Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

13.01.2021 Материалы для подготовки к празднику Обрезание Господне, который Церковь отмечает 14 января 2021 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к празднику Обре́зание Госпо́дне, который Церковь отмечает 14 января 2021 года.

источник: богословские курсы Свято-Екатерининского кафедрального собора


РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

- житие святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской;
- установление праздника Обрезания Господня;
- богословское толкование Праздника;
- богослужебные особенности Праздника;
- святитель Николай Сербский (Велимирович) «Охридский пролог»: 1 января (ст.ст.) Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
- преподобный Иоанн Дамаскин: "Точное изложение Православной Веры" Глава XXV "Об обрезании";
- святитель Андрей Критский: Слово в день обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию;
- священномученик Фаддей (Успенский): слово в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого (1915);
- святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): слово в день Обрезания Господня (1953);
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Филарет Московский, преподобный Иоанн Дамаскин, блаженный Феофилакт Болгарский, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 6 Евангелия от Луки (2:20-21;40-52).


УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания.
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2:11-12). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.


БОГОСЛОВСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Обре́зание Госпо́дне – праздник апологетический (апологе́тика - от греч. апология απολογία – защита, заступничество, оправдание) – раздел богословия, посвященный защите истинности христианского вероучения). В этот день Церковь возвещает всему миру о подлинном, а не мнимом воплощении Сына Божьего в земных пределах и временах. Реальность Боговоплощения с древнейших времен отвергали все древние гностические системы и ересиархи; новые гностики только пережевывают старые ложные взгляды. Как сказал пророк:
«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина».

Праздник Обре́зания – ясный ответ Церкви всем, кто считает, что Рождение Христа в Вифлееме было не вполне земнородным, призрачным; настолько чудесным, что его нельзя полностью соотнести с человеческой природой. Церковь не спорит со своими оппонентами, не воинствует за Благую весть на полях сражений, на площадях и торжищах. Она отвечает на приписываемые ей ложные учения великими праздниками и духовными песнопениями, которые богословски точно отмечают вехи ее божественного пути в земной истории. Древним гностикам казалось, что утверждая плотское воплощение Бога, они тем самым унижают Божество, бесчестят бесконечное совершенство Абсолютного Духа.

Для Церкви же «крайняя плоть» Христова сущностное свидетельство о совершенстве и полноте принятия Богом нашей человечности. Самое великое и вечное ее радование, что «Слово стало плотью» - Бог навечно соединился с нами во Христе. Церковь без всяких «но», всегда помнила и радовалась словам евангелиста Иоанна Богослова:
«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -
ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, -
о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом.
И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна»
(1Ин. 1:1-4).

Праздник Обре́зания -
во-первых, утверждает, что Христос «плоть от плоти» Богоизбранного народа, о котором возвещали тысячу лет пророки. Он истинная "Утеха Израиля", долгожданный Мессия, пришедший спасти человечество;
во-вторых этот праздник провозглашает на весь мир, что Христос не призрак, не аватар Божества, не картонно-телесная маска Абсолюта. Он настоящий человек во всей мыслимой полноте человеческой природы.

Из всех православных двунадесятых и великих праздников праздник Обре́зания Госпо́дня отмечаемый церковью «тихоструйно» и неярко, является, может быть, самым таинственным и прообразующим праздником-фактом. Его смысл настолько глубок и превосходит всякое человеческое постижение, что Отцы Церкви предпочитали молчание словам. Из русских святых, практически единственный - святитель Дмитрий Ростовский дерзнул сказать:
«В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех

Обращаем внимание наших читателей на два слова: «боль» и «грешник».
Первое, несомненно, предупреждает восхождение на Крест, а второе указывает на Гефсиманские страдания. Таким образом, этот праздник знаменует будущие искупительные подвиги Господа нашего Иисуса Христа. Он страдал в Гефсиманском саду и жестоко умирал на Кресте не как ментальный персонаж, совершенно не чувствовавший боли и муки, а как живой реальный человек. О большем умолчим. Упраздняя полноту вочеловечивания Христа «мудрствующие лжеименным разумом» разрушают все Дело Сына Божьего по спасению людей, отвергают Церковь, Евхаристию и все Таинства; вновь разъединяют людей и Бога; делают недоступным Царство Небесное и отбрасывают человеческий мир от Света Христова в безблагодатную тень Ветхого Завета.

По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1:21); (Мк. 16:17); (Мк. 9:38-39); (Лк. 10:17); (Деян. 3:6); (Деян. 3:16); (Фил. 2:9-10).

Святитель Феофан Затворник сравнивал праздник Обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения:
Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё


БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Господский праздник, соединяется с памятью святителя Василия Великого. При соединении этих двух служб предпочтение отдается службе свт. Василия Великого.
- совершается всенощное бдение;
- полиелей поётся святителю;
- «Честнейшую…» не поётся, а поются припевы праздника и святого;
- положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…»;
- совершается литургия Василия Великого;
- читается два евангельских зачала;
- поётся величание Василию Великому;
- православные читают Иисусову молитву.

 

 

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2021 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version