Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

14.01.2024 Божественная Литургия в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением

В воскресенье, 14 января 2024 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, праздник Обре́зания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара состоялась Божественная Литургия по чину свт. Василия Великого.

По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были вознесены особые прошения на сугубой ектении и особая молитва о Святой Руси.

Во время богослужения было прочитаны Апостольские и Евангельские зачала:
Недели пред Богоявлением: 2Тим. 4:5–8 (зач. 298); Мк. 1:1–8 (зач. 1);
Обрезания: Кол.2:8–12 (зач. 254); Лк.2:20–21,40–52 (зач. 6);
Свт.: Евр.7:26–8:2 (зач. 318); Лк.6:17–23 (зач.24).

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Екатерининского кафедрального собора.

Перед Таинством Причащения ключарь кафедрального собора иерей Иаков Иванов огласил Рождественское послание митрополита Екатеринодарского и Кубанского Василия.

В завершение было совершено славление святителю Василию Великому.

По окончании богослужения к молящимся обратился настоятель собора иерей Рафаил Резниченко.

В этот день состоялся традиционный благотворительный обед на территории Свято-Екатерининского кафедрального собора, организованный и проведенный силами Екатерининского сестричества.

После богослужения в административном здании собора прошла традиционная Воскресная встреча духовенства Собора со слушателями богословских курсов и прихожанами. Протоиерей Николай Анисимов рассказал собравшимся об основах Православия, ответил на интересующие вопросы слушателей.
Во время встречи все желающие могли принять посильное участие в помощи нашим воинам, участвующим в СВО - плести маскировочные сети.


Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обре́зания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель) (Мф. 1:21), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Свидетельства о праздновании Обре́зания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

Праздник Обре́зания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

источник: сайт "Азбука веры"


Василий Великий, или Василий Кесарийский (ок. 330–379) [греч] – святой, память 1 января. Отец Церкви, один из трех Вселенских учителей и отцов–каппадокийцев, философ, подвижник и богослов.

Брат Григория Нисского. Родом из Кесарии. Происходил из богатого патрицианского христианского рода; бабкой В.В. по отцу была св. Макрина (Мокрина), к лику святых причислены мать Эмилия (Эммелия), сестра Макрина, (Макрина Младшая), брат Григорий.
Св. Эмилия родила 10 детей, из них трое стали епископами (кроме В.В. и Григория – их брат епископ Севастийский Петр, тоже причисленный к лику святых. В.В. первоначальное образование получил под руководством отца; в дальнейшем В.В. продолжил свое образование в Константинополе и в Академии в Афинах. Соучеником В.В. в Афинах был Григорий Назианзин (Богослов), с которым у В.В. установилась дружба на всю жизнь. Через много лет, в надгробном Слове В.В. Григорий Назианзин скажет, что В.В. во время учебы знал только две дороги – в школу и в церковь.
По окончании учебы В.В. возвратился в Кесарию, где принял святое Крещение, затем он отправился в странствие по местам, известным как монашеские обители. В.В. побывал в Египте, посетил Палестину, Сирию и Месопотамию. Вернувшись на родину, В.В. вступил на путь аскетической жизни, удалился в пустыню, где основал киновитский (общежительный) монастырь. Для монастыря В.В. составил "Правила монашеские", ставшие основой монашеской жизни на последующие времена как на Востоке, так и на Западе, на "Правилах" В,В, основывались уставы св. Бенедикта и преп. Феодора Студита. Для богословского обоснования монашеской жизни В.В. составил собрание выдержек из сочинений Оригена, получившее название "Филокалия", или, в славянском переводе, "Добротолюбие". Впоследствии этим словом было названо собрание творений отцов–подвижников. В 370 г. В.В. стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, несколько позже основал Каппадокийскую богословскую школу.

Впитав в себя установления Никейского собора и твердо их придерживаясь, В.В. очень активно, бесстрашно и догматически мудро выступал против попыток государственной власти подавить православие и заменить его арианством. В этой борьбе В.В. выстроил ту богословскую терминологию, которая была окончательно принята Церковью. Он много сделал для подготовки Вселенского собора 381 года.

Литературное наследие В.В. довольно велико - оно включает:
- догматико–полемические труды (сочинения "Против Евномия", послание к Амфилохию Иконийскому "О Духе Святом"),
- труды гомилетического характера ("Беседы на Шестоднев", 13 бесед на отдельные псалмы, 21 беседа на различные темы).
Особое место в наследии В.В. занимают его письма, собиранием которых занимался уже Григорий Богослов. Сохранилось 365 писем, – среди них и богословские трактаты, и письма с изложением церковных правил, давно включенные в канонические сборники.

источник: научный богословский портал Богослов.Ru


Краткие сведения о литургии Св. Василия Великого, дни совершения ее и отличие ее от литургии Св. Иоанна Златоустого

Первою литургиею, изложенною письменно, была литургия Св. Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, написанная им в 4-м веке. Она изложена по чину первой литургии, составленной Св. Апостолом Иаковом, братом Господним. Литургия Св. Василия Великого совершается в году 10 раз в следующие дни:
1) в день памяти кончины Св. Василия Великого 1-го января,
2) в пять воскресных дней Великого поста,
3) в четверг и субботу Страстной недели,
4) в сочельник накануне праздника Рождества Христова, 24 декабря,
5) в сочельник накануне праздника Крещения Господня, 5-го января. Если сочельник рождественский или крещенский будет в субботу или в воскресенье, тогда совершение литургии Св. Василия Великого переносится в самый день праздника, а в сочельник совершают литургию Св. Иоанна Златоустого.

Литургия Св. Василия Великого отличается от литургии Св. Иоанна Златоустого тем, что молитвы, читаемые тайно священником, пространнее, поэтому и пение на клиросе некоторых песнопений происходит протяжнее и служение этой литургии бывает продолжительнее. Кроме этого, различие между литургиями состоит в том, что перед возгласом: «приимите, ядите» и "пийте от нея вси» священник произносит вслух: «Даде Святым своим учеником и апостолом рек».

Вместо песнопения «Достойно есть» поется:
«О Тебе радуется, Благодатная всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из нея же Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш: ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела: о Тебе радуется, Благодатная, вся- кая тварь, слава Тебе.»
Перевод:
«Благодатная, о Тебе радуется всякое творение, собор ангелов и человеческий род. Ты – освященный храм, разумный рай, девственная слава, от Которой Бог принял плоть и стал Младенцем, Тот,Который прежде веков есть Бог наш. Ибо Он Тебя сделал Своим Престолом и Твое чрево – обширнее не бес. О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе».

источник: протоиерей Михаил Соколов «Богослужение Православной Христианской Церкви»


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version