29.07.2012 Гость сайта- Епископ Ейский Герман
Епископ Ейский Герман :
«Мы должны активнее участвовать в жизни Церкви…»
22 марта на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было удовлетворено прошение митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора о назначении ему викарного епископа. Епископом Ейским, викарием Екатеринодарской епархии, избран игумен Герман (Камалов), священник Свято- Николаевского ставропигиального (то есть подчиняющегося непосредственно Патриархии) прихода города Рима. О своих первых впечатлениях и планах на будущее Епископ Ейский Герман рассказал в интервью для сайта Свято-Екатеринского кафедрального Собора.
- Начнем с того, что последние три года, а это время обусловлено тем, что Святейшим Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в жизни Церкви наметилась динамика развития. Эту динамику делают пастырские служения священников, и в первую очередь - епископ. Безусловно, активность развития Церкви – заслуга нашего Патриарха, и в этом плане все действия, которые проводятся - не спонтанны. Это - четко выверенная система деятельности, необходимая Церкви.Патриарх говорил мне, что действительность жизни обязывает епископа быть ближе к своему народу, его нуждам, поэтому год моей архиерейской службы был направлен на посещение приходов епархии, и при этом было не только общение со священниками, но и общение с народом напрямую. На мой взгляд, на Кубани прихожане активны, и мы должны давать им зеленый свет в церковной деятельности. Церковь не представляется им чем-то идеализированным, но жизненным, жизнеобразующим. Пастырь готовит свою паству к активной церковной деятельности, а прихожане реализуют эту деятельность. Здесь должно быть сотрудничество. Как стать православным христианином, активно участвующим в церковной жизни? Ответ один - мы должны быть свидетелями живого Евангелия. У нас не должно быть много разговоров об активности и деятельности. Больше самого дела. Мы должны активнее участвовать в жизни Церкви - вот, что главное и определяющее.
- Владыка, у Вас большой опыт пастырского служения на Кубанской земле. Скажите, пожалуйста, когда Вам было легче?
- Границы между пастырским и архиерейским служениями довольно раздвинуты. Здесь, как и в духовной жизни - возрастаешь от минимализма до высот. Важен духовный опыт, и опыт пастырского служения мне сейчас помогает, но приобретается новый, а вместе с ним и возникают новые важные вопросы, на которые отвечает Церковь. Сегодня священнику нужно быть образцом для подражания, это сложно. Архиерейское служение добавляет к образцовости ответственность во всем.
- Что для вас означают слова Патриарха о том, что епископ должен быть ближе к верующим? Каким для вас видится архиерейское служение?
- Когда мы говорим о древней Церкви и служении, нам открывается то, что епископ всегда находился в общении с народом. В Советское время епископ был отстранен от людей, влияли, прежде всего, внешние факторы, разделяющие эту связь. Но сегодня, по истечению многих лет, сложности преодолены и основу Церкви составляет народ, его надежды и чаяния, проблемы и радости. Мы должны активно сотрудничать с народом. Реальный пример этого взаимодействия - трагедия в Крымске, когда делегация от епархии, возглавляемая митрополитом Исидором, объезжая буквально каждый дом, семьи, которые пострадали от страшного наводнения, помогала, утешала . Мы делали и делаем все, что зависит от нас. Именно в деятельности, неотрывно связанной с народом, я вижу свое архиерейское служение.
- Несколько слов о Ваших архиерейских поездках по приходам Кубани. Какой храм Вы бы выделили? Что Вас поразило на приходах? Нам будет небезынтересен пример хорошего служения Церкви.
- Скажу Вам, что позитивные примеры есть. На приходе я всегда стараюсь всматриваться в лица. Именно лица прихожан, их свет – индикатор живой Церкви. Например, Свято - Онуфриевский храм в Анапе, настоятелем которого является протоиерей Виктор Полянкин. Какие светлые, удивительные «пасхальные» лица у прихожан во время служения! Светящееся, духовное настроение - вот, что я увидел в этом приходе, и что поразило меня. Я могу выделить Свято-Троицкий храм в Адлерском районе г. Сочи, а также храм Святителя Алексия, митрополита Московского в Туапсе . Недавно я возглавил Литургию в Свято - Сергеевском храме Усть-Лабинска. Хотел бы отметить в этом храме замечательный детский хор, поющий на клиросе, я увидел в храме казачество, молодых людей. Хорошо, когда приход жизненно кипит, а люди исполнены радостью. Отмечу, что все эти храмы - городские, но в них есть тот самый твердый «костяк» прихожан, которые не просто приходят на богослужения, но живут полной церковной жизнью, находятся в общении друг с другом. При храмах есть трапезные, в которых прихожане имеют возможность общаться. Ведь жизнь в Церкви не заканчивается после богослужения, она продолжатся в беседах со священниками и в общении друг с другом.
- Владыка , какие Ваши планы на предстоящее полугодие?
- Одно из последних моих послушаний – ректорство в Екатеринодарской Духовной Семинарии. Недавно состоялся второй выпуск в ЕДС, и мы очень довольны нашими выпускниками. Духовная школа в настоящий момент стоит перед задачей лицензирования. Хотелось бы ввести «Бакалавриат». Надеюсь, что опыт семинарии позволит это осуществить, тем более, что нам необходимы грамотные, церковно - образованные кадры. Мы должны готовить их сами: помимо получаемых знаний, важно, чтобы у семинаристов воспитывалось чувство ответственности перед Церковью, благоговение к будущему служению. Хотелось бы за этот год посетить те церкви, которые мне еще не удалось охватить, пообщаться с людьми этих приходов, посмотреть на служение пастырей в отдельных частях епархии.
- Ваше Преосвященство, в заключение нашего интервью хотела бы попросить Ваших советов, пожеланий для читателей нашего сайта.
- Я бы хотел, чтобы в храм люди приходили осознанно. Мы часто говорим о воцерковленности, но как важно определить границы этой воцерковленности. Ведь зачастую, церковным человеком считается лишь тот, кто исправно читает молитвы, приходит на богослужения, читает акафисты и т.д. Для многих такие жесткие церковные постулаты – проблема. От этого возникают причины не воцерковляться: мы не понимаем церковного языка богослужения, не можем активно участвовать в жизни Церкви. Если границы нашей церковности будут определены четко, то мы не потеряемся в «бесовском мельтешении». И границы эти такие: первая граница - Любовь. » Если я не имею любви, – то я ничто», - говорил апостол Павел. Вторая граница - познание Евхаристической жизни. Надо читать, интересоваться, поспрашивать, что не понятно, погрузить себя в жизнь Церкви. Любить и познавать Евхаристию - без этого мы не станем истинными христианами.
Беседовала Александра Манакова
г. Краснодар