Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

23.04.2023 Богослужения в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы

В воскресенье, 23 апреля 2023 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара состоялись две Божественные Литургии.

По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были вознесены особые прошения на сугубой ектении и особая молитва о Святой Руси.

По окончании богослужений на соборной площади состоялся традиционный благотворительный обед для нуждающихся и прихожан почтенного возраста. Такие обеды проходят каждое воскресенье и организуются силами Екатерининского сестричества, молодежным Центром собора, отделом по тюремному служения собора и прихожанами.


В 2023 году в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы в ходе Божественной Литургии читается рядовое зачало из Евангелия от Иоанна (Ин. 20:19-31).


Синаксарь в неделю Фомину

Стихи:
Если ни ада ключи, ни гроб, запечатанный стражей,
Не был преградой Тебе, – как воспрепятствует дверь?

Сегодня, в неделю вторую по Пасхе, мы светло празднуем обновление Воскресения Христова и осязание святого апостола Фомы. Обновлением назывался древний обычай праздновать среди года событие на некотором отстоянии от памятного дня, когда оно произошло, воспоминая тем самым среди года великие дела того дня, дабы не пришли они в забвение.

Поэтому и совершили евреи первую Пасху в Галгале [1] (Нав. 5:10), как бы возобновляя переход чрез Красное море. Поэтому возобновляется у них – и притом со всяческой пышностью – Скиния свидетельства, и царствование Давида, и многое иное, чтобы не перечислять по отдельности. Но так как дело Воскресения Господа несравненно больше всех жизненных событий и превыше всякого помышления, то мы празднуем и возобновляем его не только ежегодно, но и каждый восьмой день. И первое его возобновление – нынешний День Господень, который можно назвать поистине и восьмым, и первым. Восьмым тот день будет от Пасхи, а первым – как начало других. И потому еще он восьмой, что установлен по образу нескончаемого дня в будущем веке, который окажется первым и всецело единым, как не разделяемый ночью.

Это о возобновлении, что же до Фомы, то было так. В день, когда Христос воскрес и явился вечером ученикам, Фома отсутствовал, ибо из боязни иудеев не присоединился еще к остальным. Когда же немного погодя пришел и узнал о посещении Христа, то не поверил не только ученикам, но и тому, что Христос вообще воскрес, отчего и оказался единственным из двенадцати, кто усомнился. Но искусный во всяком благе Бог, столь пекущийся и об одном ученике, а вместе с тем по некоему высшему замыслу об умножении веры в Воскресение и у последующих поколений, выждав восемь дней, чтобы пробудить в нем совершенную любовь и чтобы более других не веровавший выказал пред всеми испытаннейшую веру в Воскресение, является опять. И входит, как прежде, сквозь запертые двери, но уже в присутствии Фомы, и по обычаю преподав мир, обращается затем к Фоме и говорит:

«Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои;
подай руку твою и вложи в ребра Мои;
и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20:27)

Так как ты, опасаясь призрака, не мог зрением одним уверовать, но, будучи косен [2], и об осязании вспомнил (этим Иисус показал, что когда Фома говорил такое ученикам, Он присутствовал и слышал), то вложи руку твою в ребра Мои». Ясно, что рана в боку столь широка была, что и руку вмещала. Фома же, тщательно все исследовав и обретя веру чрез осязание (ибо ему ради уверения попущено было и то видеть, и это совершать даже в отношении нетленного и всецело обоженного тела), воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28), первое о плоти, второе о Божестве. И Христос говорит ему: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и веровавшие" (Ин. 20:29).

Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец».

То было второе явление Христа. Третье произошло на море Тивериадском во время рыбной ловли, когда Он, представляя воскресение еще более несомненным, вкусил пищи, которая Ему Одному известным образом потреблена была огнем Божества. Затем явился в Эммаусе, а пятый раз – в Галилее и, как говорят, неоднократно являлся по воскресении одиннадцати, доколе не вознесся, творя пред учениками (ибо не многим это показывал) многочисленные и естество превосходящие знамения. Но евангелисты воздержались все это записывать, ибо невозможно многим и к тому же среди мира живущим людям слышать о том, что превыше всякого естества.

По молитвами Твоего апостола Фомы, Христе Боже Наш, помилуй нас. Аминь.

[1] Галгала – (евр. от глагола галал – «сваливать» и означает «свержение».) место первой стоянки евреев во главе с Иисусом Навином после перехода через Иордан и вступления в землю обетованную (Нав. 4:19). Такое название места произошло оттого, что здесь, как сказал Сам Господь Иисусу Навину: «отъях, т.е. сверг поношение египетское от вас» (Нав. 5:9) Поношение египетское на евреях состояло в том, что родившиеся во время сорокалетнего странствования иудеи оставались необрезанными, как язычники египетские (в Египте совершалось обрезание только над жрецами, а простой народ оставался необрезанным), что составляло поношение для израильтян (Быт. 34:14). Кроме того, израильтяне во время странствования были под страхом египетского рабства и, как рабы, не имели своего отечества и поземельной собственности. Теперь, когда евреи в Галгале очистились чрез обрезание и вступили в завет с Богом и чрез то в действительное владение обетованною землею, как Богом данным отечеством, они действительно стали свободными чадами Божьими, с которых снялись последние признаки поносного египетского рабства. Тогда они праздновали Пасху (Нав. 5:10).

[2] В слав. Триоди: «скор».

источник: Никифор Ксанфопул (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335, К-поль) Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди


Верить всегда непросто. Как замечательно сказал Василий Великий, всякое слово Божие – это истина, исполненная силы, хотя природа нередко уверяет нас в обратном. Потому вера есть великий подвиг. Эти слова Василия Великого, исключительно просвещенного, ученого человека, который прекрасно знал античную философию и постиг высоты существовавшей в то время этической мысли, ясно выражают, что́ означает верить. Верить означает нередко идти против здравого смысла, против человеческого опыта, против законов природы.

Почему Фома не поверил словам апостолов? Да потому что природа уверяла в обратном: не может воскреснуть человек! Ведь когда он умирает, его тело разлагается, распадается, исчезает. Как может воскреснуть человек? Это противоречило опыту Фомы, противоречило опыту абсолютного большинства людей, живущих и живших на земле. И потому он говорит страшные слова: "пока не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20:25); мне нужны доказательства, которые убедили бы меня в том, что Христос воскрес. И когда Спаситель является снова, Он просто говорит Фоме:
"осяжи Мое Тело; и не будь неверующим, но верующим... блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20:27, 29).

источник: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл



Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version