Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

26.03.2022 В канун Крестопоклонной недели митрополит Григорий совершил Всенощное бдение с выносом Креста

Вечером 26 марта 2022 года, в канун недели Крестопоклонной Великого поста, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий совершил Всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Собора.

После Великого славословия владыка Григорий совершил чин выноса Честного и Животворящего Креста Господня, который был обнесен по храму и установлен в его центре, как напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. Крест выносится для поклонения верующим, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней, воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение следующей седмицы до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь.

За богослужением архипастырь совершил помазание верующих освященным елеем.

По окончании богослужения митрополит Григорий обратился к пастве со словом проповеди, в которой в частности отметил:
"По традиции, мы, православные христиане, в этот день подходим ко Кресту и преклоняем свои телесные колена, наклоняем голову, молимся: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Но мы с вами должны не только свои телесные колены перед Крестом преклонять, но и сами, душой своей должны преклоняться.
Для нас лобызание Креста не должно быть некой формальностью. Вспомним - в дни земной жизни Господа нашего Ииисуса Христа к нему подходили разные люди и тоже к Нему прикасались. Кто-то, как кровоточивая женщина, которая с благоговением прикоснулась к одежде Ииисуса Христа - получил исцеление. Кто-то напротив, особенно в дни суда над Спасителем - ударял Его рукой. И это тоже было прикосновением ко Христу. Но результат прикосновения был разный...
И мы с вами должны избегать формальности в нашей молитве, особенно в дни Великого поста, в нашем обращении к Господу, в нашем поклонении Его Честному Кресту.
Дорогие братья и сестры, в ответ на любовь, явленную нам на Кресте, принесем Богу наше искреннее раскаяние в согрешениях. Пускай в дни Великого поста каждый из нас ещё и ещё раз осмыслит то, как Господь умер на Кресте и ещё раз подумает - в жизни своей с кем он находится? С теми, кто были у Креста и плакали о Христе умирающем, или с теми, кто смеялся и и говорил: "Сойди с Креста и яви чудо".
Господь силой Честного и Животворящего Креста Своего да хранит нас от всякого зла, да дарует Он нам Свою силу, благодать и терпение - всё то, что необходимо нам для благодатного прохождения поприща дней святого Великого поста."


История праздника поклонения Кресту

Традиция эта родилась четырнадцать веков назад. В 614 году Иерусалим был осадил персидский царь Хосрой II. После длительной осады персы захватили город. Среди прочих трофеев они вывезли Древо Животворящего Креста, хранившееся в городе с тех пор, как оно было найдено равноапостольной Еленой. Война продолжалась ещё много лет. Объединёнными силами с аварами и славянами персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Божьей Матери. Наконец, ход войны переменился, и персы были разгромлены. Эта война продолжалась 26 лет. По её окончании главная христианская святыня - Животворящий Крест Господень - была возвращена в Иерусалим. Император лично внёс его на руках в город. С тех пор каждый год праздновался день этого радостного события.

Установление времени празднования
В тот период порядок великопостных церковных служб ещё не был установлен в своём окончательном виде, и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, вошёл в практику перенос праздников, выпадавших на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. Традиция, по которой Крестопоклонная неделя стала по счёту третьей неделей поста, сохранилась до нашего времени. В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, то есть новообращённых, таинство крещение которых было намечено на Пасху. Весьма целесообразным считалось начинать их наставление в вере с поклонения кресту. Так продолжалось вплоть до XIII века, когда Иерусалим был завоёван крестоносцами. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы его встречаются в некоторых ковчежцах.

Особенности церковной службы в дни праздника
Крестопоклонная неделя Великого поста имеет характерную особенность, присущую только ей. На церковных службах этой седмицы вспоминается событие, которому ещё только предстоит свершиться. В обыденной жизни вспоминать можно только то, что уже произошло, но для Бога нет понятия времени, и поэтому в службах Ему грани прошедшего и будущего стираются. Уникальность воскресной церковной службы заключается в том, что она сочетает в себе и полные драматизма молитвы Страстной седмицы, и радостные пасхальные песнопения. Логика такого построения проста. Данный порядок чинопоследования пришёл к нам из первых веков христианства. В те времена в сознании людей страдания и воскресение были слитны, и являлись звеньями одной неразрывной цепи. Одно логически вытекало из другого. Крест и страдания теряют всякий смысл без воскресения из мёртвых. Крестопоклонная неделя ― это своего рода «предпразднственный» праздник. Она служит наградой для всех, кто достойно прошёл первую половину Великого поста. Обстановка в этот день, хотя и менее торжественная, чем на пасхальной службе, но общий настрой тот же.

Особое значение праздника в наши дни
Третья неделя Великого поста - Крестопоклонная - приобрела особенно важное значение в наши дни. В евангельские времена, когда казнь на кресте считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы, далеко не все были способны принять в качестве Мессии человека, пришедшего в столь смиренном облике, разделявшего трапезу с мытарями и грешниками и казнённого на кресте между двух разбойников. Понятие жертвенности ради других не умещалось в сознании. Безумцем нарекли они Спасителя. И не таким же безумием в наши дни кажется проповедь самопожертвования ради ближних? Не поставлен ли во главу угла лозунг, призывающий к обогащению и достижению личного благополучия любыми доступными путями? Вопреки исповедуемой ныне религии обогащения, неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная - напоминает всем о том, что величайшей добродетелью является жертва, принесённая ближним. Святое Евангелие учит нас: то, что мы делаем для ближнего, мы делаем для Бога.

(по материалам сайта fb.ru)


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version