Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

09.10.2020 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю восемнадцатую по Пятидесятнице 11 октября 2020 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю восемнадцатую по Пятидесятнице, которая состоится 11 октября 2020 года

источник: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора


     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - богослужебное Евангелие: СКАЗАНИЕ ЕЖЕ КАКО НА ВСЯК ДЕНЬ ДОЛЖНО ЕСТЬ ЧЕСТИ ЕВАНГЕЛИЕ СЕДМИЦ ВСЕГО ЛЕТА;
     - Настольная книга священнослужителя. Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ. Глава 1. О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ;
     - профессор Н. Д. Успенский. О сентябрьской преступке Евангельских чтений;
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 18-я по Троице;
     - митрополит Антоний Сурожский: неделя 18-я по Пятидесятнице. “Выйди от меня, я человек грешный...” (1968);
     - праведный Иоанн Кронштадтский: неделя 18-я по Пятидесятнице. Сети (1904);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, преподобный Ефрем Сирин, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 17 Евангелия от Луки (5:1-11): чудесный улов рыбы.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - видишь достолюбезное собрание народа? Видишь достойное награды терпение людей? Наскучило ли тогда кому-либо из слушателей слова Божия? Отошел ли кто от озера или сошел с горы? Или выражал кто-либо неудовольствие, подобно некоторым из присутствующих, в таком роде: «Зачем ты, учитель, затягиваешь свою беседу — у меня есть дела, меня ожидает собрание, я еще ничего не купил для завтрака, настал час брать ванну, я изнемогаю от зноя»? Ты вошел в церковь Божию, ты удостоен доступа ко Христу; не уходи же отсюда, если не получил отпуска; уйти раньше отпуска — все равно, что убежать подобно беглому рабу. Шесть дней ты употребляешь на телесные нужды, а два часа можешь употребить и на духовные дела. Нехорошо здесь быть недовольным, а за порогом храма веселым; не следует здесь бросать небрежный кивок, а все внимание сосредотачивать на делах внешних; непохвально здесь хвалить, а за порогом — бранить;

     - ты часто ходишь в театр и, конечно, до окончания представления оттуда не выходишь; а в церковь ты приходишь — и не стесняешься уходить отсюда до совершения Божественных тайн? Побойся Того, кто сказал: «Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе» («иже презирает вещь, презрен будет от нея») (Притч. 13:13);

     - входя в лодку, Господь заранее имел в виду несколько благих целей, которых хотел достичь. Во-первых, из лодки ему легче было учить народ и служить народу, питая его душу Своим сладчайшим учением. Во-вторых, зная, что рыбаки обеспокоены и огорчены тем, что в ту ночь ничего не поймали, Он хотел их утешить богатым уловом рыбы и, таким образом, удовлетворить их телесные и другие внешние потребности. Ибо Бог заботится о нашем теле, так же как и о душе нашей. Он есть «Даяй пишу всякой плоти» (Пс.135:25). В-третьих, хотел Господь напитать души Своих избранников верою в Себя, в Свое всемогущество и всеблагость. И наконец, самое главное, Господь хотел ясно показать ученикам Своим, а через них и всем нам то, что с Ним и в Нем верным все возможно;

     - обрати внимание и на выражение: «закинули сеть». Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто;

     - "рыбарями" назвал Господь святых апостолов, а "ловцами" правителей и учителей церкви последующих времен;

     - «мы трудились всю ночь», – каковыми словами обозначается учение пророков, свыше ниспосланное в мир, который представлен образом моря. Две лодки суть обрезание и крайняя плоть;

     - когда не присутствует с нами Иисус, суетны тогда бывают наши труды и суетимся напрасно: когда же приходит к нам Иисус, труды наши бывают плодотворительны, и пожинаем мног плод;

     - Тот, Кто сотворил рыб, повелел им духом Своим собраться и наполнить сети. Рыбы безгласны, вот Господь вслух и не приказывает им заплыть в сети, как Он вслух приказывал шумному ветру прекратиться и бурному морю – утихнуть. Не гласом и словом, но силою Господней рыбы направлены в определенное им место;

     - «дали знак товарищам»: сим таинственно обозначаются семьдесят два ученика, поскольку двенадцати апостолов было недостаточно для ловли и жатвы;

     - слово к хотящему взойти в дом твой: «Господи несмь достоин», чтобы Ты пришел в дом мой, — не есмь достоин таковой чести, — смирение являет, великое благоговение и почтительность; сказать же к вшедшему уже в дом твой: «изыди от мене, яко муж грешен есмь, Господи», — являет ужас душевный, робость и страх;

     - видите ли вы, насколько дело важнее слова? И нас, когда мы говорим людям самые сладкие речи, назовут учеными людьми, но только если мы делом подтвердим свои слова, нас назовут людьми Божиими;

     - гадаринцы гнали от себя Христа из корыстолюбия, ибо им было жалко свиней, которых потопили бесы, изгнанные Господом из человека. Петр, между тем, говорит: потому что я человек грешный. Из чувства своей греховности и недостоинства он просит Господа выйти от него. Это чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души;

     - как оставляющая своего мужа, а с другим, чужим, живущая, называется блудница и грешница: так блудницею и грешницею бывает душа, оставляющая Бога, а работающая идолам, и чрез неповиновение Божеским заповедям диавольскими похотениями растленная;

     - если человек поет Богу многочисленные гимны восхищения и благодарности, но не ощущает своей греховности, нет ему в том никакой пользы. Сие ощущение греховности ведет к покаянию, покаяние – ко Христу, а Христос – к воскресению. Ощущение своей греховности есть начало пути спасения;

     - ужас, однако, объял не только Петра, но и его товарищей: Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, и всех, бывших с ними. Все они, таким образом, начали со страха Господня, а закончили любовью Христовой. Как и написано: «начало мудрости – страх Господень» (Притч.1:7);

     - и не сказал Спаситель: "будешь ловить людей, как рыбу", но: "будешь ловить людей живыми". Рыбы ловятся живые и затем умерщвляются, а люди ловятся так, что от смерти переходят к жизни;

     - если Господа слушаются глухие и безгласные рыбы в воде, как же людям, созданиям словесным, Его не послушаться?

     - Петр оставил дом и жену, а Иаков и Иоанн – дом и отца своего. И последовали за Ним. А как же теперь будут жить их семьи? Тот, Кто может все сотворить без труда, сможет пропитать их и их сродников.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - что символизирует великое множество пойманной рыбы; сеть; море; глубина морская; ладья?
     - у первых двух евангелистов ничего не сказано о чудесном улове рыбы. Можно ли из этого делать заключение, что ев. Лука здесь слил в одно событие два совершенно различные по времени: призвание учеников быть ловцами людей (Мф. 4:18-22) и чудесный лов рыбы после воскресения Христа (Ин. 21 гл.)?
     - почему первые два евангелиста ничего не говорят об улове рыбы?
     - Петр и с ним ловящие множество рыб дали знак, а не кричали, и это — моряки, без крика и шума ничего не делающие! Почему?
     - чего ужасался Петр? Чего другого, кроме наказания за грехи?
     - почему ученики оставили сети, не продали рыбу, не захотели воспользоваться своей удачей в лове, не посоветовались с близкими, не сказали Владыке: «Сохрани мне мои средства, Владыка; я рассчитаюсь с поставщиками, оставлю немного на расходы по дому» - а немедленно последовали за Ним?


     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачал Апостола и Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Как мы должны поступать, если наши земные труды не увенчиваются ожидаемым успехом?
     - Об ожидании успеха в нашей деятельности;
     - При каких условиях мы можем надеяться на Божье благословение в наших житейских делах и занятиях?
     - Взаимная помощь в нужде между соседями;
     - В неудачах не отчаиваться, в удачах не превозноситься;
     - Главнейшие причины отпадения от веры детства.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 11 октября 2020 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 18-я по Пятидесятнице


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 18-я по Пятидесятнице


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

11 октября 2020 года. Неделя 18-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.

 

 Апостол: Божественная Литургия 11 октября 2020 года
 Евангелие: Божественная Литургия 11 октября 2020 года

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2020 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version