Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

06.01.2024 Божественная литургия и Великая вечерня в день Навечерия Рождества Христова (Рождественский сочельник)

6 января 2024 года, в субботу пред Рождеством Христовым, в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара была совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были вознесены особые прошения на сугубой ектении и особая молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Екатерининского кафедрального собора.

Проповедь перед Таинством Причастия произнес иерей Александр Клочков.

По завершении Литургии была совершена Великая вечерня праздника Рождества Христова.

По окончании богослужения настоятель собора иерей Рафаил Резниченко поздравил всех молящихся с Рождественским сочельником.


Последний день предпразднства Рождества Христова имеет особое название – уставное «навечерие» (то есть день накануне, вчерашний по отношению к празднику день) и обиходное «сочельник» (связанное с обычаем есть сочиво или кутью – кашу из цельных зёрен пшеницы, ячменя или риса с добавлением мёда и с сухофруктами, изюмом, орехами). Для этого дня характерны особый устав богослужения и особый устав о посте.

Богослужение совершается по одному из двух вариантов в зависимости от дня, в который случится навечерие Рождества Христова:
Сочельник в понедельник – пятницу (будний день). Службы: великие часы, изобразительны, вечерня с литургией святителя Василия Великого.
Сочельник в субботу или воскресенье: службы из предыдущего варианта распределяются по трем дням:
великие часы и изобразительны переносятся на пятницу и в эту пятницу отменяется литургия;
в само навечерие совершается литургия святителя Иоанна Златоуста и потом отдельно от нее великая вечерня;
в сам праздник служим литургию святителя Василия Великого.

Заметим, что по Уставу литургия в соединении в вечерней в 1-м варианте и великая вечерня после литургии во 2-м варианте должны совершаться после полудня, однако в нашей практике все указанные выше службы сочельника совершаются утром.

О посте в Сочельник.
В народе бытует неверное мнение о том, что в Сочельник нельзя есть «до первой звезды». Действительно, такая традиция бытовала в деревнях, где вместе с ней было немало и других суеверий. На самом деле составители Типикона не были «звездочетами» и потому к времени появления «первой звезды» никак не могли привязать трапезу в навечерие Рождества Христова. Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами.

В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день – ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» — то есть средняя степень поста.

В варианте II допускается две трапезы и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем.

В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера.

источник: сайт "Азбука веры"


«Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником Рождества Христова!

Этим вечерним богослужением мы открыли праздник, мы вошли в него. Праздник великий, наполненный огромными смыслами; и самый важный смысл, имеющий прямое отношение к жизни каждого человека, заключается в том, что через Рождество Христово мы можем сказать:
"С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся: с нами Бог!" (см. Ис. 8:9).

Там, где Бог, там сила. Там, где Бог, там победа. Но что означает эта сила, эта победа, когда каждый из нас проходит и через скорби, и через болезни, и даже через смерть; когда еще так много вражды и всякой скверны в мире? Слова, повторяемые Церковью, суть слова Божии: "Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог". И означают эти слова, что если царствует зло, оно не вечнует, оно не может господствовать, оно не может побеждать, потому что Бог победил зло. И от нас самих зависит, насколько зло может нас побеждать, насколько оно может господствовать в нашей жизни, а зависит это от того, как мы живем, насколько серьезно мы принимаем откровение Господа о спасении, которое Он принес миру, насколько мы верим в Него, насколько мы слышим Его голос и насколько мы идем по тем путям, которые Он нам указал.

Поэтому каждый церковный праздник, каждый воскресный день, каждая Божественная литургия открывают нам и еще и еще раз напоминают о том, что Бог всесилен, что Бог победил диавола. А это означает также и то, что наша вера — это вера оптимистическая. В ней не может быть никакого уныния и пессимизма, никакого страха перед трудностями, даже когда перед нами некое видимое господство зла. Если с нами Бог, значит, с нами правда, значит, с нами и победа.

Всему этому учит нас праздник Рождества Христова, и, прикоснувшись к благодати, исходящей от замечательного Рождественского богослужения, от великих слов и песнопений, укрепимся верой в то, что Господь действительно с нами, а это значит, что с нами победа и с нами возможность унаследовать жизнь вечную, которую Бог во Христе принес роду человеческому. Аминь».

источник: обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по завершении Божественной Литургии 6 января 2024 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version