Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

29.03.2023 Митрополит Григорий совершил утреню с чтением Великого покаянного канона и жития преподобной Марии Египетской («Мариино стояние»)

Вечером 29 марта 2023 года, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий совершил утреню четвертка Великого канона с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской («Мариино стояние») в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.

Особенностью богослужения, которое называется «Марииным стоянием», является чтение полного Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, читавшегося частями на Великом повечерии в первые четыре дня Великого поста.

Протоиерей Николай Анисимов прочитал житие преподобной Марии, в котором описывается удивительная перемена грешницы в великую святую. Из-за этих особенностей богослужение утрени четвертка пятой недели Великого поста получило название «Мариино стояние».

В своей проповеди владыка Григорий отметил:
«В дни Великого поста мы с вами всматриваемся в себя, молимся, обращаемся к Богу, приносим покаяние. Иногда, видя множество своих грехов, мы приходим в отчаяние. Пример преподобной Марии Египетской должен нас научить к тому, чтобы не впадать в отчаяние, не опускать рук. Мы с вами верим в Бога, мы знаем, что Он нас любит, что Он всё сделает для нашего спасения, а наше дело – откликнуться на Его призыв, звучащий в нашей жизни. Преподобная Мария Египетская совершала самые ужасные грехи. Более того, они доставляли ей удовольствие. Но потом она от всего сердца обратилась к Богу и Господь принял её покаяние. Преподобная Мария оставила всю свою прежнюю жизнь и посвятила себя покаянным трудам».


Мари́ино стоя́ние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5-й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером).

На этой утрене полностью прочитываются Великий покаянный канон и житие прп. Марии Египетской. Житие разделено на две части: первая читается после кафизмы; вторая – после 3 песни.

Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского — главная особенность данной утрени. Эта практика появилась примерно в IX веке, ее предыстория такова.

17 марта 790 года в Константинополе случилось землетрясение. Это событие было столь значимо, что «попало» в Месяцеслов Константинополя. В Типиконе Великой церкви 17 марта указаны особая паремия для 6-го часа и специальные чтения для литургии Преждеосвященных Даров: прокимены, паремия, Апостол и Евангелие; при этом специальные прокимены и паремии 17 марта читались вместо рядовых чтений. Если учесть, что в Типиконе Великой церкви только 4 дня в марте имели особые чтения (кроме памяти землетрясения 17 марта, этой почетной особенностью обладают праздники 40 мучеников Севастийских, святителя Фомы Константинопольского (22 марта) и Благовещение Пресвятой Богородице), становится понятно, что память землетрясения была значимым днем в Месяцеслове.

Во время этого землетрясения монахини монастыря Святого Патапия (святой VII в., память 8 декабря) в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Этот прецедент повлиял на то, что впоследствии Великий канон стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения.

Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение (образец покаяния) был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние.

Сначала память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии по причине неудобства такой ситуации было принято решение закрепить службу Великого канона за определенным днем Триоди. Этим днем был выбран четверг 5-й седмицы и произошло это во 2-й половине IX века (впрочем, стабилизация дня Великого канона произошла позже, в IX – XI вв. канон еще читали в разные дни поста). Почему? Одной из причин, вероятно, стало то обстоятельство, что на вечерне четверга в качестве паремии читается фрагмент о гибели Содома; в связи с этим на этот день была определена память о другом бедствии, ниспосланном Богом – землетрясении.

Начиная с XI века в службу четверга 5-й седмицы стали добавлять житие и тропари в честь преподобной Марии. Интересно, что в Студийско-Алексиевском Типиконе (1030-е гг.) отсутствует и житие, и тропари канона преп. Марии; однако в Евергетидском Типиконе (конец XI – начало XII в.) уже указано и то, и другое. Считается, что первичным было добавление жития, которое связано с каноном идейно: преподобная Мария в своей жизни явила тот идеал подлинного и глубокого покаяния, который предначертан святым Андреем в его каноне. Вслед за житием стали присоединять и тропари канона. Интересно, что эти тропари — особый комплекс молитвословий; они имеют свой акростих и отличаются от тропарей других двух дней, когда совершается память преподобной Марии: минейного канона 1 апреля и канона Недели 5-й Великого поста. При этом свое нынешнее место тропари преподобной Марии заняли далеко не сразу: Типикон Евергетидского монастыря предписывает читать канон Марии не вместе с Великим каноном, а на паннихис* (причем назначается даже другой канон — 6-го гласа, составленный преподобным Симеоном Метафрастом). Более того, даже в некоторых рукописях XIV века эти тропари отсутствуют, а в старопечатных Триодях тропарей преподобной нет во 2-й песни канона.

Чтение жития преподобной Марии Египетской – запоминающаяся особенность этого богослужения; более того, это – единственное уставное чтение из всей совокупности положенных в Уставе различных житий и толковых чтений, которое сохранилось в нашей приходской практике. Учитывая продолжительность службы, то обстоятельство, что Великий канон слушается стоя; служба названа «стоянием»; а по причине чтения жития преподобной Марии – «Марииным стоянием». Это название не употребляется в богослужебных книгах, оно – исключительно обиходное, разговорное. Впрочем, в XXI веке оно стало столь популярным, что проникло даже в литургическую литературу.

* Паннихис (παννυχίς) — особая служба, которой нет аналогов в современном Уставе и которая в греческих средневековых монастырях совершалась ночью; в суточном круге эта служба занимает место между повечерием и утреней.

источник: сайт "Азбука веры"


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version