16.12.2022 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю двадцать седьмую по Пятидесятнице 18 декабря 2022 года
Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю двадцать седьмую по Пятидесятнице, которая состоится 18 декабря 2022 года.
полный текст: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора
В 2022 году в неделю 27-ю по Пятидесятнице в ходе Божественной Литургии читается рядовое зачало из Евангелия от Луки (Лк. 17:12-19): об исцелении десяти прокаженных.
Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о десяти прокаженных, девять из которых не вернулись к Господу после великого исцеления, принесшего этим людям, страдавшим страшной болезнью, полное изменение их жизни. Пусть сегодняшнее Евангелие научит всех нас тому, насколько важно благодарить Бога. Пусть сегодняшнее Евангелие научит нас тому, чтобы первые слова, которые мы произносим утром, пробуждаясь от сна, были: «Благодарю тебя, Господи!» А дальше надо перечислить – и за здоровье свое, и за способности свои, и за многие дела, которые удается делать.
И даже трудности, которые нам выпадают в силу ограниченности человеческой природы, ни в коем случае не должны становиться поводом для ропота на Господа, ибо у каждого человека объем Божественных даров больше, чем объем испытаний и скорбей. Нужно лишь внимательно присмотреться к своей жизни, проанализировать свои мысли, поступки, дела, все то, что с нами происходит, с тем чтобы убедиться, насколько дары Божии превосходят наши скорби. И потому, по примеру самарянина, прокаженного, но получившего очищение, не будем забывать, что благодарение Богу есть самая главная и самая первая молитва, за которой должны следовать все наши прошения Господу. А если не благодарим Бога, то закрываем перед собой врата, через которые благодать Божия и милость Божия простираются на человека.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Хотя Бог не имеет потребности в нашей молитве, Он все же повелевает нам молиться. И хотя Он не имеет потребности в нашей благодарности, он все же требует от нас благодарности, которая по сути является не чем иным, как молитвой, молитвой благодарственной. Ибо благодарность Богу воздвигает нас, смертных, из тления смертного, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и прилепляет к Живому и Бессмертному Богу, близ Которого мы никогда не будем в жизни вечной, если не прилепимся к Нему в жизни временной.
Благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля. Благодарность дает крылья милосердию в мире и освежает всякую добродетель. Впрочем, смертный язык не может даже отдаленно живописать красоту благодарности и уродство неблагодарности так ясно, как они представлены в сегодняшнем Евангельском чтении.
святитель Николай Сербский
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Евангельские «отступка» и «преступка»;
- о Воздвиженской отступке евангельских чтений;
- протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 29-я по Троице;
- митрополит Антоний Сурожский: проповедь в неделю 29-ю по Пятидесятнице. Десять прокаженных;
- святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): Неделя 29-я по Пятидесятнице. О неблагодарности (1950 г.);
- архимандрит Кирилл (Павлов): проповедь в неделю 29-ю по Пятидесятнице. Об исцелении десяти прокаженных;
- митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Григорий Палама, Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов), Николай Сербский, преподобный Максим Исповедник, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 85 Евангелия от Луки (17:12-19): об исцелении десяти прокаженных.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)
- в ветхозаветном Законе под "прокаженными" иносказательно имелись в виду обманщики, плуты, гневливые и злопамятные люди: потому что как проказа делает кожу тела шероховатой и пятнистой, так обман и лукавство, гнев и бешенство, делают разумную часть души неустойчивой и жестокой;
- взирай на сие, христианин, и учись у твоего Божественнаго Наставника, не отвращаться беднаго или бедствующаго потому, что его бедность или бедствие бывают иногда очень не благообразны, и не стеснять отверзающагося к состраданию сердца мыслию, что бедствующий, может быть, сам виною своего бедствия;
- по закону Моисея прокаженным было запрещено каким бы то ни было образом входить в соприкосновение с остальными людьми. Чтобы кто-нибудь не подошел близко к прокаженному, тот обязан был издалека кричать: «Нечист, нечист!»;
- никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение;
- десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога;
- есть слова чистые и безгрешные, которые потому и обладают силой. Эти слова проистекают из первоисточника вечной любви. Пред ними распахиваются врата всех вещей; им покоряются вещи, и люди, и болезни, и духи. А бывают слова, разбавленные водой, притупившиеся, умерщвленные грехом, которые производят действия не больше, чем свист ветра в полом тростнике; и сколько бы таких мертвых слов не произносили, они остаются бессильными, как воздействие дыма на железную дверь;
- если эти девять, получившие от Христа такое великое благодеяние и видевшие на себе совершившееся таковое чудо, не уразумели, что Иисус есть Бог, и не вернулись, чтобы найти Его, и не воздали Ему посильную славу и благодарность, то что же, по справедливости, можно думать о прочих?
- и чуждаго Церкви не отчуждил Глава Церкви от благодеяния телеснаго: и последствия показывают, что благодеяние не потеряно;
- познай из сего, христианин, что область человеколюбивой благотворительности простирается не только до пределов Церкви, но и далее. Учись у Апостола делать благое ко всем, паче же присным в вере (Гал. VI. 10): учись у Христа и не присных в вере привлекать к ней благотворением;
- самое привлекательное выражение правой веры есть добродетель;
- доброжелательное сердце убедительнее проповедует истину заблуждающему, нежели любопретельный ум;
- Богочеловек, по человечеству Своему, искал не Своей славы от человеков: искал, чтоб ими, во благо их, почитаем был должным образом Бог;
- к несчастью, слышится и слышится между нами торжественный возглас, сопровождаемый торжественным хохотом: «я сорвал то и то с того-то!» Этим возгласом выражается страшная испорченность души. Что значит этот возглас? Он знаменует, что извлечено благодеяние лестью, притворством и другими подобными средствами, что лицо, подчинившееся обману и оказавшее благодеяние, подвергается надруганию за самое благодеяние свое;
- часто благодеяния посевают в облагодетельствованном к благодетелю чувство непримиримой, исступленной ненависти. Так часто встречается эта противоестественная странность, что по ней образовалась народная пословица: «не скормля, не споя, не наживешь врага»;
- неблагодарность есть нечувствие души не естественное. В природе, не только человека, но и безсловесных, насаждено расположение к благодарности;
- не унижай достоинства благотворения желанием благодарности, как платы; не уменьшай радости благотворения мыслию о неблагодарности, которая не причиняет ущерба благотворению. "Доброе творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще" (Гал. 6:9);
- как любой из нас, когда подарит монету какому-нибудь бедняге, кричит и бушует, если тот его не поблагодарит! А представьте себе, как бы каждый из нас самым грозным образом изобличил девять больных людей, если бы он, предположим, сумел возвратить им здоровье, а они бы даже не выразили благодарности за такую неоплатную услугу! Как же все дни наполнены человеческими криками на неблагодарных! Как тяжел воздух от злобы и проклятий, каждый день с утра до вечера сыплющихся из людских уст на неблагодарных!
- как ничтожно все, сделанное человеку человеком по сравнению с теми благодеяниями, что творит людям Бог, творит без устали и непрестанно, от колыбели человека до могилы!
- мы богоугодными помышлениями, между которыми почетное место принадлежит благодарению и славословию Бога, можем приблизиться к Богу, можем благоугодить Ему заповеданными Им святыми словами и святыми делами, посредством их стяжать живую веру в Бога, живою верою приобресть спасение;
- предположим, что кто-нибудь из тысяч земных смертных врачей вылечил бы их: как вы думаете, стал бы он - любой из них - приписывать сие исцеление вере больного, а не себе, исключительно себе и своим способностям? Не в обычае ли у земных смертных врачей намеренно замалчивать роль больных в выздоровлении, чтобы таким образом как можно ярче выделить исключительно себя самого и свои заслуги? Так относятся люди к людям. А Господь наш Иисус Христос относится к людям иначе;
- Христос поставил Свой воз пшеницы, а прокаженный самарянин бросил в этот воз одно свое зерно. Христов воз пшеницы есть Его Божественная сила и власть, а зерно прокаженного - его вера во Христа. Но справедливый и человеколюбивый Христос не хочет скрыть даже одного этого зерна, напротив, воздает ему большую честь, чем Своему возу. Потому он и не говорит, как сказали бы в подобном случае все смертные: "Мой воз пшеницы напитал тебя", но: "Твое зерно тебя напитало!" Он не говорит: "Я спас тебя!", но: "Вера твоя спасла тебя". О, сколько великодушия в сих словах! И какой урок всем нам! И какой укор самолюбию и гордости людской!
- пусть придут и со стыдом научатся от Христа справедливого все генералы, скрывающие вклад своих солдат в победу, но громко трубящие повсюду о своих исключительных заслугах!
- пусть придут и со стыдом научатся от Христа смиренного все торговцы и промышленники, замалчивающие роль своих работников и помощников в своем успехе и приписывающие его лишь собственному трудолюбию, мудрости и удачливости!
- пусть придет и со стыдом научится от Христа человеколюбивого и весь человеческий род, в гордой слепоте своей приписывающий все благо, все умение, все успехи исключительно себе, но замалчивающий львиную долю Божию во всем этом или забывающий о ней!
- о, если бы мы, христиане, знали, от какой душевной проказы ежедневно врачует нас Христос, мы немедленно возвратились бы к Нему, пали ниц к ногам Его, громким голосом прославляя Бога, и благодарили бы Его от сего часа до часа смертного – до часа смертного, который не далеко от каждого из нас!
- как только в нас рождается нужда, тоска, сознание нашей неизбывной нужды в Боге, мы сразу дерзаем подойти и думаем, что имеем право на вход, право подойти к Богу, право быть пропущенными всеми другими, потому что нам что-то нужно. А на самом деле это показывает, насколько мало мы сознаем, как страшно подойти к совершенной чистоте, будучи самому в нечистоте...;
- корень благодарности именно в смирении – благодарными бывают только смиренные. А кто неблагодарен? Все гордые, лишенные смирения;
- знайте и помните, что благодарность Богу, возносимая нами в молитве, вместе с покаянием, приносимым Ему, глубоко, в самом корне изменяет сердце наше. Если мы всегда благодарны, если исповедуем грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, и мы получаем способность видеть то, что в сердце нашем; научаемся следить за собой, замечать то, чего не видят люди распущенные нравственно, ЛЮДИ ДУШЕВНЫЕ, А НЕ ДУХОВНЫЕ, получаем способность более глубокого сосредоточения. Полное очищение сердца и благодарность наша Богу дает нам великую Божию благодать;
- мало таких, которые в минуты скорбей не обращались бы к Богу, но много ли таких, которые и в счастье помнят о Боге?
- благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей.
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:
- отчего прокаженный частично, согласно ветхозаветному Закону, нечист, а прокаженный полностью - чист?
- откуда сии несчастные могли узнать об Иисусе, что Он в силах им помочь, если они не входили в общение с людьми?
- почему они называют Христа Наставником?
- зачем Спаситель отсылает прокаженных к священникам?
- для чего Богочеловек столько явственно показал, что сей благодарный человек был Самарянин и иноплеменник?
- откуда же неблагодарность в людях, в чем корни ее, что питает ее?
- почему Бог требует от людей благодарности?
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
- О послушании церковным уставам;
- Необходимость устного исповедания грехов перед священником;
- Как мы выражаем благодарность Богу за Его различные благодеяния?
- Три степени благодарности;
- В чем обнаруживается благодарность в отношении к Богу и людям;
- О неблагодарности и благодарности;
- Как преступно и опасно помнить о Боге только в горе, но забывать его в радости!
- Десять прокаженных;
- Три прекрасные добродетели, проповедуемые Евангелием о десяти прокаженных;
- Как болезни телесные служат здоровьем для души;
- Благодарность христианина;
- Неблагодарность к Богу.
Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 18 декабря 2022 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
18 декабря 2022 года. Неделя 27-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.