Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

25.09.2020 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю шестнадцатую по Пятидесятнице и к празднику Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня 27 сентября 2020 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю шестнадцатую по Пятидесятнице, которая состоится 27 сентября 2020 года и к празднику Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня

источники:
16-я неделя по Пятидесятнице: толкование Евангелия о Крестных страданиях Спасителя

праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня


     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - святитель Николай Сербский. «Творите дела правды»: проповеди. О трех крестах;
     - митрополит Антоний Сурожский: Воздвижение Креста Господня. 27 сентября 1959 года;
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): Слово в день Воздвижения Креста Господня. 27 сентября 1952 г.;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Димитрий Ростовский, Филарет (Дроздов), Николай Сербский, преподобный Ефрем Сирин, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Аверкий (Таушев), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 105 Евангелия от Иоанна (19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35): о Крестных страданиях Спасителя.

Также на странице праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня мы разместили материалы:
     - история Праздника;
     - наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста;
     - богослужение Праздника;
     - богословское толкование Праздника;
     - святоотеческие чтения на службе: толкования Писания о Кресте;
     - схиархимандрит Авраам (Рейдман). О величии Крестного подвига Господа. (27 сентября 1997 года)


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - Христос не отвечал на вопросы Его обвинителей, молчал, исполняя пророческие изречения: «не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят» (Ис. 53:7-8); "не отверзает уст Своих" (Ис. 53:7)

     - Пилат, услышав одно только слово, что Он есть Сын Божий, убоялся. А они (иудеи-обвинители) видели Божеские дела Его, однако, умерщвляют Его за то самое, за что нужно было покланяться Ему;

     - Спаситель не отвечал на обвинения, так как о Нем свидетельствовали дела, и потому Он не хотел опровергать и защищаться словами, показывая тем, что Он добровольно идет на смерть;

     - Христос не хочет отвечать человеку, который был так равнодушен к истине (Ин. 18:38), не хочет говорить с ним о Своем божественном происхождении, так как Пилат и не понял бы Его;

     - тот имеет причину молчать, кто не имеет нужды защищаться. Пусть те, которые опасаются неудачи в своем деле, думают о средствах защиты, и спешат говорить; что до Иисуса Христа, Он победоносен и тогда, когда Его осуждают, Он торжествует и тогда, когда произносят над Ним последний приговор;

     - правда не должна защищаться таким же образом, каким обыкновенно защищается неправда;

     - Пилат говорит: не веси ли, яко власть имам распяти Тя? Видишь ли, как он уже наперед осудил сам себя? И подлинно, если все от тебя зависит, то почему же ты, не найдя в Нем никакой вины, не отпускаешь Его? Таким образом Пилат сам на себя произнес осуждение;

     - словами: предавый Мя тебе болий грех имать Иисус показывает, что Пилат также повинен греху;

     - если же Пилат и имел право осудить Христа на казнь, то потому, что так ему указано (дано, т. е. назначено) свыше или от Бога. Напрасно Пилат гордится своим правом прокуратора в настоящем случае: он является в деле Христа жалким, бесхарактерным, лишенным совести человеком, которому, именно в силу таких ему присущих свойств, Бог и попустил стать палачом Неповинного Страдальца;

     - что же касается предавшего Христа Пилату иудейского народа и особенно первосвященника и священников, то этих людей Христос признает виновными в большей мере, чем Пилат, потому что они знали Писания, в которых содержались пророчества о Христе, а, с другой стороны, знали достаточно о деятельности Христа, чего нельзя было сказать о прокураторе, который далеко стоял от тех вопросов, какие возбудили враждебные чувства ко Христу в сердцах иудеев;

     - откуда эта противоречивость в Пилате? Откуда такое раздвоение воли в одном и том же человеке? Пока предстоял Пилат свету лица Христова — от всего сердца хотел он отпустить Праведника. Но когда обуяла его тьма иудейская, он согласился с делами тьмы. Это семя, павшее в терние;

     - когда толпа иудеев крикнула Пилату: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю, Пилат был полностью сломлен страхом перед царем земным. И страх за плоть возобладал над страхом за душу, как и поныне это порою случается;

     - Пилат был учеником светской мудрости. А светская мудрость не дает сил, но вселяет страх. Светская мудрость поддерживает не душу, а тело. Светская мудрость вселяет страх не за душу, а за плоть и за всё плотское;

     - слабохарактерная и шаткая душа Пилата - это показательный тип не только язычников, но и неутвержденных христиан. Некоторые христиане изо дня в день неощутимо, а подчас и бессознательно, то порываются освободить Христа от мрачного и преступного иудейского инстинкта в себе, то, опять, повинуясь этому инстинкту, равнодушно отправляют Его на распятие. Это, как правило, бывает в том случае, когда тот или иной христианин нарушит какую-либо Христову заповедь во имя исполнения некой своей телесной прихоти. То свет этой заповеди озарит сердце слабовольного христианина, то плотская тьма настолько над ним сгустится, что он полностью ей уступает;

     - указание евангелиста Марка: "пятница, которая пред субботой" - этим он хотел отметить особую важность того дня, в который был распят Христос: Христос, так сказать, приготовляется к закланию (самое слово пятница по-гречески означает "приготовление", и читатели Евангелия хорошо понимали смысл этого), как приготовлялся накануне Пасхи к ночной трапезе агнец;

     - порядок событий последнего дня жизни Христа можно определить такой:
а) в полночь Христос был приведен во двор первосвященника и был подвергнут предварительному допросу сначала у Анны, а потом у Kаиафы, у последнего при этом были и некоторые члены синедриона;
б) некоторое время затем — часа два — Христос провел в темнице при доме первосвященника;
в) ранним утром — часу в пятом — Христос был приведен на суд синедриона, откуда был отправлен к Пилату;
г) по окончании суда у Пилата и Ирода и после вторичного суда у Пилата Христос был выдан на распятие; это было, согласно Марку, в третьем часу по еврейскому счету и по нашему — в девятом;
д) от шестого (или, по-нашему, от двенадцатого) часа до девятого (до третьего часа пополудни по-нашему) была тьма;
е) около трех часов пополудни Христос испустил дух;
Снятие с креста и погребение были закончены, конечно, к закату солнца, так как начавшаяся с закатом солнца ночь принадлежала к наступавшей субботе, когда ничего нельзя было делать;

     - иудеи вопияли: не имамы царя, токмо кесаря, и тем добровольно сами себя подвергли наказанию. Потому и Бог предал их, что они уже наперед сами отвергли от себя Его промышление и покровительство. И так как они единогласно отреклись от Его Царства, то Он и попустил им подвергнуться их собственному приговору;

     - для того Христос и потерпел все это, чтобы мы шли по стопам Его и терпеливо переносили насмешки;

     - ничто так не умилостивляет Бога, как любовь ко врагам и благотворение обижающим нас;

     - когда кто-нибудь обидит тебя, ты смотри не на него, но на диавола, который побуждает его к тому; на диавола изливай весь свой гнев, а о нем даже жалей, так как он находится под влиянием диавола;

     - когда увидишь издевающегося над тобою, помышляй, что это диавол побуждает его, потому что насмешки - не христианское дело;

     - совесть, не по нашей воле председящая в нас подобно судии, внутренно говорит каждому из нас: на что ты решишься? Вот твоё удовольствие с одной, твой Бог с другой стороны: за кого из двух станешь ты, когда удержать то и другое вместе невозможно? Надобно тебе лишиться или твоего удовольствия, или твоего Бога: и это предлежит решить тебе самому. Страсть, сделавшаяся обладательницею нашего сердца, при чрезмерной нашей склонности к неверностям, внушает нам такое решение: я хочу удовольствия;

     - cчастье легко может обольстить и развратить людей невнимательных;

     - нес крест Свой Иисус Христос на плечах, как неустрашимый воин копье, которым имел поразить врага;

     - примечай и то, что это совершается согласно с ветхозаветным прообразом. Как там Исаак, неся дрова, шел на заклание: так и здесь Господь идет, неся Крест. Только в Ветхом Завете дело ограничивалось произволением отца, так как то было преобразованием; а здесь исполнилось на самом деле, потому что это была истина. Может быть и еще сходство. Как там Исаак был отпущен, а заклан агнец, так и здесь Божеское естество пребыло бесстрастно, а заклано человеческое естество, которое и называется Агнцем, как рождение заблудшей овцы - Адама;

     - место Распятия называли "Лобное место", ибо хранилась молва, что тут погребен Адам, дабы, где было начало смерти, там же совершилось и упразднение ее;

     - распинают Его даже вместе с разбойниками, но и в этом случае против воли исполняют пророчество: так все, что они делали в поношение, служило к подтверждению истины, чтобы ты познал, как велика ее сила. Ведь и об этом издревле предсказал пророк: «к злодеям причтен был» (Ис. 53:12). Иудеи желали этим пустить дурную молву, будто и Он разбойник. Примечай же Премудрость Божию, как Она обратила к славе Господа то, что они делали к бесчестию Его;

     - бессильны оказались козни диавола, и все обратилось на главу его! Ведь даже из тех двух (разбойников) один спасся. Таким образом диавол не только не повредил славе Креста, но и не мало содействовал ей, потому что обратить разбойника на кресте и ввести его в рай — не меньше значит, чем потрясти камни;

     - надпись на табличке к Кресту Иисус Назорей, Царь Иудейский раскаявшийся Пилат сделал, чтобы иудеи по своему коварству не могли приписать Иисусу Христу другой какой-либо вины. Этим он и уступал иудеям, и вместе с тем защищал Иисуса Христа, показывая, что Он был распят по зависти. Чтобы все знали о неистовстве иудеев, Пилат возвестил о нем на всех языках;

     - надпись на Кресте, сделанная на трех языках, дает намек и на нечто высшее, — именно: показывает, что Господь есть Царь любомудрия деятельного, естественного и богословского. Римские буквы служат образом деятельного любомудрия, ибо власть римлян самая мужественная и деятельная в деле военном; греческие — образ любомудрия естественного, ибо греки занимались изучением природы; еврейскиебогословского, ибо евреям вверено Богопознание;

     - на родителей, препятствующих в деле богопочтения, не должно обращать внимания, а о таких, которые не препятствуют, нужно всячески заботиться;

     - мучимый страшною жаждою, которая у повешенных на кресте затмевала сознание, Христос просит пить, чтобы получить облегчение хотя на несколько мгновений и с полным сознанием испустить Свой последний вздох;

     - когда все совершилось, Он, "преклонив главу", так как она не была пригвождена, "предал дух", то есть испустил последнее дыхание. С нами бывает наоборот: у нас прежде дыхание прекращается, а потом глава преклоняется. Он же прежде преклонил главу, а потом испустил дух. Из всего этого ясно открывается, что Он был Господь смерти и все творил по Своей власти. Господь предал дух Богу и Отцу, чтобы показать, что души святых не остаются в гробницах, но востекают в руки Отца всех, а души грешных низвлекаются в место мучения, то есть в ад;

     - Христос, подкрепившись уксусом, сказал: "совершилось", т. е. для Него нет уже никакого долга, который бы Его привязывал к жизни;

     - символически истечение крови и воды из прободенного тела Спасителя свв. Отцы объясняют, как знамение таинственного способа единения верующих со Христом в таинствах крещения и евхаристии: «водою мы рождаемся, а кровию и телом питаемся». Итак, когда приступаешь к чаше общения Крови Христовой, так располагай себя, как бы ты пил из самого ребра;

     - посредством прободенного ребра врачуется рана ребра, то есть Евы. Там Адам, уснув, лишился ребра; и здесь Господь, уснув, дает ребро воину. Копье воина есть образ меча, обращающегося и выгоняющего нас из рая (Быт. 3:24). А как все вертящееся не останавливается в своем движении, доколе не ударится обо что-нибудь, то Господь, показывая, что Он остановит тот меч, мечу воина подставляет Свое ребро, чтобы нам ясно было, что как ребро воина, приразившись ребру, остановилось, так и пламенный меч остановится и не будет уже страшить своим вращением и возбранять вход в рай.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - не подтверждает ли Своим молчанием справедливости тех обвинений, которые взводят на Него враги Его?
     - почему иудеи настоятельно желали подвергнуть Спасителя именно такого рода смерти?
     - почему Иоанн не упоминает о Симоне Киринеянине?
     - почему Мария Клеопова называется сестрою Матери Его, тогда как Иоаким не имел другого чада?
     - почему Христос называет Свою Мать просто женщиною ("жено")?
     - для чего иудеи просят, чтобы у Христа перебиты были голени?


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 27 сентября 2020 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 16-я по Пятидесятнице


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 16-я по Пятидесятнице


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

27 сентября 2020 года. Неделя 16-я по Пятидесятнице, Всемирное Воздви́жение Честного и Животворящего Креста Господня
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.

 

 Апостол: литургия 27 сентября 2020 года
 Евангелие: литургия 27 сентября 2020 года

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2021 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version