12.11.2022 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю двадцать вторую по Пятидесятнице 13 ноября 2022 года
Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю двадцать вторую по Пятидесятнице, которая состоится 13 ноября 2022 года.
полный текст: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора
В 2022 году в неделю 22-ю по Пятидесятнице в ходе Божественной Литургии читается рядовое зачало из Евангелия от Луки (Лк. 8:26-39): исцеление гадаринского бесноватого.
"Но не спешите осуждать этих свинолюбивых гергесинцев – прежде взгляните на сегодняшнее общество и пересчитайте всех своих свинолюбивых сограждан, которым, как и гергесинцам, их свиньи дороже жизни собратьев. Или вы думаете, что мало сегодня людей, даже и из творящих крестное знамение и исповедающих Христа устами и языком, которые не долго думая решились бы убить двух человек, чтобы приобрести две тысячи свиней? Или вы думаете, что и среди вас много таких, которые пожертвовали бы двумя тысячами свиней, чтобы спасти жизнь двум безумным людям? О, пусть все подобные покроются глубоким стыдом, и пусть не осуждают гергесинцев, прежде чем осудят себя. Если бы гергесинцы встали сегодня из гробов и начали считать, то насчитали бы в христианской Европе огромное число своих единомышленников. Они, по крайней мере, просили Христа отойти от них, а европейцы гонят Христа от себя – лишь бы остаться одним, наедине со своими свиньями и со своими властителями – бесами!
Все это событие, с начала до конца, содержит в себе и иной, еще более глубокий внутренний смысл. Но и сказанного нами довольно для поучения, предостережения и пробуждения того, кто чувствует себя в собственном теле, как в гробу; кто замечает действие бесовской силы в своих страстях, связывающих его железными узами и цепями и влекущих в бездну погибели; кто, несмотря на это, ценит человека в себе, то есть свою душу, выше всех свиней, всего скота, всего земного имения и богатства – и готов всем этим заплатить Врачу за исцеление от своей болезни."
святитель Николай Сербский
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- богослужебное Евангелие: СКАЗАНИЕ ЕЖЕ КАКО НА ВСЯК ДЕНЬ ДОЛЖНО ЕСТЬ ЧЕСТИ ЕВАНГЕЛИЕ СЕДМИЦ ВСЕГО ЛЕТА;
- Настольная книга священнослужителя. Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ. Глава 1. О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ;
- профессор Н. Д. Успенский. О сентябрьской преступке Евангельских чтений;
- протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 23-я по Троице;
- проповедь праведного Иоанна Кронштадтского;
- митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Григорий Палама, Николай Сербский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Аверкий (Таушев), архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 38 Евангелия от Луки (8:26-39): исцеление гадаринского бесноватого.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)
- кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь;
- не только тело бесноватого было наго, но и душа не облечена ни в какое благо, ни в какой дар Духа Божия, но была совершенно голой и пустой от добра, которое есть Божий дар;
- бес одержим двумя страстями злобы: дерзостью и страхом. Ибо слова: «что Тебе до меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» - боязливому;
- бесноватый в цепях изображает грешника, уловленного в сети диавола, из которых он не иначе может освободиться, как при помощи Божьей благодати;
- из-за грехов человеческих, по Божиему попущению, бесы входят в людей. И им легче в людях, чем в бездне. Ибо, когда они в людях, то мучают людей, а когда в бездне, то мучают сами себя. Находясь в людях, они тоже испытывают великие муки, но эти мучения ослаблены тем, что их разделяет еще кто-то;
- души одержимых украдены и порабощены бесами, их держат в своих руках бесы. Значит, нужно отнять душу человеческую у беса, нужно беса изгнать из человека и вернуть человеку его душу. Поэтому чудо исцеления бесноватых по меньшей мере равно чуду воскрешения умерших, если не больше его;
- сущность беснования в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя ему невероятные мучения его же собственными действиями;
- легион, который был усмирен, есть образ мира, который обращался к кротости и добродетели, и ярость которого укрощалась и сдерживалась Тем, Кто все животворит;
- не незная Иисус Христос спрашивал, ибо, яко Бог истинный, и имя знал, и число бесов вселившихся в бесноватаго, но для того вопросил, чтобы предстоящие познали, что многие бесы одержали Его, — ибо легион означает шесть тысящ воинов; также для того, чтобы показать, что хотя много было бесов, однако все трепетали пред Божественною Его властию;
- из всех творений во вселенной бесам ничто так не ненавистно, как человек, и никому и ничему они так не завидуют, как человеку. И через свиней они будут стараться навредить человеку; если не чем иным, то хотя бы тем, что потопят свиней и вызовут у людей гнев на Бога;
- тем, что свиньи тут же бросились в море и погибли, хочет Господь нам показать: алчность и объедение – плохие помощники в борьбе с бесовскими силами, и напомнить о посте. Кто из животных алчнее и прожорливее свиней? Смотрите же, как бесы быстро овладели ими и погубили! Так происходит и с алчными и прожорливыми людьми, думающими, что посредством объедения они накапливают в себе силы. Между тем они накапливают не силы, а слабость – и физическую, и духовную;
- если бы Бог попустил, бесы за несколько мгновений сделали бы со всеми людьми на земле то же, что и со свиньями;
- не спешите осуждать этих свинолюбивых гергесинцев – прежде взгляните на сегодняшнее общество и пересчитайте всех своих свинолюбивых сограждан, которым, как и гергесинцам, их свиньи дороже жизни собратьев. Или вы думаете, что мало сегодня людей, даже и из творящих крестное знамение и исповедающих Христа устами и языком, которые не долго думая решились бы убить двух человек, чтобы приобрести две тысячи свиней? Или вы думаете, что и среди вас много таких, которые пожертвовали бы двумя тысячами свиней, чтобы спасти жизнь двум безумным людям? О, пусть все подобные покроются глубоким стыдом, и пусть не осуждают гергесинцев, прежде чем осудят себя;
- если бы гергесинцы встали сегодня из гробов и начали считать, то насчитали бы в христианской Европе огромное число своих единомышленников. Они, по крайней мере, просили Христа отойти от них, а европейцы гонят Христа от себя – лишь бы остаться одним, наедине со своими свиньями и со своими властителями – бесами!
- когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего;
- как нужно благодарить Бога? а) душой и сердцем, устремляя к Нему все мысли и желания; б) словом, прославляя Его имя; в) делом, всегда поступая по Его заповедям; г) всей жизнью, представляя ее в "жертву живую, святую, благоугодную Богу";
- есть у людей мания, или беснование, которое боится или отвращается Церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия, вообще святыни: ни за что их не убедишь прийти в церковь; поведешь - вырвутся и убегут или уклонятся под разными благовидными предлогами - такое бывает отчуждение от Бога и храма Его святого!
- чем врачеваться греховного беснования, чем спасаться от этого многоглавого чудовища, чтобы не сделаться жертвой коварства лукавых, злых, нечистых и скверных демонов? Только смиренной верой в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвой и постом. "Сей род не исходит, токмо молитвой и постом" - говорит Господь (Мф. 17:21). Для того, между прочим, и установлены святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его;
- если бы мы имели в памяти всех блага, полученные и получаемые от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:
- почему Спаситель приказывал многим бесам как одному?
- почему Матфей упомянул о двух бесноватых, Лука же о едином?
- почему бесноватые жили во гробах?
- не противоречат ли друг другу Евангелисты, когда Матфей говорит, что стадо свиней погружено было в море, а Лука же - в озере?
- почему Господь наш Иисус Христос послал злых духов именно в свиней?
- разве не жалко было Господу, что, во-первых, погибло столько свиней, а во-вторых, был нанесен такой ущерб жителям?
- почему, вопреки обычному запрещению Господа разглашать о совершаемых Им чудесах, на этот раз Господь наоборот велит исцеленному бесноватому возвратиться в свой дом и "рассказать, что сотворил ему Бог"?
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
- Практический очерк содержания рядового чтения:
- власть тьмы весьма велика;
- власть Иисуса Христа могущественнее власти тьмы;
- Иисус Христос — совершенный Победитель царства тьмы;
- О диаволе и его власти:
- диавол, вопреки учению неверующих, есть лицо действительно существующее и самое ужасное, враждебное и опасное для человека;
- власть диавола над людьми разрушена Господом нашим Иисусом Христом;
- хотя власть диавола и разрушена, однако не связана еще окончательно до последнего судного дня;
- Грешник уловленный в сети диавола и освобождающийся от них:
- как он уловляется в сети диавола?
- как он освобождается из этих сетей?
- Обязанность благодарить Бога, благодеющего нам:
- неблагодарность есть порок отвратительный и по отношению к людям;
- тем более неблагодарность к Богу достойна сугубейшего отвращения;
- как нужно благодарить Бога?
выдержки из проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 15 сентября 2011 года, в день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских, в г. Луганске, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
Под беснованием следует подразумевать не только буйное поведение. Бесноватый может быть человеком респектабельным, образованным, воспитанным. Но если его ум захвачен силой бесовской, то все, что он делает и говорит, каким бы привлекательным оно ни было, несет погибель. И мы знаем, что иногда десятки миллионов людей оказывались в плену таких мыслей, которые, в конце концов, приводили их к гибели. Ради достижения целей, которые те или иные философы или политические лидеры ставили перед людьми, перемолачивались человеческие судьбы, и кровь лилась рекой, но никому в разгар борьбы за навязанные идеи и в голову не приходило спросить: а не бесноватые ли их навязали? Не превращаемся ли мы в свиное стадо, которое бросается с крутизны в море? Иногда только по прошествии многих лет, выйдя из некоторого оцепенения, народ начинает понимать, что то было беснование — так было много раз в человеческой истории, в том числе и в нашем общем Отечестве, и в иных европейских странах. Бес может войти в человека или в людей, никто от этого не застрахован, и тогда у них появляется сила учить тому, что, в конце концов, превращает массы в свиное стадо, бросающееся с крутизны в море.
Как же уберечься, как же увидеть, что под видом ангела света скрывается дьявол (2Кор. 11:4)? Какой для этого нужно иметь ум, какую интуицию, какую проницательность — да и хватит ли человеческого ума, интуиции, проницательности, чтобы обладать верным критерием, способным давать человеку возможность отличать добро от зла? Может ли быть человеческим это внутреннее мерило истины и правды?
Сегодня удивительным образом совпали два чтения: Евангелие от Марка про исцеление гадаринского бесноватого, и отрывок из послания апостола Павла к Галатам, из первой главы, где апостол, обращаясь к жителям этого древнего малоазийского города, говорит:
«Если мы или даже ангел с неба станет благовествовать вам то, что мы не благовествовали вам, — анафема да будет».
И далее:
«Если кто-то благовествует вам то, чему вы не научены, — анафема» (Гал. 1:8-9).
Эта двойная анафема налагается, в том числе, на всех бесноватых, где бы они ни находились и что бы они ни творили, какое бы положение они ни занимали в обществе, государстве или Церкви. И апостол говорит нам, что есть только один критерий, одно мерило истины, налагая который на все — и на светскую философию, и на различного рода вероучения,— можно сохранить истину. Так оно и было на протяжении всей истории — по крайней мере, истории Церкви. Ведь как сотрясали Церковь ересями, расколами, какие только человеческие соблазны ни запускали в оборот, чтобы сбить людей с толку, чтобы разрушить единство Церкви, чтобы посеять семена ереси, чтобы ослабить наследие Божие! И ведь иногда ереси брали верх, иногда и расколы временно, на каких-то территориях побеждали. Но нет ни одной ереси, ни одного раскола, который победил бы за всю двухтысячелетнюю историю Церкви. И происходит это не случайно, а потому что, по слову апостола, Церковь хранит все то, что получила от Христа Спасителя, а если кто-то благовествует иначе — анафема.
Это Благовестие Церкви имеет огромное значение не только для ее внутренней жизни, не только для сохранения единства, что тоже очень важно. Благовестие Церкви, вера наша помогают нам разбираться в том, что происходит в мире, нас окружающем, в обществе, помогают отделять добро от зла, помогают внутренней интуицией понимать, где правда. Иногда даже искушенные в политике люди говорят: народ не обманешь. Правильно, не обманешь. Не обманешь православный народ, который причащается Святых Христовых Таин, который хранит веру православную. Многое человек может не знать, но внутренний голос будет подсказывать ему, как вести себя. Внутренняя сила будет ограждать человека от греховных и неправильных поступков. Вот почему Господь и говорит, что врата ада не одолеют Церковь (Мф. 16:18), потому что силой Божией изгоняется сила бесовская, силой Божией восполняется немощная сила человеческая. И верующий, преданный Богу человек, обретая эту силу, становится непобедимым.
Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 13 ноября 2022 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
13 ноября 2022 года. Неделя 22-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.