Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

30.07.2021 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 6-ю неделю по Пятидесятнице 1 августа 2021 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю шестую по Пятидесятнице, которая состоится 1 августа 2021 года.

источник: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора


"Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: "Мы ум Христов имеем". Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство."
(святитель Феофан Затворник)

 

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 6-я по Троице;
     - Троицкие листки игумена Пантелеимона (Свято-Троицкая Сергиева лавра; 1879-1899 г.г.) "Исцеление расслабленного в Капернауме";
     - святитель Филарет Московский (Дроздов): Слово в неделю шестую по Пятидесятнице (1839 г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Феофан Затворник, Николай Сербский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Иероним Стридонский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 29 Евангелия от Матфея (9:1-8).

 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - Псалмопевец Пророк сказал: "Небо небесе Господеви" (Пс. 113:24); чтобы показать этим, что небо является местом и истинно Своим домом Бога;

     - Иисус войдя в корабль, перешел, - не прибавил при этом: "вышедши из лодки", но - "войдя в лодку". Спаситель переправился, и пришел в Свой город вместе с взятой лодкой, я имею ввиду - в нашем теле обитая в сверхнебесных сферах;

     - расслабленный, лежащий на постели: из числа язычников, приявших проповедь истины и на основании слуха смутившихся совестью и смирившихся, еще же как бы лежащих на одре сладострастия, изнуренных и расслабленных, еще сущих не в силах принять исцеление душевных болезней, а это, то же что сказать - оставление грехов, и поэтому имеющих тело неподвижным в отношении делания добра;

     - вера одних доставляет утешение другим;

     - Спаситель видел не только то, что происходит, но и то, что будет происходить до конца времен. Здесь не говорится: «видя их», но: "видя Иисус веру их", – дабы показать сим: Христос видит и то, что увидеть еще тяжелее, видит в человеке самое сокровенное;

     - лишь крепкая вера не боится насмешек и не опасается провалов – она даже и не думает о насмешках и не сомневается в успехе;

     - слова «веру их» должны прежде всего относиться к лицам, которые принесли расслабленного. Если бы и у самого расслабленного была сильна вера, то не встретилось бы надобности напоминать ему о грехах. Весьма возможно, что сам больной мог смотреть на свою болезнь, как на наказание за свои грехи. Таким образом, он мог страдать не только физически, но и духовно. Чтобы прекратить эти страдания, нужно было, следовательно, прежде всего исцелить его от душевной болезни;

     - Спаситель пришел и к как бы лежащим на одре сладострастия, изнуренным и расслабленнмх, еще сущих не в силах принять исцеление душевных болезней, а это, то же что сказать - оставление грехов, и поэтому имеющих тело неподвижным в отношении делания добра;

     - "Дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои". Оставь, говорит, боязнь о грехах, потому что они отпускаются; оставь ужас перед тем, что угрожало тебе, потому что получением возвещенного тебе ты стал Моим сыном, Моим наследником;

     - сказано: "видя Иисус веру их", – дабы показать сим: Христос видит и то, что увидеть еще тяжелее, видит в человеке самое сокровенное. И это опять же написано ради нас, дабы мы знали, на что Господь смотрит – и ныне, как и тогда;

     - Господь, обращаясь к нему, называет его словом чадо: "дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои". Разве Христос назвал бы чадом неверующего? Разве нераскаянному можно было бы сказать: "прощаются тебе грехи твои"? При воскрешении сына вдовы из Наина Христос не называет его ни «чадо», ни «сын», но "юноша". Ибо мертвый не верует и не может каяться. Здесь, однако, Он говорит болящему: "чадо"!;

     - покаяние есть условие прощения. А покаяние невозможно без стыда и страха Божия и без веры в Бога;

     - исцелять телесные болезни было свойственно и святым, но отпускать грехи свойственно одному только Богу;

     - Спаситель во всем показывал Свое одинаковое достоинство с Богом Отцом. А теперь опять иным, высшим образом принуждает врагов Своих признать Свое равночестие с Богом Отцом, и возвещает это их устами;

     - Спаситель был чужд любочестия. Он не тотчас приступает к исцелению тела явившегося пред Ним больного, но от самих врагов ожидает к тому повода, и сперва врачует невидимое, т. е. душу, отпустив грехи, - что самое доставило расслабленному исцеление, а Исцелившему не принесло большой славы;

     - ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии;

     - умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: "Мы ум Христов имеем". Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство;

     - книжкники - это люди с усохшими душами. Им дела нет ни до страданий расслабленного, ни, тем более, до его исцеления, они отслеживают всякое слово Христово, чтобы получить возможность унизить Христа, устранить со своего пути и из своей совести;

     - книжники, мстя за свои страсти, они думали, что мстят за богохульство

     - при исцелении расслабленного Иисус Христос представляет и другое немаловажное доказательство Своей божественности и равночестия с Богом Отцом. Книжники говорили, что власть отпускать грехи принадлежит одному Богу, а Он не только отпускает грехи, но еще прежде обнаруживает в Себе другое свойство, приличное единому Богу, именно - открывает тайны сердечные;

     - как земля не может видеть ока, а око может видеть землю, так и все земные творения, окутанные временем, не могут заглянуть в тайны вечности, Око же вечности может проникнуть на землю и увидеть все, там находящееся;

     - насколько душа превосходнее тела, настолько и отпущение грехов - дело большее, чем исцеление тела;

     - между делом и словом большое расстояние. Для Господа сказать слово – то же самое, что и сотворить дело;

     - грех является причиной болезней – и душевных, и телесных, и это почти всегда так. Исключения составляют те случаи, когда Бог по Своему благому Промыслу попускает телесные болезни праведникам, что лучше всего видно на примере праведного Иова. Но от сотворения мира действует правило: грех есть причина болезни;

     - тот, кто мог бы временно даровать телу здоровье, но не мог бы простить грехи, сделал бы то же, что садовод, который очистил дерево от червоточин, но не умеет и не может уничтожить живущего в его корнях червя;

     - когда согрешим, мы имеем потребность в печали о совершенных грехах и в стыде и в покаянном сокрушении, дабы каждому снова услышать в душе то, что было сказано оному расслабленному: "Дерзай, чадо!", и прияв милость, сменить печаль на радость: потому что эта печаль является духовным медом. Но не удивляйтесь, если я назвал печаль "медом", - потому что она является тем, о чем опять же Павел говорит, что - "печаль яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает" (2Кор. 7:10);

     - вот, в чем заключается спасительная печаль о Бозе: винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога;

     - Спаситель исцеляет больного от расслабления и духовного и телесного, и невидимое открывает посредством видимого;

     - "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи": грехи могут быть прощены, только пока человек находится на земле, в мире сем. Но для ушедшего из мира сего – прощения больше не существует. В мире ином нет прощения для грешников, кои ушли из этой жизни нераскаянными. Потому и сказано: "на земле";

     - с кротостью должно избавлять от болезни. Кто из-за страха человеческого сделался лучшим, тот вскоре опять возвратится к прежнему несчастию;

     - когда ты увидишь врага истины, исцели его, позаботься о нем, возврати к добродетели, подавай наилучший пример своею жизнью, наставляй неукоризненным словом, покровительствуй и имей попечение, и употребляй все средства к исправлению, подражая наилучшим врачам;

     - то, чего не видели и не признавали все тогдашние люди, да узрим и да признаем мы, чрез Церковь получившие благодать видеть и признавать истину. Да научимся же радоваться благу, ибо всякое благо – от Бога; и таким образом мы научимся радоваться Богу, Животворящему Источнику вечной радости.
 

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - в чем отличия описания этого события в различных синоптических Евангелиях (Матфея, Марка, Луки) и есть ли в них противоречия?
     - почему город, куда Спаситель прибыл, Матфей называет Его «собственным»?
     - какие грехи Христос отпустил расслабленному?
     - каким образом Иисус отпустил грехи, которые вводят в долг перед Богом закона, если не был соединен с Ним по (самому) рождению?
     - какое есть различие между книжниками и любоосуждателями?
     - если один Отец знает сердца, то как же Сын знает сокровенные мысли души?
     - почему Спаситель после исцеления повелевает расслабленному идти именно в дом свой?

 

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Чему научают нас лица, упоминаемые в дневном Евангелии?
     - Страдания влекут нас от мира и греха к Богу;
     - Грех делает человека несчастным;
     - Голос прошедшего, настоящего и будущего к грешнику;
     - В болезнях телесных нужно прежде всего заботиться об уврачевании души от грехов, посредством искреннего покаяния;
     - О чувствительности;
     - Мысли Божьи и мысли человеческие;
     - Как нужно поступать в постигающих нас телесных болезнях (ст.2);
     - Иисус Христос — Врач наш (ст.2).

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Образец христианина, в совершенстве исполняющего обязанности своего звания;
     - Важные наставления для тех, которые должны терпеть скорби и страдания;
     - Предостережение от лености и беспечности;
     - О многопопечительности, как недостатке многих наших современников;
     - О любезности в обращении с нашими близкими;
     - При каких условиях наша вежливость имеет высшее нравственно-религиозное достоинство?
     - О злобе, скрывающейся под видом вежливости;
     - Как все мы можем воодушевляться в делах нашего призвания?
     - О притворной любви.

Образцы церковной проповеди:
     - Слово в Неделю 6-ю по Троице;
     - Чудеса Христа по отношению к законам природы и жизни;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 6-ю Неделю по Троице.

 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 1 августа 2021 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 6-я по Пятидесятнице


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 6-я по Пятидесятнице


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

1 августа 2021 года. Неделя 6-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я

скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2021 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version