Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

15.04.2022 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в шестую неделю Великого поста и к празднику Вход Господень в Иерусалим

     Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в шестую неделю (воскресенье) Великого поста (цветоносная, Вербное воскресенье), которая состоится 17 апреля 2022 года, и к празднику Вход Господень в Иерусалим.

полный текст: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора

 

          Вот уже закончилась Святая Четыредесятница и только два дня: Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим отделяют на от завершающей недели Великого поста - Страстной седмицы. Отмечание праздника Входа Господнего в Иерусалим подготавливает нас к сопереживанию последних дней земной жизни Спасителя и достойной встрече Дня Светлого Христова Воскресения, чтобы не уподобиться тем, кто сначала радостно встречая Христа, через несколько дней, предательски отвернулись от Него, тем самым отправив Его на Распятие.

 

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - синаксарь в Неделю ваий. Вход Господень в Иерусалим;
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю Ваий;
     - святитель Николай Сербский: неделя шестая Великого поста, ваий (цветоносная). Евангелие о разделении стада в присутствии Пастыря;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Евстафий Антиохийский, Николай Сербский, Филарет Черниговский (Гумилевский), блаженный Феофилакт Болгарский, преподобные Ефрем Сирин, Андрей Критский, праведный Иоанн Кронштадтский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Аверкий (Таушев), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 41 Евангелия от Иоанна (Ин. 12:1-18).

 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - евангелист Иоанн умалчивает о том, в каком доме была вечеря, о которой рассказывается в воскресном отрывке Евангелия, но Святые Отцы полагают, что она происходила в доме Симона прокаженного;

     - как первое угощение, предлагался Лазарь в качестве духовной пищи гостям, - той досточудной вечери, на которой удовольствие чрева было отстранено, и наслаждались души возлежавших, - того удивительного веселия, в коем сделавшийся трапезою для тления снова стал полною чудес трапезою людей живых;

     - совозлежал Иисусу Лазарь, ветхий и новый человек, которого посредством живого и всемогущего слова воззвал Он из тления к жизни, совозлежал новорожденный, как бы с кормилицей, с Тем, Кто Своим повелением объявил новое рождение людей. Ведь у иудеев новорожденные дети обычно лежали вместе с исполненными радостью родильницами, ибо жена, когда рождает, скорбь имеет, потому что пришло время ея, - когда же родит дитя, уже не помнит скорби ради радости, потому что человек родился в мир;

     - Марфа была гостеприимна как авраамитянка, нищелюбива как Иов и христолюбива как Петр. Посему не тайно и не по неведению, как некогда Лот ангелов приютил, но в добром знании и расположении она под свою кровлю приняла Творца и Господа ангелов;

     - Андрей Критский обращается к нам: "Но, может быть, слыша сие, кто-нибудь скажет: я подражаю жене грешнице (Лк. 7:37-38), и приношу, если не миро, то слезы. Где же вечеря? Где Христос? Где оставление грехов? – Где? Слушай. Я тебе ясно скажу. В Церкви. Во внутренней храмине твоей. Что говорю, в Церкви? В сердце твоем. Там Христос. Там излей на Него миро. Там пролей слезы. Но не имею мира, говоришь, ни алавастроваго сосуда. Не имеешь мира? – Нет, имеешь миро – благодать, алавастровый сосуд – сердце, слезы – исповедание, власы – кроткия воздыхания. Их принеси, их посвяти, и получишь прощение";

     - Иаков возлил елей на камень, Явившейся ему во время его бегства от Исава, но Мария помазала миром не бездушный камень, а в жилище Божие, не только удерживая подобие родства в этом отношении с Иаковом, как не ложная дочь, но гораздо больше превосходя патриарха верою и делом, поскольку тот изображал тень, она же касалась и поклонялась Самой Истине;

     - о служении Марфы и Марии: одна старалась о человеческом ради снисхождения Спасителя к нам, другая принесла приятное Богу и благовоннейшее усердие как жертву, возливая миро на живоносный Его храм, как на жертвенник;

     - для венца славы достаточно: для Марфы - исповедания, для Лазаря - быть другом Христа, для Марии - приговора от Бога: "благую часть избрала (себе), которая не отнимется от нея" (Лк. 10:42);

     - Мария отирала святыню (главу и ноги Христа) не рукотворным предметом, из тленного и земного вещества составленный (например, тканью), а именно своим природным покровом (волосами), тем самым возложила на свою главу венец славы, блистающий лучами Божественного блеска;

     - Мария, весьма далекая от наплыва спутанных и случайных рассуждений, как бы волнующих тихое хранилище мыслей и ума, ясно услыхала от Бога ублажения и была удостоена обнять плотию (волосами) Необъемлемого;

     - если по Моисею всякий касающийся жертвенника освятится (Исх. 29:37), то что дoлжно сказать о прикоснувшейся к жертвеннику Самого Господа?

     - Евстафий Антиохийский опровергает находящихся в ослеплении иудеев, братьев слепца и предателя Иуды, формально толкующих Писание ("никто не увидит Моего лица, и жив будет"), приводя слова Иакова ("видел я Бога лицем к лицу и спаслась моя душа"), ибо Бог может являть Себя, как хочет, и нет ничего препятствующего Ему и удерживающего Его определение. Действительно, уразуметь невозможно и недоступно (для человека), но дать познание о Боге людям весьма легко Ему Самому, всемогущему и являющему Себя людям достойным. Так и Мария видела Бога вочеловечившимся неизменно и совершила возлияние благовония на святой и спокланяемый Его храм, то есть на Него Самого, ибо нераздельно единение и неслиянно таинство благочестия и нерасторжимо исповедание Единого из Троицы Господа Иисуса Христа;

     - достойна сеяния и жатва Марии, достоин доброго пожелания и плод. Она ускорила исполнить писание, и была предвосхищена увенчивавшей ее Божественной благодатью;

     - Мария воздает честь только одному Христу, потому что она внимает Ему не как человеку, а как Богу;

     - под волосами, которыми отерты ноги Иисуса и которые причастны божественного помазания, можно разуметь христиан. Волосы – нечто мертвое. И христиане мертвы, ибо они распяли плоть (Гал. 5:24) и умертвили члены, сущие на земле (Кол. 3:3), и умертвили для мира;

     - под "ногами" Христовыми можно разуметь: Апостол и Евангелие, и вообще заповеди, ибо ими Он ходит в нас;

     - под "ногами" Господа можно разуметь и меньших братий, в лице которых Христос приходит к дверям каждого и просит нужного: помажь их миром милостыни. Многие подают милостыню напоказ, посему и не получают себе пользы, ибо здесь получают награду (Мф. 6:1-2). А ты отри волосами головы и восприми пользу для души, собери плод милостыни в господственной части. И если имеешь что-нибудь мертвое и бездушное, наподобие волос, – надуши этим благим помазанием. Ибо сказано: "грехи твои загладь милостынями" (Дан. 4:24);

     - у Иоанна против подвига Марии протестует один Иуда Искариот, тогда как у Матфея и Марка – все ученики. Очевидно, Иоанн указывает, кому собственно принадлежал почин в этом протесте;

     - «нищих всегда имеете с собою»: это урок для всех мечтателей – филантропов, для всех сен-симонистов и коммунистов и в частности для тех из них, которые беспощадно осуждают за приношения храмам. Пусть не мечтают о величии филантропии своей: бедность, болезни, беды всегда останутся между людьми. От чего? От того, что людям не сделать проклятой земли эдемским садом. Все, что могут делать для смягчения скорбей жизни земной, пусть делают, но никогда не надобно забывать, что как Бог выше всего, так прежде всего нужны дела для прославления имени Его. Так самые лучшие души не могут говорить о себе, что с ними всегда Христос: «Меня не всегда имеете»;

     - цена поступкам человека – не от произвола людей: она назначается Богом, вещающим в совести людей и в откровении;

     - первосвященникам следовало бояться скорее того, чтобы их самих не убило слово Его, воззвавшее Лазаря к жизни, ведь, и Каин думал: «человека убью, а Бога обману». Человек был убит, поскольку он смертен, Бог же не был обманут, потому что Он Всеведущ;

     - как Бог произведет желаемые коренные перемены в положении вещей, народ не ведал; он был так воспитан, что знал только один способ осуществить эту перемену, а именно, с помощью царя из колена Давидова, который воссядет на престоле Давидовом в Иерусалиме. Оттого-то народ видел в Иисусе сего царя и приветствовал Его с радостью и надеждою;

     - люди, встречая Иисуса, восклицали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне Из этого восклицания мы уразумеваем, что Он Бог; ибо «осанна» значит: «спаси». Так это слово по-гречески перевели и LXX толковников в 117 псалме (Пс. 117:25). Ибо на еврейском языке читается: «осанна», на греческом же: «о, Господи, спаси!» Спасать - свойственно одному только Богу, и к Нему сказано: «спаси нас, Господи Боже наш!»;

     - пальмы, может быть, означали то, что Он, воскресив Лазаря, стал победителем смерти; ибо пальма давалась на боях победителям. Может быть, ими выражалось и то, что прославляемый есть Существо небесное и свыше пришедшее. Ибо пальма из прочих дерев одна только достигает, так сказать, самого неба, на высоте пускает листья, в листе имеет белые ядра, в стволе же и середине, до верха, шероховата и неудобна для того, чтобы взлезть на нее, так как на ветвях имеет колючки. Так и тот, кто стремится к познанию Сына и Слова Божия, найдет оное не легким, а трудным, восходя трудами добродетели, но, достигнув высоты познания, озарится ярким светом богопознания и откровением неизреченных тайн, как бы белейшими ядрами пальмы;

     - весьма мало понимали ученики из всего того, что происходило с их Учителем, доколе Он не «отверз им ум к уразумению» (Лк.24:45) и доколе не озарил их Дух Божий в виде огненных языков.
 

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - Пасха, по закону, начиналась 14-го Нисана после полудня, то, значит, Господь пришел в Вифанию 8-го Нисана (за шесть дней). Но в какой день случилось 8-е Нисана?
     - откуда пришел в этот раз Господь в Вифанию?
     - почему евангелист из всех возлежащих с Христом на этой вечере только Лазаря назвал по имени?
     - что символизирует то, что Мария помазала и отерла волосами своими ноги Спасителя?
     - евангелист Марк добавляет, что Мария, открывая сосуд, в котором было миро для помазания, разбила его. Для чего?
     - почему Господь не обличал Иуду в кражах, а только евангелист называет его вором? Потому что ожидал часа, когда одним словом скажет об Иуде все, что можно было сказать: «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин.6:70–71). Так к чему же называть Иуду просто вором, когда он заслужил наименования диавола?
     - почему евангелист Иоанн упоминает только об Иуде и при этом еще намеренно указывает его полное имя и называет предателем?
     - если же Иуда был любостяжателен и тать, то почему Господь возложил на него распоряжение деньгами?
     - почему первосвященники положили убить не всех свидетелей чудес Христовых, а только Лазаря?
     - c молодым ослом вероятно была и ослица, его мать, так почему Господь сел не на ослицу, а на осла, на коем никто из людей никогда до того не ездил?
     - что значит: "не бойся, дщерь Сионова"?

 

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачала Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Cе Царь твой грядет;
     - О жизненном пути Господа нашего Иисуса Христа;
     - Пример Иуды показывает нам, до чего может довести человека потеря совести;
     - Мы видим на врагах Иисуса Христа, как опасны и гибельны предрассудки, если они соединяются со злым сердцем;
     - Что открывается нам в торжественном входе Спасителя во Иерусалим;
     - О кротости;
     - Слезы Иисуса Христа — самое лучшее увещание против нераскаянности;
     - Три врага нашего спасения, с которыми мы ежедневно должны бороться;
     - Какова скорбь, таково и сердце;
     - Ο христианской дружбе;
     - Любовь, которая не ищет своего;
     - Cе Царь твой грядет;
     - Ветви, которыми мы усееваем крестной путь Спасителя при Его входе в Иерусалим.

 

выдержки из проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24 апреля 2016 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     При входе Господа в Иерусалим все, кто знал о великом чуде, были привлечены этой силой, которая им казалась силой человеческой. Ведь что происходит с большинством людей, которые пытаются быть ближе к сильным мира сего — к высоким начальникам, к людям известным? Словно непреодолимая сила влечет их к тому, чтобы прямо или косвенно вступить в контакт, познакомиться, стать ближе к могущественному человеку. А если он заметит, то во все горло кричать «осанна», хлопать в ладоши и прославлять его. Так и древние встречали Господа, идущего в Иерусалим, возгласом «осанна», желая, чтобы и на них каким-то образом отобразилась Его сила.

     А что же Господь? А Господь не принял этого прославления. Для вступления в Иерусалим Он не избрал белого коня, чтобы въехать под триумфальной аркой, как победивший в боях, а взошел в святой город как скромный паломник, сидя на осле и никак не отвечая на восторженные возгласы людей. Он не принимал инстинктивное прославление, укорененное в греховной природе человека. Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что подлинно чтит и прославляет Бога лишь тот, кто исполняет Его волю. Можно кричать «осанна» и хлопать в ладоши, можно иными внешними способами прославлять Бога, но если мы не живем по Его воле, если мы отрицаемся Его закона, если мы живем так, будто Бога нет, то зачем тогда внешние проявления почитания Господа?

     Что же дает человеку подлинное почитание Бога? Оно вводит человека в Божий мир. Если мы живем так, мы Бога принимаем в свое сердце, и Он не остается в долгу. Он не отворачивается от нас так, как Он не принял в древности почитание паломников в Иерусалиме, которые только внешне прославляли Его. Он дает нам в ответ Свою силу, благодать и любовь. Исполняя Божественную волю, мы возрастаем, мы действительно приближаемся к Богу, и у этого возрастания, у этого приближения нет предела, потому что нет предела человеческому совершенству. Следуя Божиему закону, мы обретаем подлинную свободу над самими собой и над окружающим миром, потому что живем, стремясь уподобиться самому Богу.

     Что же делать? Как сохранить свободу человека? Как сохранить его способность отличать добро от зла, в том числе в мире политики, в общественной жизни, в мире искусства, в мире человеческого творчества? Как не заблудиться? Как за считанные дни не потерять своего первородства? Ответ только один — чтить Бога и прославлять Его, исполняя Его волю. Вот почему на Церковь всегда обрушивались гонения и всевозможные нападки, — потому что Церковь призывает людей жить по Божией воле, а значит, становиться внутренне сильными, свободными, способными подлинно прославлять Бога, то есть жить в общении с Ним, возвышая свою душу и не теряя единственно правильного пути в жизни — пути, ведущего в горний Иерусалим. Всему этому учит нас сегодняшний праздничный день, и да поможет нам Господь чтить и прославлять Его, исполняя Божественную волю.

 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 17 апреля 2022 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: шестая неделя Великого поста, Неделя ваий - Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресенье)


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: шестая неделя Великого поста, Неделя ваий - Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресенье)


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

17 апреля 2022 года. Шестая неделя Великого поста, Неделя ваий - Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресенье)
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается;
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.

 

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version