Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

09.06.2024 Божественная Литургия в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

В воскресенье, 9 июня 2024 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара состоялась Божественная Литургия.

По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были вознесены особые прошения на сугубой ектении и особая молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Екатерининского кафедрального собора.

Проповедь перед Таинством Причастия произнес иерей Александр Клочков.

В этот день Православная Церковь чтит память праведного Иоанна Русского, исповедника. По отпусте Литургии духовенством собора было совершено славление перед иконой святого.

По завершении богослужения настоятель собора иерей Рафаил Резниченко поблагодарил прихожан за совместную молитву и поздравил причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

После богослужения в административном здании собора прошла традиционная Воскресная встреча духовенства Собора со слушателями богословских курсов и прихожанами. Протоиерей Николай Анисимов рассказал собравшимся об основах Православия, ответил на интересующие вопросы слушателей.

В этот день на территории Свято-Екатерининского кафедрального собора состоялся традиционный благотворительный обед для нуждающихся и прихожан почтенного возраста, организованный и проведенный силами Екатерининского сестричества.


Неделя 6 по Пасхе, о слепом

Исцелить не просто ослепшего, а того, кто никогда в жизни не видел, рожденного слепым, — о таком чуде никогда не слышали иудеи.

И это еще одно чудо, которое совершил Христос в субботу. Такая Его последовательность продиктована желанием показать людям пагубность бездумного исполнения правил и обрядов: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2:27).

Об исцелении слепорожденного рассказывает 9-я глава Евангелия от Иоанна. Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (...) Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Фарисеи и храмовые служители в чудо не верят и, допрашивая то родителей слепорожденного, то его самого, пытаются выяснить, в чем подвох, и уличить их во лжи! Но в итоге исцеленный в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: ...Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Уязвленные фарисеи выгоняют его с раздражением: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!
Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:30–41).

В середине Недели о слепом, в среду, происходит Отдание праздника Пасхи. Отдание есть у любого праздника. В данном случае это означает завершение празднования Пасхи и подготовку, «перенастройку», на приближающееся Вознесение Господне.

источник: православный журнал "Фома"


(Деян. 16:16–34; Ин. 9:1–38)

"Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк» (Ин. 9:17), – ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник» (Ин.9:24).

Простота веры не умеет связать этих понятий – грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин.9:25). Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает, откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно, – говорит им здравая логика веры, – что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:30–33). Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться пред силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры и изгнала ее вон... Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен – люди одного покроя."

святитель Феофан Затворник


"Подумаем о сегодняшнем евангельском чтении (см.: Ин. 9, 1–38). Это история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали:
«За что ему такое – слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители?»
То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом; но Господь отвечает:
«Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии».

И мы знаем, что Господь исцеляет слепорожденного, и это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Одновременно это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами – Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того, чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явились дела Божии. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость."

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


Иоанн Русский: какой он — настоящий Русский святой?

Откуда взялось утверждение «русский — значит православный»? И почему оно не имеет никакого отношения к национальности?

«Ты пленил мое тело, а не мою душу»

Святой Иоанн хоть и родился в Малороссии и сегодня, наверное, считался бы украинцем, зовется все-таки Русским. В 1712 году его забрали в рекруты, и в бесславном для петровской армии Прутском походе он вместе со множеством других русских солдат попал в турецкий плен. В Константинополе на невольничьем рынке его продали начальнику турецкой кавалерии, и тот увез его к себе в Каппадокию, в селение Прокопи.

Для начала всех пленников-христиан попытались насильно, под пытками, обратить в ислам. Многие не выдержали. Кроме того, в Османской империи это был единственный способ снова получить статус свободного человека. Но Иоанн выбрал другой путь. Согласно житию, он сказал своему хозяину:
«Я пленник этой войны, и я — в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни».

Именно за сознательный выбор исповеднического пути Иоанна Русского особенно любят и почитают православные греки.

Яблоко с вырезанной сердцевиной

Оставшись рабом, он без ропота испил горькую чашу унижений и истязаний. Работал он в хлеву — чистил навоз, там же и спал, снося насмешки и побои, и тайком ходил к священнику-греку исповедоваться и причащаться.

Хозяин Иоанна не был изувером, это был правоверный мусульманин, который с годами понял, что в его доме живет праведник, и даже связал с этим свое собственное процветание. Он предлагал Иоанну перебраться жить в дом, но тот сам отказался — в хлеву по ночам он мог без помех молиться.

27 мая (9 июня по новому стилю) 1730 года, в день его кончины, к нему позволили прийти священнику, и тот, вложив Святые Дары в яблоко с вырезанной сердцевиной, успел его причастить. Хозяин сам передал его тело местным христианам, чтобы они похоронили его по своему обычаю при местной церкви. А через три года его нетленные мощи открыли и, положив в раку, перенесли в храм.

В конце 1898 года на средства русского Свято-Пантелеимонова афонского монастыря в Прокопи построили храм во имя святого праведного Иоанна Русского и перенесли его мощи туда. А когда в 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греки из Анатолии переехали на остров Эвбея, они забрали святыню с собой. По словам настоятеля церкви Иоанна Русского на Эвбее, 800 тысяч греков приезжают туда на поклонение, а в последние годы к ним добавились еще и тысячи паломников из России.

источник: православный журнал "Фома"

 


2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version