Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

17.03.2024 Митрополит Василий совершил вечерню с чином прощения

Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий молился за вечерней и возглавил чин прощения в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара.

На богослужение собрались настоятели и клирики городских храмов, верующие краснодарцы, чтобы получить благословение Правящего Архиерея на предстоящий Великий пост, а также испросить прощения у Высокопреосвященнейшего владыки и друг у друга.

Во время вечерни по окончании пения великого прокимна после закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные облачения, что ознаменовало собой вступление верующих в период Святой Четыредесятницы.

После отпуста вечерни митрополит Василий обратился к пастве со словами напутствия на предстоящий Великий пост.


В богослужебной практике Русской Православной Церкви чин прощения, совершаемый после вечернего богослужения в Сыропустную неделю (вечером воскресного дня накануне понедельника 1-й седмицы Великого поста), по своему смыслу является особым обрядом, совершаемым один раз в год. Он зримо являет необходимость исполнения евангельской заповеди о том, что христиане должны прощать друг другу взаимные греховные поступки, обиды, огорчения:
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).
Неслучайно, этим изречением начинается евангельское чтение на литургии Сыропустной недели.

Прообраз современного чина прощения многие усматривают в «правиле», существовавшем в древности в некоей палестинской пустынной обители, о которой говорится в написанном свт. Софронием, патриархом Иерусалимским, Житии прп. Марии Египетской. В воскресный день перед 1-й седмицей Великого поста монахи собирались на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме и, «помолившись прилежно, с земными поклонами, целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и каждый просил помолиться о нем и иметь его со-подвижником и сотрудником в предстоящей брани». После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, кого устрашуся?» (Пс. 26:1) выходили из монастыря и удалялись в пустыню. Однако необходимо отметить, что из слов самого свт. Софрония ясно, что описываемый обычай был исключительной особенностью уклада монастыря, где жил авва Зосима, и в иных палестинских обителях не практиковался. Кроме того, в повествовании идет речь лишь о взаимном прощении монахов, связанном с предстоящей разлукой. Здесь нет указания на то, что монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные прегрешения и обиды, причиненные в течение совместной жизни в киновии (общежитии).

Непосредственным прообразом чина является испрашивание прощения в начале и конце каждого дня, которое, согласно церковному уставу, должно совершаться во всяком общежительном монастыре ранним утром — после полунощницы, — а также вечером — после повечерия (см. Часослов). Тем самым, каждый монах, начиная с игумена обители, надеется прожить каждый день своей жизни в строгом соответствии с евангельской заповедью:
«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24),
а также исправить последствия даже малейшего отступления от нее в течение дня.

Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением. Старопечатные издания Служебника прямо описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем перед самым началом литургии и после великого входа.

Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках соборных храмов XVI-XVII вв.7, где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни практике, с учетом указаний этих источников.

источник: официальный сайт Московского Патриархата; Разъяснение, разработанное комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, одобрено на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года (журнал № 70).


В воскресный день 17 марта совершается вечерня с чином прощения. В некоторых храмах это происходит сразу после литургии, а в других — в вечернее время. Это удивительная служба, которая проходит лишь раз в году.

Первая часть вечерни совершается священнослужителями в светлом облачении. После «Свете Тихий» поется Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». Затем закрывают царские врата, читают «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные (темные) одежды.

Далее, после пения стихир и молитвы «Отче наш», хор медленно поет тропари, обращенные к Богородице, Иоанну Крестителю, апостолам и всем святым, во время которых совершаются земные поклоны. В завершение священник на амвоне произносит молитву Ефрема Сирина, которая тоже сопровождается земными поклонами.

В конце службы священник первым испрашивает у верующих прощения. На аналое рядом с солеей выносятся и полагаются иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Священство и прихожане прикладываются к ним и просят прощения друг у друга.

Чин прощения — древняя монашеская традиция, возникшая в Египте. Тогда подвижники после чина прощения уходили в пустыню и возвращались в монастырь только к Лазаревой субботе. Однако некоторые монахи погибали в пустыне из-за болезней, нападений разбойников и диких зверей. Помня об этой опасности, монахи и испрашивали друг у друга прощения и прощали обиды, чтобы в случае гибели с чистым сердцем предстать перед Богом.

Наступающая неделя после Прощеного воскресенья — первая седмица Великого поста, в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров. В другие дни недели, кроме субботы и воскресенья, литургии не положено.

В первые четыре вечера Великого поста, с понедельника по четверг, в храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

источник: журнал "Фома"


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version