Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

16.01.2021 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю тридцать вторую по Пятидесятнице 17 января 2021 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю тридцать вторую по Пятидесятнице, которая состоится 17 января 2021 года

источник: богословские курсы Свято-Екатерининского кафедрального собора


     Закончился праздник Рождества Христова, приближается праздник Крещения Господня. В первые века это был один праздник – Богоявления, когда вспоминалось и рождение Спасителя, и выход Его на проповедь. Но к концу IV века Рождество и Крещение стали отмечаться раздельно.

     Сегодня, находясь на перепутье между двумя праздниками, мы слышим начало Евангелия от Марка, где говорится об Иоанне Крестителе (Мк. 1:1-8), и конец Второго Послания к Тимофею, которое было написано Апостолом Павлом незадолго до его мученической смерти (2 Тим. 4:1-8). Какая связь между этими чтениями? Думаю, та, что оба они говорят нам о вере в Бога как о пути. Вера – это путь, по которому мы идем к Богу, и путь, по которому Господь приходит к нам. Проповедь Евангелия началась со слов Иоанна Крестителя, обращенных к народу:

“Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Мк. 1:3)

     А Апостол Павел говорит:

“Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил” (2Тим. 4:67)

     Течение – значит бег; Апостол использует здесь образ бегуна на дистанции, достигшего своей цели, выигравшего соревнование. Таким образом, мы слышим сегодня и о начале, и конце пути, и о том венце, который готовится каждому из тех, кто не споткнулся, не оступился на беговой дорожке духовной жизни, но достиг своей цели. А цель – это Сам Господь.

     Сегодня, в начале того пути, который ведет нас от Рождества к Пасхе, Церковь напоминает нам о том начале, которое мы должны полагать ежедневно через покаяние, о той решимости, с которой мы должны искать Царства Божия. Церковь напоминает и о том, что Христос всегда с нами, что Царство Небесное близко к нам, и только от нас зависит, достигнем ли мы цели, пройдем ли по этому пути до конца, получим ли тот венец, который уготован каждому из нас Господом Иисусом Христом.
Аминь.

митрополит Иларион (Алфеев)


     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский, библеист профессор А.П.Лопухин, митрополит Антоний Сурожский) на КАЖДЫЙ стих зачала 1 Евангелия от Марка (1:1-8).


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - Евангелие — греческое слово, и означает оно “благая весть”. Евангелие принесло людям благую весть о том, что новая жизнь настает. Представьте себе, что во Христе вся тварь: и человек, и все вещественное творение — может узнать себя во славе Божией. Разве это не новизна? Разве это не благая весть?

     - пророчество Малахии ев. Марк приводит не по подлиннику и не по переводу LXX-ти, который в этом случае повторяет довольно точно мысль и выражение подлинника, а следует в этом месте ев. Матфею. Вместо выражения подлинного текста: "пред лицем Моим" ев. Матфей, а за ним и Марк, читает: "пред лицем Твоим". По переводу обоих евангелистов, Бог у Малахии обращается, следовательно, к самому Мессии с предсказанием о послании пред Его пришествием особого Ангела или предвестника - Предтечи. У пророка же содержится обращение Иеговы к народу иудейскому (Мф. 2:10);

     - пророчество Исаии о голосе вопиющего в пустыне (Ис. 40:3) приводится здесь, как поясняющее собою приведенное выше пророчество Малахии и вместе как первооснова первого пророчества. Вестник Иеговы, о котором говорил Малахия, есть именно тот самый, о котором еще раньше предсказывал Исаия пророк - такой смысл приведения пророчества Исаии;

     - "Глас вопиющего в пустыне", то есть в пустыне Иорданской, а еще более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру. Путь означает Новый Завет, "стези" - Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть к Новому Завету, они должны были приготовиться, а стези Ветхого исправить, ибо хотя древле они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились.;

     - личность Иоанна Крестителя нам представляется такой изумительно сильной. В чем эта сила? В том, мне кажется, что он настолько стал гибок в Божией руке, настолько прозрачен для Бога, что люди, встречая его, уже видели не Иоанна - пророка, говорящего с ними о Боге. Он назван в Евангелии от Марка словами пророчества: глас вопиющего в пустыне… Люди слышали в нем только Божий голос, он сам как бы уже не играл никакой роли, он был рупором, он был Богом, говорящим через человека… Вот в этом сила его;

     - по Евангелию, говорит о себе Иоанн Креститель: Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Того, Который грядет за мной, – то есть Иисуса Христа… Такая непостижимая, ничем непобедимая, несокрушимая сила, а с другой стороны — сознание: я — только прозрачность, я — только голос;

     - Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: "для прощения грехов"? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов;

     - Ветхозаветный закон, данный через Моисея на горе Синайской, состоит из большого числа разных правил; и люди, которые придерживались этих правил, оставались им верными до конца в течение всей жизни, всю свою энергию, силу, волю отдавая на послушание этим правилам, могли считать себя праведниками; Богу нечего было с них спросить, потому что они выполнили каждую букву, каждое слово, сказанное Им в законе. В Новом Завете Христос тоже дает нам заповеди, но отношение к ним иное, чем к ветхозаветным предписаниям: заповеди Христа учат нас не как поступать, а какими быть; заповеди Христа — путь;

     - нам представлено в Новом Завете в виде законов, в сущности — не правила жизни, а указания на то, что должно бы в нас, в нашем сердце, в нашем уме быть силой, движущей нашей жизнью. Это не внешний закон, а описание внутреннего человека (1Пет. 3:4).;

     - надо, чтобы закон жизни Божественной стал действительно нашим существом и мы не могли иначе поступить, потому что уже приобщились к мысли, к замыслу Божиему. Если мы разделяем Его желание, любим то, что Он любит, мы с Ним едины;

     - очень легко превратить новозаветные правила, которые нам дает Христос, в ветхозаветный закон, стать исполнителями, оставаясь как бы вне этого опыта. Один человек никогда не мог пропустить нищего, не позвав его и не дав ему тарелку супа и медную монету; но он нищего никогда не пускал в дом. И когда тот кончал есть похлебку и получал грош, он говорил: “А теперь иди и не возвращайся ко мне, я тебе все дал, что тебе нужно!” Он считал, что исполнил дело милосердия, — а в сердце у него никакого милосердия не было. Вот в этом и заключается разница между исполнением закона в юридическом смысле, и тем, чтобы стать человеком, для которого заповедь является зовом жизни: стать таким человеком, который иначе поступить не может;

     - мы только потому относимся к воле Божией как к внешнему закону, что мы от Бога оторваны сердцем. Эта оторванность нашего сердца от Бога, нашей воли от воли Божией, наших мыслей от мыслей и представлений Божественных и является основной нашей греховностью, тем состоянием полусмерти, потускнения, о котором я говорил раньше. Но грех еще развивается дальше, и из этого состояния оторванности рождаются и последствия ее; осиротелость, внутренний разлад, рознь с людьми, вражда с остальной тварью;

     - нельзя утешаться мыслью, будто есть крупные и мелкие грехи. Конечно, разница есть; но и малый грех, если он произвольный, сознательно, цинично выбранный, может убить душу;

     - как же избыть грех, что же делать? Первое, о чем возвещает Иоанн Креститель, это покаяние. Что же такое покаяние? На греческом языке это слово означает поворот: поворот души, поворот жизни. Это момент, когда мы осознаем свое бедственное положение, когда мы чувствуем отвращение к нему и к себе, когда вдруг рождается в нас, хоть зачаточно, решимость перестроиться, начать заново и по-новому жить;

     - плакаться — недостаточно, больше того — бесплодно. Покаяние заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать соответственно;

     - в Царство Божие идут большей частью не от победы к победе, а от падения к падению, но доходит до Царства Божия тот, кто после каждого падения, вместо того чтобы садиться у края дороги и плакать над собой, встает и идет дальше; и сколько бы он ни падал, каждый раз поднимается и идет. Вот о чем мы должны всегда помнить: что покаяния всецелого, мгновенного не бывает;

     - Иоанн убеждал людей исповедаться и покаяться в согрешениях не для того, чтобы они были наказаны, но чтобы легче восприняли прощение. Ведь если бы они не осудили себя самих, то не попросили бы и благодати, а не попросив, не получили бы и прощения;

     - если не получим то, о чем просим Бога, будем ожидать в терпении, чтобы получить. Ибо Господь не стремится отложить даяние, но промедлением вразумляет нашу терпеливость;

     - Иоанн у всех разрешал ремни и узы греховные, а у Иисуса не мог разрешить такого ремня, потому что у Него и не нашел сего ремня, то есть греха.


выдержки из проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя, организованого для детей 17 января 2016 г. В алтаре пономарское послушание исполняла группа детей-алтарников из московских викариатств. За богослужением молилось несколько тысяч детей — учащихся воскресных школ российской столицы, к которым Патриарх обращается с наиболее актуальными вопросами:

     Евангелие — греческое слово, которое в переводе на русский означает "благая весть". Что же это за благая весть? Для того чтобы это понять, мы должны представить, как люди жили до Христа Спасителя и как, к сожалению, некоторые до сих пор продолжают жить. А жили так: главным законом жизни была сила. Кто сильнее, тот и прав. Кто сильнее, тот может отобрать у слабого. Кто сильнее, тот может слабого подчинить своим интересам. Тогдашнее общество было рабовладельческим, и «право сильного» было положено в основу всей человеческой жизни. Раба можно было использовать, как только хочешь — отбирай у него все, ничего не плати, лишь бы тебе было хорошо. Закон силы предполагает, что человек живет так, чтобы ему самому было хорошо. А если нужно ради этого кого-то обидеть, так и почему бы и нет?

     Но Господь пришел и дал другой закон. Он сказал: так люди не должны жить, это неправильная жизнь. Человек предназначен для другого, и законом жизни должна быть любовь, а где любовь, там и радость. Мы же знаем, как бывает в семье, — если между родителями любовь, если дети любят родителей, а родители — детей, то как счастливо они живут! А любовь предполагает заботу о другом. Ведь как мы определяем, что папа и мама нас любят? Они заботятся о нас, они нам помогают, они тратят на нас свое время, свою жизнь, и мы понимаем, что это и есть любовь.

     Вот Господь и пожелал, чтобы все люди так жили, чтобы не было больше правды за силой, а чтобы правда была за любовью. Но для того чтобы понять эту заповедь Божию, нужно вот что иметь в виду. Когда мы любим, мы себя отдаем другому. Любовь — это всегда жизнь не только для самого себя, но и для других, для братиков и сестричек, для товарищей и друзей, а в идеале, как Господь повелел, — для всех людей. И если мы с вами овладеем этим новым законом, который принес Господь, то у нас никогда не будет несчастных, потому что люди, живущие по закону любви, всегда счастливы, в их сердце всегда свет.

     Я хотел бы пожелать вам, мои дорогие дети, чтобы вы этот закон Христов усвоили и с самого раннего детства научились любить друг друга. А любить — значит помогать другому, значит делиться с другим, значит всегда иметь в виду, что, кроме тебя, есть еще другие дети, а когда вырастешь, понимать, что кроме тебя есть много-много людей и, чтобы все они были счастливы, мы должны любить и помогать друг другу. Если вы усвоите этот самы й главный закон жизни, вы все будете отличниками, потому что осуществление закона любви — это такой аттестат зрелости, который делает человека счастливым на всю жизнь.
 


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 17 января 2021 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 32-я по Пятидесятнице


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 32-я по Пятидесятнице


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

17 января 2021 года. Неделя 32-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version