Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

06.04.2024 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 3-ю неделю Великого поста и к празднику Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля 2024 года

     Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии во 3-ю неделю Великого поста - Крестопоклонную, которая состоится 7 апреля 2024 года.

полный текст: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора

 

     Начиная разговор о том, какое значение имеет для православных христиан Крестопоклонная неделя, необходимо дать ответ на вопрос, почему именно крест, то есть орудие мучения, выбран в качестве объекта поклонения. Ответ вытекает из самого смысла крестных страданий Спасителя. На нём была принесена Его искупительная жертва, открывшая повреждённому грехом человеку врата вечной жизни. С тех пор христиане всего мира видят в кресте, прежде всего, символ спасительного подвига Сына Божьего.

     Неделя крестопоклонная - название третьей Недели (воскресения) Великого поста, с которой начинается четвертая седмица Великого поста, которая также называется «Крестопоклонной». Название «крестопоклонная» происходит по причине того, что в воскресенье (на утрени), а также в последующий понедельник и среду (на 1-м часе), а в пятницу (после отпуста Часов) молящимися в храме совершается поклонение честному и животворящему Кресту.

 

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - Крест - символ искупительной жертвы;
     - христианское учение о спасении;
     - история праздника поклонения кресту;
     - установление времени празднования;
     - особенности церковной службы в дни праздника;
     - особое значение праздника в наши дни;
     - что является необходимым для каждого православного христианина в Крестопоклонную неделю?
     - преподобный Иоанн Дамаскин: "Точное изложение Православной Веры. Книга 4. Глава XI. О кресте и еще о вере";
     - чинопоследование всенощного бдения. Чин выноса Честного и Животворящего Креста Господня;
     - канон недели 3-й Великого поста, крестопоклонной, творение преподобного Феодора Студита;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Василий Великий, Григорий Палама, Филарет Московский, Феофан Затворник, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала Евангелия от Марка (8:34 - 9:1) - о Кресте.

 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - совершенное отречение состоит в том, чтобы преуспеть в беспристрастии даже и к самой жизни и иметь себе «приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя» (2 Кор. 1:9). Начинается же оно отчуждением внешнего, как-то: имения, суетной славы, привычек жизни, пристрастия к неполезному, как показали нам святые ученики Господни, Иаков и Иоанн, оставившие отца своего Заведея и самый корабль, доставлявший все средства к жизни;

     - за Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом;

     - что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина;

     - Спаситель требует взять свой Крест и следовать за Ним не только избранным Ученикам Его, но и всем верующим в Него;

     - радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!;

     - Господь не гонит людей на крест вперед Себя, но призывает их следовать за Собою, Крестоносцем;

     - грех, при посредстве которого совершилось наше падение, так объял все естество наше, что сделался для нас как бы природным: отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя;

     - если отвергнуть себя и предать на крайнее бесчестие и смерть – велико и выше естества, однако это не несправедливо: потому, что и земные цари не удостаивают ли следовать за собою, и особенно тогда, когда идут на войну, лишь тех только, которые готовы умереть за них?

     - Господь Иисус Христос повелевает нам совершенно отречься себя, т. е. от сатаны, действующего в нас, и от всех дел его, и от всего служения его, и всей гордыни его, и взять крест свой, т. е. терпеть неизбежные тяжкие лишения, болезни, страдания и скорби, посылаемые нам для нашего очищения, вразумления, укрепления в добродетели, и искушения, причиняемые нам демонами и людьми;

     - по своей свободной воле люди впали в болезнь греховную, и по своей свободной воле люди должны лечиться и выздороветь от греха;

     - Христос не скрывает: горько-прегорько лекарство; но Он облегчает людям принятие его тем, что Сам первым принимает его, хотя и здрав, и являет его блистательное действие;

     - Адам отвергся Истины и прилепился ко лжи; ныне Господь требует от потомков Адама, да отвергнутся лжи и снова да прилепятся к Истине, от коей отпали;

     - отвергнуться себя означает: отвергнуться иллюзорного не-существа, навязавшегося тебе вместо твоего существа, кое от Бога;

     - от нас не требуют делать то, что до этого никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников;

     - требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный;

     - Крест тяжек для ветхого, плотского человека, но не тяжек для человека духовного;

     - многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их. Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и все сие – из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение – никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола;

     - Господь требует от нас не того, чтобы мы взяли Крест Его, но крест свой. Он распялся на Кресте не за Свои грехи, а за наши; потому Его Крест – тягчайший. Мы распинаемся за свои собственные грехи; потому крест наш легче;

     - если ты не идешь путем спасения, то верно идешь путем погибели, или, если не идешь, то падаешь, - падаешь из жизни духовной в плотскую, из жизни человеческой в скотскую, и не приметишь, как обрушишься в жизнь адскую, в смерть сугубую, - невозвратно!

     - если ты веруешь в слово Христово; то должен и поступать по сему слову: ибо веровать в слово, и не поступать по нему, есть пагубная дерзость и безумие;

     - должно взять крест не для того только, чтобы подвизаться в ношении онаго, но чтобы наконец совсем «распять плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24), «умертвить уды наша, сущия на земли» (Кол. 3:5), «умереть» таинственно, чтобы «живот» наш был «сокровен со Христом в Боге» (Кол. 3:3);

     - одно из двух: или ты должен идти за Христом, последовать Его слову и Его примеру; или ты напрасно называешься Христианином;

     - Христос пришел не для того, чтобы только поправить мир, но для того, чтобы его претворить, переродить: старое железо бросить в огонь и отлить все новое. Он не ремонтник, а Сотворитель, Он не латает, а ткет;

     - кто хочет сберечь свою ветхую, адамову душу, разъеденную грехом и сгнившую от него, тот потеряет ее; ибо такую душу Бог не допустит пред лице Свое, а создание, не представшее пред лице Божие, все равно что не существует;

     - отождествляя Себя со Своим делом и Своим учением, Господь тем самым распространяет возможность спасения на многих;

     - главный дар Бога человекубогообразная душа. И сей главный дар Бог в свое время потребует назад. Ничего человек не может возвратить Богу вместо души. Душа – царь, а все прочее – раб. Не примет Бог раба вместо царя, не взыщет временного вместо бессмертного;

     - как оставляющая своего мужа, а с другим, чужим, живущая, называется блудница и грешница: так блудницею и грешницею бывает душа, оставляющая Бога, а работающая идолам, и чрез неповиновение Божеским заповедям диавольскими похотениями растленная;

     - не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания;

     - кто "постыдится" исповедать Распятого Богом своим, того и Он "постыдится", признает недостойным рабом Своим, когда "приидет" уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но "в славе" и с воинством Ангельским;

     - стыдится ли сын отца своего пред медведем или дочь матери своей пред лисицею? Так к чему тебе стыдиться Преблагого пред злыми, Чистейшего пред нечистыми, Всемогущего пред ничтожными, Премудрого пред тупыми? К чему стыдиться величественного Господа пред родом прелюбодейным и грешным?

     - если мы захотим, то и мы можем, не вкусив смерти, узреть Царствие Божие, пришедшее в силе. При каких условиях оно отверзается, ясно глаголет сегодняшнее евангельское зачало. Возьмем добровольно крест свой и последуем за Господом. Постараемся потерять свою ветхую душу, свою греховную жизнь и усвоить то, что для человека спасти душу свою важнее, нежели приобрести весь мир.

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему взяв свой крест необходимо именно следовать за Христом?
     - если бы тебе, блуждающему в неизвестных и опасных местах, сказал некто: вот тропинка, по которой ты можешь придти в безопасное место; и если бы ты, не имея причины сомневаться в сем указании, стал медлить, или пошел в противную сторону, может быть на встречу зверю или разбойнику: не была ли бы то пагубная дерзость и безумие?
     - куда же идет Иисус, и куда мы должны следовать вместе с Ним, и куда приводит путь сей?
     - не напрасно ли Святые Отцы открывают нам весь ужас пути Христова, котораго и без того страшатся многие?
     - почему Господь добавляет: и "ради Евангелия"? Не достаточно ли просто сказать: "ради Меня"?
     - кто суть те, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе?

 

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - В чем состоит самоотвержение, которого требует Иисус Христос от своих последователей?
     - Самоотвержения, крестоношения и последования за Ним — вот чего требует Иисус Христос от всех, желающих быть Его последователями;
     - Признаки истинного ученика Христова;
     - Два необходимых свойства крестоносца, желающего быть последователем Христовым;
     - Почему и как мы должны ради Христа и Евангелия погубить свою душу, чтобы спасти ее;
     - Почему Иисус Христос называет свою Церковь царствием Божьим?
     - Царство Христово не есть царство от мира сего;
     - Сравнение самоотвержения со смертью;
     - Победа над самими собой посредством самоотвержения есть величайшая из всех побед;
     - Крестный путь самый лучший путь, какого только можно желать;
     - Сравнение креста с лестницей, виденной патриархом Иаковом;
     - Против тех, которые отказываются от креста и страданий;
     - Почему забота о душе должна быть первой нашего заботой?

 

выдержки из проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла 3 апреля 2016 года в Неделю Крестопоклонную после Литургии в Покровском храме в Орехово-Борисово г. Москвы, в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Что такое «отвергнуться себя»? Хочет ли того человек или не хочет, но он мир Божий воспринимает через самого себя. Хочет ли он того или не хочет, но мир вокруг него, а он как бы центр мира, и нужно употребить много сил, чтобы осознать, что ты вовсе не центр, что центр в другом месте, что центром является Бог.

     А Господь предлагает нам отвергнуться от себя и идти за Ним, перестав сознавать себя центром бытия. И не просто следовать за Христом, но и принять на себя некую скорбь, именуемую крестом. Удивительной силой наполнены эти слова и удивительной тайной. Наверное, большинство людей не пытаются проникнуть в смысл этих поразительных слов, но, соприкасаясь с чем-то непонятным, с ходу его отрицают: «не для меня», «не понимаю». В этой фразе, помимо слова «отвергнись», есть еще одно ключевое слово — «крест». Нужно взять свой крест, то есть свою скорбь. Не надо брать чужих скорбей - каждый должен взять свой собственный крест, свою скорбь и идти за Христом.

     Мы должны научиться нести крест. Сделать это легко, если мы свяжем несение креста со своим счастьем. Если, неся крест, мы становимся более сильными, мудрыми, зрелыми, если, неся крест, мы ценим каждый день, который Бог нам дает, если мы начинаем иначе воспринимать других людей, иначе воспринимать добрый взгляд и доброе слово, если несение креста помогает нам увидеть глубину души другого человека, то мы растем — растем очень сильно и значимо, приближаясь к стяжанию Божиего Царства. В Священном Писании нет лишних или ложных слов. Если Господь говорит, значит так оно и есть. Если приходят в нашу жизнь скорби, даже из-за наших ошибок или нашего неразумия, то их нужно принять так, чтобы они стали спасительным крестом, несение которого наполняет нашу жизнь смыслом и открывает врата вечности.

 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 7 апреля 2024 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: третья неделя Великого поста, Крестопоклонная


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: третья неделя Великого поста, Крестопоклонная


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

7 апреля 2024 года. Третья неделя Великого поста, Крестопоклонная; Благове́щение Пресвятой Богородицы
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается;
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.

 

Текст последования подготовлен усилиями сайта последование.рф по схеме, данной в ежегоднике "Богослужебные указания", электронная версия которого представлена на сайтах "Православный церковный календарь", а также на сайте Патриархии.

 

     Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к празднику Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля 2024 года

полный текст: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора

 

РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - история праздника;
     - событие праздника
     - особенности богослужения праздника
     - литургическое освещение праздника
     - святитель Феофан Затворник о Благовещении Пресвятой Богородицы

     Благовещение Пресвятой Богородицы (церк.-слав. Благовѣщенїе; греч. Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου]; лат. Annuntiatio — возвещение) - важнейшее Евангельское событие, состоявшее в возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии Божественной воли о Рождении от Неё Спасителя мира и Её ответном согласии стать Матерью Бога по человеческому естеству и посвященный этому событию двунадесятый Церковный Праздник, торжественно отмечаемый верующими ежегодно 25 марта (7 апреля).

     Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (7 января по н. ст.) – дня, который с IV века сначала на Западе, а затем и на Востоке считается днем Рождества Христова.

     У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.

     Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке. В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

     О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (Лк. 1:26-38)

     Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный.
Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием.
Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней.
Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие.

В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с “купиной” (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога).
Сравнивается с “лествицей,” виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы, небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и “церковью,” т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии: (отрывки из ветхозаветных книг): (Быт. 28:10-17), (Иез. 43:27, 44:1-4), (Прит. 9:1-11), (Исх. 3:1-8), (Прит. 8:22-30). На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем.

     По идейному содержанию богослужение в день Благовещения представляет собой пространное и глубочайшее толкование Евангельского чтения о благовестии Архангела Гавриила Деве Марии перед зачатием Ею воплощенного Бога Слова. Богослужебные стихиры и канон данного праздника посвящены изъяснению Архангельского приветствия Пресвятой Богородице и Ее ответа на благовестие (Лк. 1:26-38). Благодаря этому экзегезису весь таинственный смысл воспоминаемого Церковью события встает перед сознанием верующих в его вселенском и всечеловеческом значении.

     В день Благовещения человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения. Сын Божий тогда предначал восстановление ее падения принятием Адамовой нищеты, облекшись в чуждое Ему естество (утреня, канон, светилен по 9-й песни; 2-я и 5-я хвалитные стихиры) ради спасения людей.

     Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, - тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы.
Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее." (святитель Феофан Затворник)


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version