Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

08.03.2022 Богослужения во вторник первой седмицы Великого поста

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий 8 марта 2022 года, во вторник первой седмицы Великого поста, молился в алтаре Свято-Екатерининского кафедрального собора города Краснодара за уставным богослужением, состоящим из утрени, часов, изобразительных и вечерни. Завершая уставное богослужение, митрополит Григорий прочитал молитву о скорейшем восстановлении мира. По окончании вечерни архипастырь совершил заупокойную литию.

По окончании владыка Григорий обратился к верующим с поучительным словом:
"Священное Писание заповедует нам ни в коем соучае никого не осуждать: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7:1). Судить, конечно же, мы должны только самих себя, и видеть, прежде всего, свой грех, а не грех другого человека. Такой навык, дорогие братья и сестры, мы должны приобрести в дни Великого поста. Святые Отцы, и в частности святитель Феофоан Затворник, учат нас о том, что осуждая другого человека, мы наносим рану самому себе. И, как правило, каждый может в этом убедиться. Если мы кого-то за что-то осудим за, с нашей точки зрения, неправедное, то затем совершаем тот же самый грех, тот же самый неправедный поступок, а порой даже хуже.
Дорогие братья и сестры, Судия нам всем - Бог. Пускай Он всех нас судит и оценивает. Мы же, дорогие мои, не должны осуждать другого человека, не должны его оценивать. Мы с вами должны со снисхождением, по заповеди Госодней о любви, относится к другому человеку. И это снисхождение должно особо проявляться в дни святого Великого поста. Будем внимательны к себе, избегая осуждения других. И если осуждение в нас возникает, по привычке, по навыку к грехам и страстям, то будем стараться останавливаться в этой страсти, будем стараться избегать осуждения.
Конечно же, без помощи Божьей нам не обойтись. Будем взывать к нашему Богу и Он, видя наше усердие, видя наше стремление избавиться от той или иной греховной страсти, и частности от страсти осуждения, поможет нам. Если у нас возникает такая страсть, то угасим её, потушим её своей молитвой и обращением к Господу, чтобы Он - Всемилостивый и Всемогущий, помог нам видеть не грехи другого человека, а прежде всего - собственные грехи, бесчисленные как песок морской. В чем и поможет Господь наш Иисус Христос, своей благодатью и человеколюбием. Храни вас всех Господь!"

Вечером того же дня в соборе было совершено Великое повечерие с чтением второй части Покаянного канона святого преподобного Андрея Критского.

По окончании Великого повечерия иерей Александр Клочков произнес проповедь:
"Во время Великого поста надо научиться, чтобы нас не обуревала излишняя скорбь и уныние. Для того, чтобы по окончании поста нас не обуяла безудержная, страстная радость, чтобы мы не растеряли те добрые навыки, которые приобрели во время Великого поста. Мы должны научиться умеренности, "золотой середине". Нам надо потрудиться, чтобы очистить своё сердце, освободить его и радостными сердечными объятиями встретить воскресшего Христа, вкусить настоящей сладости пасхальной, радости о Христе воскресшем, о том, что смерти больше нет. Мало того - как если Христос воскресе - то не успеем мы открыть глаза, как тоже уже воскреснем и больше уже не будет скорби и печали - будет вечная радость и любовь во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь."


Первые 4 дня Великого поста вечером в православных храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, возбуждающее в душе особенную благочестивую настроенность к покаянию. Он читается по частям в первые 4 дня св. Четыредесятницы на повечериях. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

вторник первой седмицы Великого поста

Первая песнь. Каин и Авель.

Каин и Авель В первой песне вспоминается первое совершенное на земле убийство: когда Авель принес угодную Богу жертву, то его брат Каин, жертва которого не была принята, огорченный и омраченный, предавшись обиде, убил брата. Вспоминается также и создание человека из глины.

Человек здесь призывается осознать, что вся его жизнь могла бы быть самой лучшей жертвой Богу, однако он не только не соделал жизнь доброй жертвой, как это сделал Авель, но и так упорно шел против своей совести, что сделал свою собственную плоть самоубийственным оружием, как бы имея к себе большую ненависть, чем злоба Каина. Однако Творец, создавший человека из праха, готов простить грехи, исцелить раны и принять со всей милостью и теплотой приходящего к нему кающегося.

Вторая песнь. Адам и Ева.

Адам и Ева
Как говорит Писание, согрешив, Адам и Ева сначала почувствовали себя нагими, спрятались от Бога и опоясались листьями смоковницы. Так они «выдали», что согрешили. Затем им были даны кожаные одежды, соответствующие их смертному состоянию. Но человек не потерян: в Евангелии Христос говорит, что радость на небесах о покаянии грешника подобна той особенной радости, которая бывает у человека, когда он находит потерянную монету. Слезы кающегося также сравниваются с миром, драгоценным маслом, которым, согласно Евангелию, грешница, плача, помазала ноги Христа.

Грех действует в нас, как в Адаме: человек, самовластно, то есть добровольно предаваясь грехам, остается ни с чем — как бы нагим, лишенным благодатного Божьего покрова, первоначальных задатков и внутренней красоты. Одновременно он покрывает себя привязанностями к земному и внешнему, которые досаждают ему и тяготят его. Евангелие же возвещает, что Христос готов найти и вернуть эту красоту, если человек со слезами просит Его об этом.

Третья песнь. Ной и Лот.

Ной и Лот
Во времена Ноя порок настолько распространился, что чтобы спасти человеческий род, потребовалось очистить землю. Тогда Бог покрыл землю водами всемирного потопа, праведник Ной, как известно, был спасен на ковчеге. Хам, сын Ноя, известен тем, что недостойно поступил по отношению к своему вкусившему вина отцу, не покрыв его наготы и насмехавшись над ним. Праведный Лот, мучившийся в обществе грешников, был избавлен Богом во время уничтожения огнем развращенных городов Содома и Гоморры.

Положение грешника сравнивается с положением грешников времен Ноя: человек осуждается, погружая сам себя в грехи, как в воды потопа. Текст канона также напоминает человеку, что он не раз уподоблялся Хаму, относясь к ближнему без должного трепета и почтения, не отворачиваясь, но разглядывая его падения. Грешник призывается, подобно Лоту, всеми силами устраняться от противных разуму желаний.

Четвертая песнь. Иаков и Исав. Иов.

Иаков Исав Иов
Упоминаемые 12 патриархов (сыновей Иакова, ветхозаветных праведников, от которых произошли 12 родов Израиля) сравниваются здесь с таинственной лестницей к небу, которую видел Иаков. Исав известен тем, что променял первородство (достоинство первого сына в семье, который наследовал особенное отцовское благословение) на чечевичную похлебку, и за такое невоздержание был назван Едом (красный). Иов известен тем, что был мучим от сатаны, но не оставил праведности: он лишился детей, жены, имущества и здоровья, но, находясь в ранах и одиночестве, не хулил Бога.

Человек призывается положить в основание лестницы добродетельной жизни подвиги ветхозаветных праведников. Душа грешника уподобляется здесь Исаву, поскольку лишилась духовного первородства и пренебрегла благословениями Божиими, а также пристрастилась к телесным страстям. Человек вспоминает здесь о мужестве и терпении Иова.

Пятая песнь. Моисей.

Моисей
В пятой песни вспоминаются: корзина, в которой был спасен от смерти младенец Моисей; повивальные бабки, от которых требовали убивать еврейских младенцев; подвиг Моисея, который через пустыню выводил избранный народ из египетского плена. Вспоминается «купина Богоявления» — горящий куст, в котором таинственно явился Моисею Бог, и избавлявший от бед жезл Моисея, который стал прообразом Креста. Упоминается чистый жертвенный огонь Аарона (древние евреи в знак покаяния приносили в жертву для сожжения то, над чем трудились в поте лица и что представляло ценность: хлеб и животных), и нечистая жизнь священников Офни и Финееса, которые отвращали людей от жертвоприношений.

Душа призывается держаться спасительного ковчега праведности посреди суетных волн. Будто слушаясь призыва тем повивальным бабкам, человек убивал в себе доброе, но, в отличие от Моисея, не решался уничтожить страсти, которые калечили ум. Человек призывается подражать праведности Моисея, помня о явлении Бога и Кресте как об избавлении; подражать чистому богопочтению Аарона и отвращаться от нечистой жизни, как у Офни и Финееса.

Шестая песнь. Исход Израиля.

Исход Израиля
Здесь вспоминается исход избранного народа из рабства: море расступилось перед народом, и покрыло преследующих его египтян; вспоминается, как Израиль (народ Божий) отказывался от чудесно дарованной Богом пищи (манны), требуя мяса. Получая избавление от рабства, Израиль не переставал тосковать по покинутым колодцам и мясным котлам Египта. Камень, из которого чудесно текла вода, когда Израиль жаждал, рассматривается здесь как прообраз ребер Христа, из которых на Кресте истекла Кровь, дающая людям вечную жизнь. Вспоминается Иисус Навин, увидевший и возжелавший землю обетованную.

Человек призывается отказаться от тех душевных движений, которые роднят его с неразумными желаниями и ропотом Израильского народа, помнить об обетованных дарах Божиих и благодарить за Его утешения.

Седьмая песнь. Оза, Авессалом, Ровоам, Иеровоам.

Авессалом
Вспоминается: Оза, который, когда перевозил великую святыню ветхозаветного народа — ковчег Завета, — дерзнул коснуться ее, несмотря на запрет; Авессалом, сын Давида, который, чтобы заполучить власть, вошел по совету Ахитофела к наложницам своего отца; Соломон, который, вопреки дарованной ему чрезвычайной мудрости, впал в сластолюбие и идолопоклонство; вспоминаются сын Соломона Ровоам, который не считался с разумными советами отца, и слуга Соломона Иеровоам, разделивший Израиль на два царства. В Северном царстве он стал царем и ввел идолопоклонство. Человек предостерегается всеми этими падениями и призывается к искреннему благоговению, чистоте жизни, трезвомыслию и верности Богу.

Восьмая песнь. Озия, Иона, Иеремия, Даниил, Азария.

Иона
Вспоминается царь Озия, который так возгордился своими успехами, что дерзнул войти в алтарь Храма вопреки запрету, и был поражен за это проказой. Вспоминаются жители Ниневии, которые после проповеди пророка Ионы, искренне покаялись и тем избежали наказания, и сам пророк Иона, который так ревновал о правде Божией, что даже восскорбел, что пророчество теперь не могло быть исполнено. Вспоминается пророк Иеремия, который за свои пророчества был брошен в ров, до рыданий скорбел о грехах народа. Вспоминаются брошенный на съедение зверям праведник Даниил и брошенные в огонь праведники, бывшие с Азарией: их искренняя молитва чудом остановила напасти. Так примеры праведников Ветхого завета показывают, каким бывает подлинное благоговение и сила покаяния, а примеры грешников напоминают о неразумии и зле, которое причиняет грех.

Девятая песнь. Христос.

Христос
Вспоминается, как дьявол искушал Христа хлебом и царством во время поста в пустыне. Упоминается проповедь Иоанна Крестителя о покаянии и то, как Ирод пренебрег ею, а жители Самарии и Иудеи пришли каяться. Вспоминается первое чудо Христа на браке в Кане: брак был освящен Его присутствием, вода превращена Им в праздничное вино. Вспоминается, как Христос исцелил парализованного, воскресил сына вдовы и исцелил слугу сотника, открыл самарянке истину поклонения Богу в духе, исцелил кровоточивую, очистил больных проказой и исцелял слепых, глухих, хромых, немых и согбенных. Всякую немощь и слабость хочет исцелить Христос в человеке, не гнушается никакой нечистотой, только бы человек пришел к Нему с покаянием и укрепил себя молитвой.

источник: настоятель Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском Московской области, филолог, священник Алексей Агапов "Канон Андрея Критского: читаем, размышляем, учимся понимать"


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version