27.03.2020 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в четвертую неделю (воскресенье) Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, которая состоится 29 марта 2020 года.
Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в четвертую неделю (воскресенье) Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, которая состоится 29 марта 2020 года.
ссылка: четвертая неделя (воскресенье) Великого поста
Укрепив себя в середине Великого поста поклонением Животворящему Кресту, нам надо настойчиво продолжать свое восхождение по крутым ступеням «лестницы» духовного совершенствования. Даже успешно преодолев большую часть восхождения верующий, без должного исполнения заповедей Божиих может сорваться вниз. А чем выше ступенька - тем ужасней падение.... Поэтому Церковь предлагает нам в помощь творение преподобного Иоанна Лествичника "Лествица или Скрижали духовные", чему и посвящены грядущие неделя и седмица Великого поста.
- житие преподобного Иоанна Лествичника;
- содержание Лествицы преподобного Иоанна Лествичника:
подвиги предуготовительные:
- борьба с мирской суетой (ступени 1-4);
- скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5-7);
подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, или подвиги совлечения ветхого человека:
- подвиги против пороков сердца (ступени 8-9);
- подвиги против пороков языка (ступени 10-12);
- подвиги против пороков чрева, или похоти плотской (ступени 13-15);
- подвиги против пороков похоти очес (ступени 16-17);
- подвиги против пороков духовных (ступени 18-23);
подвиги обновления духа:
- обновление сердца (ступени 24-25);
- обновление ума (ступени 26-28);
- обновление воли (ступени 29-30);
- краткое увещевание, которое содержит в себе все то, что говорено было в сей книге пространно.
- проповедь митрополита Антония Сурожского в 4-ю неделю Великого поста;
- проповедь святителя архиепископа Луки Крымского (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) в неделю четвертую Великого поста, память прп. Иоанна Лествичника 15 апреля 1945 г.;
- митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
- проповедь; патриарха Московского и всея Руси Кирилла 10 апреля 2016 года в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника;
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Филарет Московский, Феофан Затворник, Николай Сербский, блаженные Феофилакт Болгарский, Иероним Стридонский, преподобные Варсонофий Великий, Ефрем Сирин, праведный Иоанн Кронштадтский, монах Евфимий Зигабен, Троицкие листки игумена Пантелеимона, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 40 из Евангелия от Марка (Мк. 9:17-31) - об исцелении бесноватого.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)
- видя власть бесовскую и ощущая свое полное бессилие, человек познает величие и Божественную силу Господа нашего Иисуса Христа;
- человек с самою великою верой даже и не говорит ничего, а просто подходит ко Христу и прикасается к краю одежды Его, как это сделала кровоточивая женщина и многие другие, а отец одержимого обращается к Всемогущему: "Если что можешь"...... вера отца была слабою;
- взгляните, как Господь внимателен и осторожен в выражениях: Он не обличает никого лично и поименно, Он хочет не судить людей, но пробудить их, Он хочет не оскорблять и унижать отдельных людей, но привести их в сознание и помочь им восстать. Как велико значение урока сего для нашего времени, для нашего поколения, многоглаголивого и любящего оскорблять!
- обращаясь ко всем вообще, ко всем неверным и развращенным во Израиле и ко всем, пред Ним стоящим: к отцу болящего, к ученикам, а особенно – к книжникам (О, род неверный!), Господь добавляет и слово развращенный (слово "развращенный" добавлено у Матфея: (Мф.17:17)). Дабы показать, откуда произошло неверие: от развращенности, или, еще яснее: от греха;
- человек без Божией помощи не может стяжать даже веры. Своими силами человек может стяжать только маловерие;
- Господь попустил бесу разбить отрока, дабы все поняли бесовское искушение и то, что бес мог бы умерщвлять человека, если б не ограждала их рука Божия;
- Господь должен был Сам защитить учеников Своих от посмеяния, так как они еще не имели совершенной веры в Него;
- запрещением и словами: "выйди из него и впредь не входи в него" Господь дает знать, что за неверие человека бес опять мог бы войти в него, если б не возбраняем был запрещением Его;
- исцелением одержимого Иисус показал, что Он не один из пророков, совершавших свои дела с Божией помощью, но предвозвещенный пророками и ожидаемый народами Сын Божий;
- Господь же, взяв за руку сего человека, поднял его и поставил, показывая этим, что Он обладает многоразличным образом действия: взять за руку - это было проявлением тварного, свойственного нам, действия; но воздвигнуть его исцеленным от бедствия, это было проявлением не тварного, но божественного и живоначального действия (энергии);
- "верующему все возможно", т.е. если имеешь настоящую веру, то получишь все, что тебе нужно, а не только "что-нибудь" или "сколько-нибудь";
- Бог готов помогать нам, но мы сами отрицаемся делать добрые дела. Ибо сказано: "поднял его" Иисус, - вот помощь Божия, "и он встал", то есть в самом человеке возбудилось тщание на добрые дела;
- если ты не можешь поститься, то по крайней мере, можешь не роскошествовать, - а и это не маловажно и не далеко от пощения, и может укротить неистовство дьявола;
- роскошь и пьянство - источник и мать всех зол;
- пост, соединенный с молитвою Апостолам нужен: нам ли не нужен?
- постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвою утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие;
- постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого – мирских страстей и похотей; молитвою низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке;
- пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным;
- с нас, отнюдь, не требуется, чтобы мы обладали силой изгонять бесов, а если бы и могли изгонять, нет нам от этого никакой пользы, если при этом мы ведем небрежный образ жизни. Гораздо полезнее изгонять из души страсть блуда, гнева, ненависти и надменности, нежели - изгонять бесов. Ибо не довлеет самое лишь отстранение от плотских грехов, но долженствует очистить также и внутреннюю, скрытую деятельность души;
- Христос и этот раз проходил Галилеею инкогнито (неузнанным), потому что Его деятельность здесь уже приближалась к концу. Чудо, которое Он совершил после преображения, было последним в Галилее. Народ должен отныне искать вразумления не у Христа, а у апостолов;
- никогда не следует подчеркивать свои заслуги перед людьми, всякое благое дело чрез нас сотворил Бог;
- дабы мы не погибли навсегда при неизбежной гибели мира сего, от коего мы принимали славу, хвалу и почести, Господь наш Иисус Христос, учит нас, чтобы мы после величайшей славы, хвалы и почестей мирских готовы были принять крест.
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:
- что означают слова Христовы: доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?
- почему ученики Христовы не смогли излечить одержимого?
- почему Господь называет духа, вселившегося в одержимого, "немым" и "глухим"?
- в каком случае изгнанный из человека бес может снова вернуться и что надо делать, чтобы этого не допустить?
- зачем Иисус, провидя, что болезнь отрока давняя, все равно спрашивает его отца: "Как давно это сделалось с ним?"?
- если нужна вера, для чего же еще нужен пост?
- почему столь важно соединение поста с молитвою?
- зачем Господь после сего чуда, как и после некоторых других чудес, говорит ученикам о Своих страданиях?
- почему Сам Господь для убеждения учеников не передвигал горы?
- Господь говорит: "Не приидох разорити закон, но исполнити" (Мф. 5:17). Каким образом Он исполнил его?
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачала Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
- Практический очерк содержания рядового чтения;
- Три рода и степени гнева;
- Различные роды слез;
- Действия диавола в дни Великого поста;
- Как мы изгоняем грех посредством покаяния? (Постепенный ход покаяния);
- Если мы в трудных обстоятельствах жизни ищем помощи от Бога, то должны искать ее с полной верой и упованием на всемогущество и милосердие Божье;
- Степени веры.
выдержки из проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла 10 апреля 2016 года в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
Движение вверх всегда связано с трудностями, будь то восхождение в гору, восхождение к вершинам образования, науки, искусства, профессиональным вершинам или к вершинам человеческого бытия. У каждого есть опыт вхождения на одну из ступеней, ведущих к этим вершинам. Немногим удается достигнуть наивысшей точки, но нет никого, кому бы не приходилось подниматься вверх по жизненным ступеням. Начиная с детского сада, с первых классов школы ребенок знает, что это восхождение связано с трудностями и самоограничением. Чтобы возрастать, нужно заставлять себя что-то делать, нужно отказаться от многих привычек и удовольствий, нужно добровольно возложить на себя самоограничение. Когда речь идет о нравственном становлении личности, говорят, что нужно раскрепостить свои инстинкты, что не нужно ничего стесняться, не нужно ни в чем себя ограничивать.
«Живи как хочешь, ведь живешь один раз». Почему же так? Почему, чтобы стать хорошим спортсменом, воином, ученым, просто образованным человеком и специалистом, нужно работать над собой, нужно себя ограничивать, нужно восходить к вершине, — а на пути нравственного совершенства современная цивилизация этого не только не требует, но и, напротив, создает условия для раскрепощения инстинктов?
Мы абсолютно свободны, но восхождение по ступеням лествицы, о которой говорил святой преподобный Иоанн, начинается с Божиего призыва, и нужно услышать голос Божий. А что же такое вторая ступень? Преподобный Иоанн учит нас, что это трезвый взгляд на самого себя. Мы живем в мифах о самих себе, мы всегда завышаем планку собственной значимости. Уж как-то так устроен человек, что центральным для него является собственное «я». А оттого, что мы завышаем собственную самооценку, мы часто вступаем в конфликт с теми, кто вовсе не склонен завышать наши возможности.
Так преподобный Иоанн учит нас восходить по этим ступеням, чтобы достичь вершины Синайской горы, вершины нашей жизни, где небо соединяется с землей, где Бог созерцается человеческими очами, где жизнь наполняется великим смыслом, светом, радостью, мудростью и, конечно, любовью. Этим дивным мыслям преподобного Иоанна и посвящено сегодняшнее воскресенье — четвертое воскресенье Великого поста. И да поможет нам Господь собраться с мыслями, сконцентрироваться духовно, собрать волю и попытаться идти по жизни, — не катясь вниз, что легче, чем идти в гору, а поднимаясь от вершины к вершине во славу Божию.
Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 29 марта 2020 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.