Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

03.12.2021 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 24-ю неделю по Пятидесятнице 5 декабря 2021 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю двадцать четвертую по Пятидесятнице, которая состоится 5 декабря 2021 года.

полный текст: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора

 

В 2021 году в неделю 24-ю по Пятидесятнице в ходе Божественной Литургии читается рядовое зачало из Евангелия от Луки (Лк. 12:16-21): притча о безумном богаче.
Любостяжание — излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Любостяжание есть забота о земных благах сверх необходимого для жизни, когда человек больше заботится о себе, пренебрегая любовью к Богу и ближнему. Разновидность страсти сребролюбия.
Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.

 

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - богослужебное Евангелие: СКАЗАНИЕ ЕЖЕ КАКО НА ВСЯК ДЕНЬ ДОЛЖНО ЕСТЬ ЧЕСТИ ЕВАНГЕЛИЕ СЕДМИЦ ВСЕГО ЛЕТА;
     - Настольная книга священнослужителя. Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ. Глава 1. О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ;
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 26-я по Троице;
     - митрополит Антоний Сурожский: проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче;
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче (1949 г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Филарет Московский, Тихон Задонский, Николай Сербский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтсткий, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 66 Евангелия от Луки (12:16-21): притча о безумном богаче.

 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - Спаситель изображает нам ненасытимые помыслы безумного богача. Бог творил свое намерение и явил особенное благоутробие. Ибо не в одном местечке, но во всем поле богача был хороший урожай; а он был так бесплоден в милосердии, что, прежде чем получил, удерживал уже за собой;

     - этот богач - как вор, который, когда найдет на дороге кошелек с деньгами, не думает, ни откуда кошелек, ни чей он, но прежде всего беспокоится, как бы его спрятать! В действительности и сей богач есть настоящий вор;

     - богач не мог бы утверждать, что все это обилие плодов является результатом его личного труда (и вор трудится, когда совершает кражу) или результатом его умения и интеллектуальных усилий (и вор использует свое умение, часто гораздо более совершенное, чем у землепашца и сеятеля). Богач не приложил и не мог приложить никаких усилий, чтобы светило солнце, шел дождь, дули ветры, рождала земля. Обильный урожай есть дар Божий;

     - вместо молитвы, вместо благодарности, песнопения Богу и радости сердечной богач сразу же начинает мучиться, беспокоясь о том, как бы ему собрать все это богатство и разместить его так, чтобы ни одно зерно не досталось птицам небесным и ни одно яблоко – соседям-беднякам;

     - утробы нищих - вот тебе житницы: питающий бедного - питает Бога;

     - сокровищницы неправды того и стоят, чтоб их разорить: разрушь своими собственными руками, что худо тобою построено; разломай хлебные закромы, от которых никто никогда не отходил с утешением; уничтожь все здание, которое охраняет любостяжательность; сломай кровли, разбери стены, открой солнцу покрытую плесенью пшеницу; освободи из-под стражи заключенное в узы богатство; отвори всем на показ темные убежища маммоны;

     - милосердие выше и богоугоднее даже самого строгого поста;

     - подражай земле, человек: приноси плоды, как она, чтоб не оказаться тебе хуже неодушевленной твари. Она возрастила плоды не для своего наслаждения, но на служение тебе;

     - детям, когда они жадны, не редко позволяем без меры есть, что они особенно любят, чтоб излишним пресыщением произвести отвращение; но не таков корыстолюбец: чем более он пресыщен, тем большего желает;

     - Господь словом "веселись" обозначил страсть распутства, которая обыкновенно следует за пресыщением яствами и питиями;

     - не жди голода для золота, ни общей скудости для собственного своего обилия. Не корчемствуй людскими бедствиями; гнева Божия не обращай в случай к умножению у себя денег;

     - без наличия сокрушенного сердца нельзя достигнуть истинного покаяния;

     - душа здесь берется как "седалище чувствований": она будет чувствовать удовольствие, которое даст человеку богатство (душа - по греч. yuch именно низшая сторона душевной жизни в отличие от pneuma - высшей стороны этой жизни);

     - "покойся, ешь, пей, веселись". Как может душа есть и пить? Тело, а не душа ест и пьет собранное в поле. Да богач и думает о теле, когда говорит о душе. Его душа настолько срослась с телом и настолько ему уподобилась, что он с нею знаком по одному лишь названию;

     - душа требует своих нарядов; ее наряды суть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23). Богач же обряжает ее в пьянство, объедение, блуд и тщеславие

     - душа жаждет чистой небесной любви, а сей богач подливает масла в огонь страстей и его смердящим дымом окуривает душу;

     - душа не питается пищею тленной, а сей богач ей предлагает такую;

     - у праведника не отнимают душу, но он предает ее Богу и Отцу духов с радостью и весельем и не чувствует неприятности при отложении тела, ибо он тело имеет как бы легкую тяжесть. Но грешник, оплотянив душу, сделав ее телом и землей, чрезвычайно затрудняет отделение оной. Поэтому и говорится, что душу "возьмут" у него, как бы у какого упорного должника, преданного в руки жестоких сборщиков;

     - будем стараться "богатеть в Бога", то есть на Него уповать, Его считать нашим богатством и хранилищем богатства. Не будем говорить: блага "мои", но блага Божии. Если же блага Божии, то не будем отчуждать Бога от Его благ. Богатеть в Бога - значит веровать, что если я и все (свое) отдам и истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка. Ибо сокровищница моих благ есть Бог: я отворяю и беру, что нужно;

     - кто в келье своей скрывает золото, тот копит в себе страсти высокоумия и неподчинения. А кто собирает в свою сокровищницу молитвы и милостыни, тот богатеет в Бога;

     - Богу принадлежит имущество; человек бывает только срочным распорядителем имущества. Верный распорядитель с точностию исполняет волю доверившего ему распоряжение;

     - сребролюбие научает похищать, красть, лихоимствовать, суды неправо судить, правого обвинять и виноватого оправдать, научает лгать, напрасно клясться, имя Божие всуе призывать и клятву нарушать, обманывать, лукавить; словом, всему злу научает оно, что от христиан удалено быть должно;

     - "богатеть в Бога" - значит: быть богатым благами, которые Сам Бог признает за блага;

     - Господь признает Себя должным тебе во всем, что ты подал или что благотворительно сделал нуждающемуся ближнему. Ты можешь смотреть на это как на заемное письмо. Обладатель мира, без сомнения, не имел нужды в сем ничтожном займе, не только для Себя, но и для тех, для которых делает оный; но такова дивная благость Его, что Он уничижает Себя до образа должника твоего, чтобы привлечь тебя к благотворению и чрез благотворение к блаженству; Он занимает у тебя безделицы, прах, тлен, которое ты называешь земными благами, чтобы иметь случай без оскорбления Своего правосудия платить тебе истинным благом, нетлением, блаженством, с такою лихвою, которой ты никогда исчислить не возможешь.

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - для чего же изволил Бог, чтобы нива сего злаго и развращеннаго богача принесла толикое множество различных и добрых плодов?
     - что является истинным христианским сокровищем?
     - какие есть способы "богатеть в Бога"?
     - почему нет ничего легкомысленнее, чем слова: «Хоть бы мне умереть внезапно, чтобы и не почувствовать своей смерти!»?

 

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Берегитесь любостяжания!
     - Как безумно пристрастие к земным стяжаниям!
     - Обладание богатствами дает чувствовать свою суетность уже теми обязанностями, какие оно налагает на богатолюбцев;
     - “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.”
     - Как мы должны пользоваться материальными Божьими дарами?
     - О воздержании;
     - Мудрый христианин не прилагает своего сердца к богатству;
     - Как богатство оставляет тех, кто на него уповает;
     - Страсть к богатству есть страсть всеобщая, ненасытимая и трудно исправимая;
     - Богатство души, богатеющей в Бога;
     - Руки нуждающихся — многовместительные и неветшающие житницы для наших богатств.

 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 5 декабря 2021 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 24-я по Пятидесятнице


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 24-я по Пятидесятнице


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

5 декабря 2021 года. Неделя 24-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.

 

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2022 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version