Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

16.07.2021 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 4-ю неделю по Пятидесятнице 18 июля 2021 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю четвертую по Пятидесятнице, которая состоится 18 июля 2021 года.

полный текст: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора


     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 4-я по Троице;
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): «И В ИЗРАИЛЕ НЕ НАШЕЛ Я ТАКОЙ ВЕРЫ» (1958 г.);
     - митрополит Антоний Сурожский: «ВЕРА РИМСКОГО СОТНИКА» (1967 г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Николай Сербский, преподобные Ефрем Сирин, Варсонофий Великий, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 25 Евангелия от Матфея (8:5-13).

 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - сотники называются в Евангелиях и Деяниях centurio (Мк. 15:39, 44, 45). Римские легионы разделялись на 10 когорт (Деян. 10:1), или полков, в каждой когорте было по три манипулы, а каждая манипула состояла из сотней; если число это убывало, сотня не переставала быть сотней. В каждом легионе было 60 сотен;

     - многие ли из нас, христиан, имеют такую любовь к подчиненным, когда они находятся в нужде и смертельной болезни?

     - сотник и в несчастье любомудрствует, имея в виду не столько самое здравие отрока, сколько то, чтобы не показать в действиях своих чего-либо неблагоговейного; он сознавал себя весьма недостойным не только благодеяния, но и того, чтобы принять Господа в доме;

     - видишь ли, колико благодеяние Божие различествует от благодеяния человеческого? Чтобы получить одну малую милость от какого-либо человека, колькратно преклоняешь главу твою до лица земли? Колькратно произносишь сие «прошу и молю», и обещаешься воздать мзду и благодарность, — и тогда разве получаешь снисхождение и милость? Благодеяние Божие различествует от благодеяния человеческого: человек умножает затруднения в рассуждении просьбы твоей, чтобы показать тем величественнее свое благодеяние; отлагает время, да тем паче возжжет желание твое и приумножит обстоятельств стечение; ищет многих заступников, чтоб за одну милость многих иметь себе должников, и тогда напоследок протязает руку благотворения, когда приметит, что благодарность за благодеяние непременно воспоследовать имеет. В благодеяниях Божиих ничего такого не видишь;

     - приметь еще неизреченную премудрость Господа нашего Иисуса Христа, сколь противными образы (разными способами) устрояет Он человеческое спасение. Веру Хананеи обнаружил чрез отрицание милости, которой она просила: «несть добро отъяти хлеб чадом, и поврещи псом» (Мф. 15:26); сотникову же — явися готовым к исполнению прошения его: «Аз пришед исцелю его»;

     - какая огромная разница между сею пламенною верою сердца сотника и хладными законническими верованиями фарисеев! Разница не меньше, чем между огнем горящим и огнем, нарисованным на бумаге;

     - о, как сильная вера этого язычника должна сегодня устыдить и многих из нас, в сто раз лучше знающих Священное Писание, но и веры имеющих в сто раз меньше!

     - кто суть воины Христовы и слуги его? Не является ли жизнь со всеми существами войском Христовым? Не суть ли ангелы, святые и все богобоязненные люди воины Христовы? А все природные силы, смерть и болезни – разве они не слуги Христовы?

     - матерь удивления есть неведение: ибо удивляемся тем только вещам, коих причин не понимаем. А из сего явствует, что нимало не удивлялся Господь наш Иисус Христос, слыша веру сотника: ибо Он не только яко Бог, но и яко человек, по личному соединению Божества, и тайная человеческих помышлений знал, и причины всех вещей ведал;

     - не сказал Господь: "ни во всем Израили толикия веры обретох", но точию — «ни во Израили», для того, чтобы исключить из сего Патриархов и Пророков, Пресвятую Богородицу, Крестителя Иоанна, Апостолов и всех святых, сущих от поколения Израильского, и чтобы представить, что вера сотника совершеннее веры Израильтян, которые хотя Пророками и научены были о Его воплощении, сами видели множество чудес Его и были Им облагодетельствованы, однако в Него не уверовали;

     - лишь великая вера человеческая достойна удивления: ибо верою раб становится свободным, наемник – сыном Божиим и смертный человек – бессмертным;

     - взбунтовавшихся сынов Своих Отец Небесный отлучает от Себя навеки, а вместо них усыновляет Своих наемников. И так избранные становятся неизбранными, а неизбранныеизбранными, первыепоследними, а последниепервыми;

     - обрати внимание на то, что сотник требовал слова, а прокаженный – только желания, – что есть дело большей веры. Но почему же сотнику больше удивились? Потому что прокаженный, как иудей, знал книги, свидетельствующие о Христе, и потому имел много такого, что легко могло привести его к вере; а сотник, как язычник, не знал ничего этого и ничем иным не мог быть приведен к вере, как только здравым умом;

     - у людей бывают слезы трех различных родов: слезы о вещах видимых, – и они очень горьки и суетны; слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, – и они весьма сладки и полезны; и бывают слезы раскаяния там, где «плачь и скрежет зубом», – и эти слезы горьки и бесполезны, потому что вовсе безуспешны, когда уже нет времени покаянию;

     - так как плач есть свойство, присущее глазам, а скрежет зубов указывает на кости, то следует, что истинно будет воскресение тел и тех же самых членов;

     - что может быть несмысленнее или неразумнее такой речи: «Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое — войти в Царство; равно как лишиться Царства — значит войти в геенну;

     - не присутствием Христовым, но верою просящего освобожден больной от недуга. Так и ныне, в каком месте ни помолишься, если больной уверует, что помогут ему молитвы твои, все исполнится по желанию его;

     - вникни не токмо во всемогущество слова и в скорость исцеления, но и в сие слово: «буди тебе». Словом буди создал Бог свет, тем же словом, буди, разгнал тьму бесовскую, положил твердь, исцелил расслабленного члены. Тоежде слово, буди, есть и творческое, и чудодеятельное: понеже един и той же Бог есть и творяй, и чудодействуяй;

     - если запятую поставить после «человек есмь», то переводить нужно так: "я человек, под властью имеющий у себя воинов и т. д."; если же после выражения «под властью», то выражение будет означать, что сотник сам находится под властью (подвластный, как в русск.), и, находясь под властью, имеет «под собою» (русск. «в подчинении»), т. е. также под своею властью, и воинов. Таким образом сотник сравнивает себя не с Самим Христом, а с Его Словом;

     - Господь дарует этому сотнику более, чем он просил: он пришел искать телесного здравия отроку, а возвратился, получив Царствие;

     - истинная христианская религия есть религия чистых сердцем, стремящихся к высшей и совершенной правде; религия сердец, всецело посвященных Богу и жаждущих вечного общения с Ним, а не только религия страха, умствования и размышлений о Боге;

     - приход Господень в дом – это уже рай, это уже – наставшая вечная жизнь. К этому сотник не был готов, и не был готов его раб. Можем ли мы молить о том, чтобы Господь снизошел к нам и дал нам опыт рая, когда у нас на душе рая нет, когда нет в нас условий райского жития, когда в нас разделенность, безверие, страх, отсутствие любви, неправда жизни? О другом мы можем просить: Господи, я нахожусь в болезни – то есть, в сущности, в грехе – скажи же только слово, пока еще не приходи, я не могу Тебя принять, у меня не хватит устойчивости Тебя любить неразделенным сердцем, у меня не хватит верности, чтобы после Твоего прихода не пригласить в тот же дом Твоих врагов – только скажи слово, животворящее слово! Скажи такое слово, от которого дрогнула бы душа и стала цельной, оздоровела;

     - что все наши добродетели без смирения? Не более как пыль, уносимая первым дуновением гордости. Без смирения всякий труд бесплоден и бесполезен: нет ни любви к Богу и ближним, ни чистоты сердца, ни терпения, никакой, одним словом, заслуги перед Богом. Потеряно смирение - потеряно все, хотя бы даже вы, по невинности вашей жизни, были близки к небу. Соедините вместе все достоинства молитвы, пoстa, милосердия, целомудрия: без смирения они немедленно исчезнут.

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - прокаженный приступил к Иисусу по сошествии Его с горы, а этот сотник по вшествии Его в Капернаум. Почему же ни тот, ни другой не взошли на гору?
     - в чем отличия описания этого события у Матфея и у Луки и есть ли в них противоречия?
     - для чего Бог дал нам четырех евангелистов – хотя Он мог всю премудрость нашего спасения изложить чрез одного-единственного?
     - почему Спаситель не спрашивает сотника, как других: «Веруешь ли, что Я могу это сделать?»
     - сотник, употребив дивное оное смирение, счел себя недостойным посещения Владыки, и вера его удостоилась похвалы; Авраам же (напротив) убеждал и, припав к ногам, молил Его войти к нему в кущу, хотя и приступил к Нему как к человеку, не зная, что то был Сам Владыка. Ужели Авраам не имел смирения? Добродетель сотника выше ли добродетели Патриарха?
     - познай и совершенство его веры: «но токмо рцы слово», — то есть, единое повелительное слово скажи, — и сие довлеет ко уврачеванию раба моего. Кто же иной может единым словом отогнать телесную болезнь и даровать здравие, кроме единого токмо сущего над всеми Бога? Следовательно, сотник веровал, что Иисус Христос есть Бог истинный, всесильный и всемогущий;
     - почему Христос удивился, если Он заранее знал, что Ему ответит сотник?
     - что такое "лоно Авраама"?
     - почему в Своем пророчестве Господь не сказал "язычники", а "многие с востока и запада"?
     - что следует понимать под "тьмой внешней и скрежетом зубов"?

 

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Упование на Бога смотрит на все случаи и обстоятельства жизни с трёх точек зрения;
     - В страданиях Бог поступает с нами, как наш лучший Отец;
     - Как господа должны поступать в отношении к своим слугам;
     - Смирение составляет необходимую добродетель для всех христиан;
     - Надо во всем сообразоваться с Божьей волей;
     - Спаситель и Его помощь;
     - Христианин должен быть свободен от предрассудков.

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Необходимость надлежащего познания о природе и свойстве греха;
     - Стыд о наших грехах;
     - О наклонности ко злу в человеческой природе;
     - Духовное рабство и свобода (ст.18).

Образцы церковной проповеди:
     - Слово в Неделю 14-ю по Троице;
     - Образец истинной веры;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 4-ю Неделю по Троице.

 

выдержки из проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 июля 2012 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Эта история с римским сотником напоминает нам нечто из нашей недавней жизни. Страна наша — историческая Русь, а затем Россия, Украина, Беларусь, другие страны — прошли через десятилетия уничтожения веры. Мы хорошо знаем об этих десятилетиях, особенно люди среднего и старшего возраста. Вера не просто игнорировалась, не просто порицалась — она высмеивалась, над ней издевались, ее уничтожали всей силой административного ресурса.

     Что же произошло и происходит с нашим народом? А произошло то, что произошло с римским сотником. Язычник, то есть человек неверующий, не знающий Бога, не умеющий молиться, не посещающий храм, вдруг в какой-то момент в сердце своем ощущает колоссальную перемену, и эта перемена происходит в ответ на встречу человека со Христом, с Богом.

     И каковы последствия этой встречи? Это не просто осознание того, что «Бог есть, ну и буду время от времени в храм ходить». Эта встреча радикально меняет жизнь человека, и вчерашние инженеры, врачи, политические деятели оставляют мир и идут в монастыри, становятся монахами и священниками. Я никогда не представлял себе, что в наших монастырях столько высокообразованных людей с прекрасной светской карьерой. И они ушли в монастырь не потому, что разобиделись на весь мир, и не потому, что какое-то несчастье их поразило, а потому что осознали, что встретились со Христом и хотят Ему служить и жить вместе с Ним.

     А где же происходит эта встреча? Она может произойти где угодно и в любой момент жизни, но чаще всего она происходит в храме. Когда мы посещаем храм, даже будучи людьми невоцерковленными, мы, переступая порог, чувствуем, что оказались в ином мире. Это не тот мир, который остался за стенами. Все страсти того мира — злоба, конфликты, проблемы — как бы остаются за стенами храма, мы входим в иное миробытие. И это не просто эмоциональное восприятие архитектуры, музыки или изображений. Это реальное восприятие нашим умом и сердцем иного миробытия, потому что в храме присутствует благодать Божия, Божественная энергия. И часто, даже будучи невоцерковленными, мы сердцем чувствуем эту Божественную благодать. А если человек раз почувствовал ее и вернулся в храм, то он начинает постепенно погружаться в эту духовную стихию, в этот мир и осознает, что из храма он выходит каждый раз более сильным, спокойным, уверенным, потому что благодать Божия поднимает нас к небу, а с высоты иной взгляд на суету мира сего.

 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 18 июля 2021 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 4-я по Пятидесятнице


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 4-я по Пятидесятнице


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

18 июля 2021 года. Неделя 4-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я

скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version