Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

03.05.2024 В пятницу Страстной седмицы митрополит Василий совершил Царские Часы и вечерню с выносом Плащаницы Спасителя

3 мая 2024 года, в Великий Пяток - день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий совершил Царские Xасы и вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Екатерининского кафедрального собора.

В конце вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.

Затем владыка Василий совершил малое повечерие, на котором был прочитан канон «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы».

По окончании богослужения митрополит Василий обратился с архипастырским словом к прихожанам.

В завершение молящиеся совершили поклонение перед Святой Плащаницей.


Великие (царские) Часы

Часы́ – краткие богослужения, установленные Церковью для освящения каждого времени суток (при этом сутки по древней традиции делятся на 4 части); позднейшая традиция связала службы часов с воспоминаниями о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа.

Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. В книгах они приписываются святителю Кириллу Александрийскому (V в., Египет); на самом деле их чин сложился позже, а автор — неизвестен. Раньше сформировался чин часов Великой Пятницы: его некий прообраз – «служба чтений» – совершалась уже в IV – V вв. в Иерусалиме; впоследствии чин несколько видоизменился, но многие чтения перешли в более поздний византийский чин. Уже в XII веке по образцу часов Великой Пятницы были составлены аналогичные службы для навечерий Рождества Христова и Богоявления.

Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.

На каждом Часе читаются псалмы (по три на каждом). При этом от последования обычного часа сохраняется по одному псалму, тогда как два другие заменяются по следующим правилам: на 1-м часе всегда остается начальный псалом (5), тогда как на остальных часах сохраняются заключительные псалмы (соответственно на 3-м – 50, на 6-м – 90, на 9-м – 85).
Для примера: в Великую Пятницу на часах положены следующие псалмы: 1-й час: Пс.5, 2, 21; 3-й час: Пс.34, 108, 50; 6-й час: Пс.53, 139, 90; 9-й час: Пс.68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

источник: сайт "Азбука веры"


Плащани́ца:
1) полотно, которым было обернуто при погребении тело Иисуса Христа.
2) Четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. В конце вечерни Великой Пятницы плащаница выносится на середину храма для поклонения верующих и остается там до пасхальной полунощницы, на которой снова уносится в алтарь.
3) Плащаница с изображением усопшей Божией Матери. По разным традициям, она или полагается посреди храма на праздничной утрени Успения Богородицы, или же вынос плащаницы совершается на третий день этого праздника, при служении чина Погребения Божией Матери.

В настоящее время Святая Плащаница – главный атрибут богослужений последних дней Страстной седмицы. Перед вечерней Великой Пятницы духовенство вынимает Плащаницу из ризницы (или иного места хранения) и полагают ее на престоле поверх антиминса. В конце вечерни при пении тропарей по «Ныне отпущаешми…» Плащаницу торжественно выносят в центр храма и полагают на специально устроенной гробнице. При этом есть разные практики внешнего образа действий при выносе Плащаницы в зависимости от размеров самой Плащаницы и алтаря. Если служит один священник, то он поднимает плащаницу на главу, выносит через северную дверь из алтаря (ему предшествует диакон с кадилом) и полагает в центре храма на уготовленное место так, чтобы Глава Спасителя располагалась в северной части (слева, если смотреть с позиции стоящих в храме). В центре Плащаницы полагают малое («требное») Евангелие. Если служба совершается собором духовенства, то Плащаницу поднимают и несут младшие священники, а настоятель идет под Плащаницей с Евангелием в руках. Если Плащаница велика или северные двери слишком узкие (а может быть и то, и другое вместе), разрешается выносить Плащаницу через царские врата. Если плащаница слишком велика, а священник в храме один, то допускается нести Плащаницу мирянам (мужчинам) через северную дверь. После великой вечерни бывает целование Святой Плащаницы.

На утрене и литургии Великой Субботы все действия (ектении, чтение канона и часов, чтение священником утренних молитв и пр.) совершаются перед Плащаницей. В конце утрени при пении славословия совершается каждение Плащаницы, затем с началом пения Трисвятого Плащаницу поднимают и совершается крестный ход с Плащаницей вокруг храма (нюансы и практики совершения крестного хода аналогичны указанным вариантам с выносом Плащаницы). После крестного хода Плащаницу кладут обратно и после отпуста утрени совершается вновь целование Плащаницы при пении замечательной стихиры «Приидите, ублажим Иосифа…»

Весь день Великой Субботы Плащаница находится в центре храма и доступна для целования верными; на пасхальной полунощнице при пении катавасии 9-й песни священники уносят Плащаницу в алтарь, где полагают ее на престоле (сначала убирают антиминс, потом кладут Плащаницу, затем возвращают антиминс на место поверх Плащаницы). Там она находится вплоть до отдания Пасхи и фактически ее значение сближается со значением антиминса, так как на ней совершают таинство Евхаристии. В день отдания Пасхи после литургии священник убирает Плащаницу в место хранения до Великой Пятницы следующего года.

источник: сайт "Азбука веры"


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version