06.11.2022 Богослужения в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
В воскресенье, 6 ноября 2022 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара состоялись две Божественные Литургии.
По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были вознесены особые прошения на сугубой ектении и особая молитва о Святой Руси. Вместе с духовенством собора коленопреклоненно молились многочисленные прихожане.
По окончании богослужений на соборной площади состоялся традиционный благотворительный обед для нуждающихся и прихожан почтенного возраста. Такие обеды проходят каждое воскресенье и организуются силами Екатерининского сестричества, молодежным Центром собора, отделом по тюремному служения собора и прихожанами.
После поздней Божественной Литургии в учебной аудитории собора прошла Воскресная встреча духовенства Собора со слушателями богословских курсов и прихожанами. Протоиерей Николай Анисимов рассказал собравшимся об основах Православия, ответил на интересующие вопросы собравшихся.
В 2022 году в неделю 21-ю по Пятидесятнице в ходе Божественной Литургии читается рядовое зачало из Евангелия от Луки (Лк. 16:19-31): притча о богаче и Лазаре.
"За сегодняшней Литургией читалось Евангелие от Луки, повествующее в форме притчи о загробной жизни людей. Господь говорит о богатом человеке, который жил, не заботясь о своей душе. У него были средства, он пиршествовал, весело проводил свою жизнь и менее всего думал о том, что будет после смерти. А около его дома лежал нищий Лазарь, который питался от крох, падающих со стола господина. И вот умер богач, умер Лазарь, и богач оказался на темной стороне загробной жизни, в месте, именуемом адом, а Лазарь – на светлой стороне, в Царствии Божием. Из притчи известно, как взмолился богач и просил Лазаря, чтобы тот спустился к нему в бездну и хотя бы омочил его уста водой, потому что богач жаждал и изнемогал.
Это повествование – одно из немногих, которое обращает наш взор за горизонт земной, человеческой жизни. Больше, наверное, и сказать невозможно – в силу ограниченности наших возможностей воспринимать весть о вечности; но этого достаточно, чтобы помочь нам всем понять, что загробная участь человека определяется тем, как он живет в этом мире. Ведь для того, чтобы войти в Царствие Божие, надо исполнять очень немногое – куда меньше, чем требуют человеческие законы и обычаи, которых многие из нас в полной мере и не знают. А слово Божие такое ясное и понятное, и существует одна двуединая заповедь, исполняя которую человек наследует Божие: люби Бога и ближнего своего, как самого себя. В этих двух заповедях – "весь закон и пророки", как Господь сказал (Мф. 22:35-40). В этих заповедях – ключ от вечной жизни с Богом, и чем скорее мы, обремененные многими заботами сей жизни, уразумеем, насколько важна эта заповедь для нашей загробной участи, тем ближе к нам будет радость вечности в общении с Господом."
Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Память одной из самых почитаемых икон Богородицы, именуемой «Всех скорбящих Радость», с 1688 года совершается Православной Церковью 6 ноября.
Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь как в дивную Заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Радуйся же вечно Ты, небесная скорбящих Радость!
По вере людей в милосердие Богоматери к роду людскому повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней:
"О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление".
Поэтому и пишется Богоматерь во весь рост, иногда с Младенцем на руках (как на московском первообразе), иногда без Младенца (как на прославившейся в Петербурге, у Стеклянного завода, иконе с монетами), окруженная разного рода бедствующими людьми - нагими, обидимыми, алчущими. Около этих бедствующих изображают часто Ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; Ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь, Которая пишется на иконах "Всех скорбящих Радость" или во славе, с короной на главе и в царском одеянии, или в обычном одеянии, или в белом плате на главе.
источник: сайт "Азбука веры"
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 6
Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице./ Ты нам помози́:/ на Тебе́ наде́емся и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належ́ащия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.