Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

28.04.2024 В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Василий совершил Божественную Литургию

В воскресенье, 28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора во главе с настоятелем иереем Рафаилом Резниченко, клирик Свято-Троицкого собора Краснодара иеромонах Александр (Дерягин).

Богослужебные песнопения исполнили архиерейский и детский хор Свято-Екатерининского кафедрального собора.

На малом входе правящий архиерей вручил очередные богослужебно-иерархические награды клирикам епархии.
Патриаршей награды — правом ношения камилавки — был удостоен диакон Андрей Тесля.
Наперсным крестом золотого цвета награжден иеромонах Александр (Дерягин).
Правом ношения двойного ораря награжден диакон Вячеслав Миронов.

По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были вознесены особые прошения на сугубой ектении и особая молитва о Святой Руси.

Проповедь перед Таинством Причастия произнес протоиерей Павел Беловолов.

В завершение богослужения глава Кубанской митрополии совершил освящение верб, веточки которых были розданы всем прихожанам. Затем владыка окропил освященной водой верующих, которые пришли на богослужение с букетами верб.

В этот день на территории Свято-Екатерининского кафедрального собора состоялась благотворительная ярмарка, организованная и проведенная силами Екатерининского сестричества и Молодежного центра собора. Собранные пожертвования будут направлены на покупку пасхальных подарков для военнослужащих.


Тропарь праздника, глас 1:
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́, Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Ин тропарь праздника, глас 4:
Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся Воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Кондак праздника, глас 6:
На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние/ и дете́й воспева́ние прия́л еси́, зову́щих Ти:// благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти.

Величание:
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ оса́нна в вы́шних,/ и мы Тебе́ вопие́м:// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.


Вход Господень в Иерусалим - описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-11; Лк 19. 28-40; Ин 12. 12-19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа - Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к-рое хронологически и содержательно предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт 49. 10-11; Пс 8. 2-3; Зах 9. 9).

Воспоминанию этого события посвящен один из главных церковных праздников, в православной Церкви относящийся к числу двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви (греч. βαΐα), праздник Вход Господень в Иерусалим обычно называют Неделей ваий (Κυριακὴ τῶν βαΐων; ср. лат. названия Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье), Dominica или Dies palmarum (Воскресенье или День пальм), к к-рым восходят названия праздника в совр. европ. языках - напр., англ. Palm Sunday); в слав. традиции известно его обозначение еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

источник: церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»


Богослужебные (литургические) особенности праздника

Накануне вечером совершается всенощное бдение.

Все последование службы в Неделю Ваий совершается по Триоди, кроме случая, когда на этот день приходится Благовещение или храмовый праздник, – в этом случае службы этих праздников соединяются.

Всенощное бдение состоит из великой вечерни с литией, утрени и 1-го часа. На великой вечерне читаются три паремии. На утрене воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор…», «Воскресение Христово видевше…») не поются. После чтения Евангелия сразу читается псалом 50 и совершается освящение ваий. На утрени один канон праздника. «Честнейшую Херувим» не поем, но ирмос: «Бог Господь, и явися нам…». В конце всенощного бдения особый отпуст праздника.

Совершается Литургия Иоанна Златоуста. На проскомидии священником заготовляются три Агнца – для Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы. Антифоны праздника. На малом входе произносится входный стих, после которого поются тропарь и кондак праздника. Задостойник праздника. В конце Литургии особый отпуст праздника, как на утрене. Совершается второе освящение ваий.

Важно помнить. Освящается в первую очередь не верба, а сам христианин, держащий в руке вербу, что видно из текста самой молитвы (русский перевод):
«…О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем…».
В Требнике – сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов – даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике – книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

источник: Битбунов Г.С. Вход Господень в Иерусалим. Праздник в православном богослужении


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version