Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

02.05.2024 Божественная Литургия в Великий Четверток Страстной седмицы

2 мая 2024 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара состоялась Божественная Литургия святителя Василия Великого.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Екатеринодарского кафедрального собора.

По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были вознесены особые прошения на сугубой ектении и особая молитва о Святой Руси.

За богослужением читались отрывки из ветхозаветных книг Исход (о подготовке людей к принятию Божия откровения), Иова (ответ Бога о непостижимости Его дел), Исаии (о страдании и помощи Божией).
Новозаветные чтения включали отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам об отношении к Евхаристии (11 глава) и составное чтение из Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна о событиях, связанных с Тайной Вечерей.

Проповедь перед Таинством Причастия произнес протоиерей Павел Беловолов.

В завершение богослужения протоиерей Николай Анисимов поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Тайн и рассказал об особенностях богослужений в оставшиеся дни Страстной седмицы.


2 мая 2024 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

"Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с великим праздником — с Великим Четвергом. Действительно, этот день приравнивается по своему значению к двунадесятым праздникам, хотя в календаре так не называется. Ведь в основе двунадесятых праздников лежат важные евангельские события; это в их честь устанавливаются соответствующие праздничные дни, чтобы, вспоминая об этих событиях, мы могли проникнуться их спасительным смыслом. А Великий Четверг формально не принадлежит к двунадесятым праздникам, но по своему значению, по всей вероятности, их превосходит. Потому что этот день установлен в честь величайшего события в человеческой истории. Накануне Своих страданий Господь совершает великое чудо: Он обеспечивает все последующие поколения людей возможностью быть соучастниками и сопричастниками Его спасительных страданий, смерти и Воскресения, которые изменили ход человеческой истории. И не только истории, но и метаистории — того, что превышает всякую человеческую историю и уходит в вечность. Мы обрели возможность приобщаться Его страданиям, Его смерти, Его Воскресению через вкушение хлеба и вина, которые в таинстве Святой Евхаристии претворяются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа и Спасителя. Это великое и спасительное таинство действительно помогает людям войти в общение с Творцом, и ничто не сокрушит наше духовное состояние и радость переживания сегодняшнего дня. Через вкушение Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся вечности — мы вместе с Ним в этой жизни и, надеемся, в жизни будущего века.

Святые отцы, особенно Симеон Новый Богослов, много говорили о том, что Евхаристия есть таинство Церкви, и это действительно так. Через это таинство, через покаяние и причащение Тела и Крови Христовой мы, простые грешные люди, и образуем Его Тело, Его Церковь. А без Евхаристии нет Церкви, без Евхаристии нет спасения, и это явлено нам через великое чудо совершения первой Евхаристии на Тайной Вечере Господом и Спасителем. И покуда это чудо совершается, Господь с нами. Он оживотворяет Свою Церковь, Он дарует ей великие силы поднимать человека от праха неведения и греховности, возрождать к жизни будущего века, преображая и жизнь века нынешнего. Таинство Святой Евхаристии, таинство Церкви — это то, что открывает нам врата вечного Небесного Божиего Царства.

Всех вас сердечно поздравляю с этим праздничным днем. Я всегда призывал и сейчас призываю всех обязательно причащаться в этот день. Ни в коем случае нельзя говорить: я причастился вчера или позавчера, поэтому сегодня не пойду, — в Великий Четверг все должны причащаться! Мы должны являть себя как евхаристическая община, продолжающая делание той общины, которую созидали и образовывали святые апостолы — те, кто причастился через вкушение хлеба и вина истинного Тела и Крови Спасителя на Тайной вечере. И да помогает нам Господь хранить в нашей памяти, в нашем сознании, в глубине наших сердец понимание того, сколь важна для дела нашего спасения Святая Евхаристия. Нет ничего более важного, чем приобщение Божественной природе Господа и Его человеческой природе, когда через покаяние мы приступаем к Телу и Крови Христовой. Действительно, что может быть более возвышенно и более значимо для человеческой жизни, как не это Святое Таинство?

Иногда люди, стремясь тщательно готовиться к принятию Тела и Крови Христовой, говорят: часто причащаться не могу, надо серьезно подготовиться. Как я уже неоднократно говорил, это самое сильное диавольское искушение, которое только действует на людей. Диаволу удается, воздействуя на наше благочестие, убедить нас в том, что нам не надо причащаться, мол, мы недостаточно готовы. А можем ли мы вообще быть достаточно подготовлены, чтобы причащаться Тела и Крови Господней? Конечно же, нет! Что самое главное надлежит сделать и каковым является непременное условие причащения, прикосновения к Телу и Крови Христовой? Это покаяние в наших грехах! И каяться надо, конечно, не только на исповеди. Мы призваны к покаянию каждый день. Как важно, когда завершается день, проанализировать все, что в этот день было, и пред иконой, вернее, пред самим Господом покаяться в том, что мы сделали, — что называется, по горячим следам. Потому что мы часто забываем наши грехи, но уж в конце дня точно можем обо всем вспомнить. И если у нас будет навык ежедневного принесения покаяния Господу, то более значимым, более для нас убедительным и более спасительным станет прохождение таинства Исповеди, и, конечно, более радостным — причащение Тела и Крови Спасителя.

Еще раз поздравляю вас, мои дорогие, с великим праздником, равным двунадесятым праздникам, — с праздником установления спасительного таинства Тела и Крови Христовой! Всем нам желаю быть ближе ко Господу, а самую что ни есть настоящую близость и дарует нам причащение Святых Христовых Таин. Аминь.

источник: официальный сайт Московского Патриархата, пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


В Великий Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день:
- божественное умовение ног Иисусом Своим Ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним;
- Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии);
- молитва Спасителя в Гефсиманском саду;
- предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.

В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13:1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею.

По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14:12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам:
"знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам."

По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток.

Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской.

На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебу вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь (Ин. 13:1-30). Прекратив спор Апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий, и предсказав Апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и Свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, – на гору Елеонскую (Лк. 22, 24-28); (Мф. 26, 30-35).

Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там, и взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время преображения, начал скорбеть и тосковать. Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал ученикам Своим Богочеловек.
Отойдя от них на вержение камня, Он преклонил главу и колена, и молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий, и совершенно предаваясь воле Отца. Иисусу Христу явился Ангел с небес и укреплял Его. Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к Ученикам Своим и говорил им: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом, ибо у них глаза отяжелели.

Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером пред Своими страданиями и смертью, и в то же время внушениями скорбевшим Апостолам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

Около полуночи приходит в сад предатель с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним на встречу и словами:
"Это Я, коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть" (Мф. 26:36-56); (Мк. 14:32-46); (Лк. 12:38-53).
Так Господь, являвший продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законом естества, словом: Это Я повергший на землю предателя с народом, имевший во власти Своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!

По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн.

по материалам:
Гермоген Шиманский "Литургика. Страстная Седмица"
Протоиерей Г.С. Дебольский "Дни Богослужения Православной Церкви", т.2
Д.В. Дементьев "Чтение на каждый день Великого поста"


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version