Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

18.01.2024 Богослужение в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

18 января 2024 года, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара были совершены Царские часы, Великая вечерня в соединении c Божественной литургией Василия Великого и чин Великого освящения воды.

За вечерней были прочитаны 13 паримий праздника.

По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были вознесены особые прошения на сугубой ектении и особая молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Екатерининского кафедрального собора.

Проповедь перед Таинством Причащения произнес ключарь кафедрального собора иерей Иаков Иванов.

По окончании Божественной литургии был совершен чин Великого Водоосвящения, который совершается дважды в году: в Крещенский сочельник 18 января, накануне праздника Крещения Господня (Богоявления), и в сам праздник 19 января. Затем было совершено славление празднику.


Часы́ – краткие богослужения, установленные Церковью для освящения каждого времени суток (при этом сутки по древней традиции делятся на 4 части); позднейшая традиция связала службы часов с воспоминаниями о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа.

Великие (Царские) Часы
Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. В книгах они приписываются святителю Кириллу Александрийскому (V в., Египет); на самом деле их чин сложился позже, а автор — неизвестен. Раньше сформировался чин часов Великой Пятницы: его некий прообраз – «служба чтений» – совершалась уже в IV – V вв. в Иерусалиме; впоследствии чин несколько видоизменился, но многие чтения перешли в более поздний византийский чин. Уже в XII веке по образцу часов Великой Пятницы были составлены аналогичные службы для навечерий Рождества Христова и Богоявления.

Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.

На каждом Часе читаются псалмы (по три на каждом). При этом от последования обычного часа сохраняется по одному псалму, тогда как два другие заменяются по следующим правилам: на 1-м часе всегда остается начальный псалом, тогда как на остальных часах сохраняются заключительные псалмы (соответственно на 3-м – 50, на 6-м – 90, на 9-м – 85). Для примера: в Великую Пятницу на часах положены следующие псалмы: 1-й час: Пс.5, 2, 21; 3-й час: Пс.34, 108, 50; 6-й час: Пс.53, 139, 90; 9-й час: Пс.68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.

источник: чайт "Азбука веры"


Великая агиасма — церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных элементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; святая вода выступает средством освящения и вовлечения человека в общение с Богом.

Традиция совершать великое освящение воды на праздник Крещения Господня — одна из самых известных и почитаемых в Православной Церкви. В ее основе лежит, во-первых, древнейшее церковное предание о призывании благодати Божией на воду, предназначенную для таинства Крещения оглашенных; во-вторых, широко распространившееся с IV века отождествление 6 января (здесь и ниже все даты приводятся по юлианскому календарю — «старому стилю») с днем Крещения Самого Господа Иисуса Христа.

Центральный текст чина богоявленского водоосвящения — молитва Велий еси, Господи. Она целенаправленно написана так, чтобы отражать структуру анафоры, то есть центральной молитвы главного христианского богослужения — евхаристической Литургии. В анафоре прошению об освящении Даров предшествует подробное обоснование: в молитве сначала говорится о том, что Бог открыл людям о Себе­Самом, о сотворении Им мира, о служении ангелов на небесах; затем — о том, что человек, который также должен был принять участие в восхвалении Творца, отпал от Бога и стал нуждаться в искуплении, и о том, как Господь Иисус Христос совершил Свое искупительное Домостроительство. Далее предстоятель от лица всей Церкви вспоминает о том моменте искупительного Домостроительства, в который и была дана заповедь совершать Евхаристию, — о Тайной Вечере, а также о распятии, погребении, Воскресении, Вознесении и Втором Пришествии Христовых. Только после всего этого предстоятель дерзает просить Бога, чтобы Он совершил великое таинство Евхаристии, так что хлеб и вино сделаются Пресвятыми Телом и Кровью, причастники, вкусив от них, удостоятся благодати Божией, а вся Церковь — и усопшие, и живые ее члены, о которых приносятся ходатайства сразу после освящения Даров, — обретет милость у Бога. Таким образом, вся евхаристическая молитва предстает одним целым, а прошение об освящении Даров помещено в ней в самый широкий контекст христианского упования как такового.

То же можно сказать и о молитве Велий еси, Господи. Она начинается со слов о величии Бога, после чего говорится о Нем как Творце мира и об ангельском служении на небесах.
Далее сказано о Домостроительстве Христа на земле и, в частности, о Его Рождестве и Крещении — то есть именно тех событиях, которым и было изначально посвящено празднование.
Далее произносится эпиклеза — призывание Святого Духа на воду, — аналогичная эпиклезе при освящении евхаристических Даров, а после нее — прошения о том, чтобы освященная вода стала источником благодати Божией.
Далее в структуре анафоры следуют прошения о Церкви; в молитве Велий еси, Господи они также есть, однако здесь имеется и отличие: вслед за эпиклезой и прошениями о духовных плодах от агиасмы составитель молитвы Велий еси, Господи поместил ряд библейских образов, связанных с водой (Крещение на Иордане, потоп при Ное, чудесный переход сквозь море при исходе из Египта и последующее изведение воды Моисеем из скалы в пустыне, обилие воды при жертвоприношении Илии), что структурно соответствовало бы в анафоре рассказу о Тайной Вечере, а затем — еще одну эпиклезу и новое прошение о духовных плодах от вкушения святой воды и помазания ею. Таким образом, в молитве Велий еси, Господи не одна, а две эпиклезы.

Итак, связь этой молитвы с чином Евхаристии очевидна — недаром в древнем Константинополе Патриарх возносил ее к Богу прямо у святого престола, куда ставились и сосуды с водой, а тот же Иаков Эдесский запрещал прибавлять к этой молитве вступительный диалог, как на Литургии (т.е. Горе́ имеим сердца и т.д.), и включать в нее пение Свят, свят, свят… и диаконский диптих. Поэтому не случайно, что великая агиасма, освященная со словами этой молитвы, традиционно считалась святыней, приближающейся по значению к Святым Дарам. Так, в древнерусской практике к приобщению великой агиасме в дни помимо Богоявления молитвенно готовились, само приобщение могло предваряться исповедью и происходило по специальному чину. Отсюда же и старинный обычай употреблять великую агиасму строго натощак.

источник: официальный сайт Московского Патриархата


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version