссии. Я пользуюсь ею как средством передачи Евангельского благовестия. Донести до людей образ живого Христа — вот главная задача, которую я ставил перед собой, когда писал «Страсти по Матфею».
— Этот номер «Янтарного моста» выходит в середине марта, то есть к Прощеному воскресенью, которое в 2013 году приходится на 17 марта по новому стилю. Каково напутственное слово Вашего Высокопреосвященства?
— Прощение — одно из основ бытия, которым человек должен жить ежедневно, исходя из своей веры во Всепрощаюшего Бога. Но в результате произошедшей в последние полтора столетия «гуманизации» добродетель прощения была лишена религиозного наполнения и была замкнута на межличностные отношения. Так произошла ее инструментализация в чисто практическом, утилитарном смысле. Параллельно изменилась и ее интерпретация: если раньше люди прощали друг друга исключительно «ради Бога», то есть бескорыстно, по заповеди любви, то теперь, исходя из «гуманистической» перспективы, человек может еще колебаться, в какой мере ему следует простить своего ближнего, и стоит ли вообще это делать. Я бы хотел пожелать читателям вашего журнала в преддверии Прощеного воскресенья мысленно вернуться к религиозному смыслу прощения. Уверен, что христианское прощение «ради Бога» откроет нам гораздо более широкий горизонт в улучшении отношений со своими ближними — членами семей, родственного и дружеского круга, коллегами и соседями. И это станет решающим шагом на пути к Богу, познать Которого невозможно без прощения наших врагов и недоброжелателей, тех, кто нас оскорбил или обидел.

 

 

( печатается с сокращениями по материалам сайта: patriarhia.ru)

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version