Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

06.03.2020 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в в первую неделю (воскресенье) Великого поста (8 марта 2020 года), в день празднования Торжества Православия, установленный Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще.

     Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в первую неделю (воскресенье) Великого поста (8 марта 2020 года), в день празднования Торжества Православия, установленный Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще.

ссылка: https://bogoslov-kubansobor.ru/pervaya-nedelya-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya.php

          По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в неделю Торжества Православия, 8 марта 2020 года, прихожане Свято-Екатерининского кафедрального собора придут на богослужение, держа в руках любую чтимую икону.
"Это греческая традиция, имеющая глубокий духовный смысл. В Греции каждый год в неделю Торжества Православия люди личным крестным ходом, добираясь в храм пешком, на общественном транспорте или на личном автомобиле, несут в руках икону. Так они выражают свою Православную веру и любовь к Богу и Церкви. Мы хотим, чтобы прихожане Собора приобщились к этой традиции и пришли в Собор с иконой в руках. С этой иконой они помолятся за Божественной Литургией и чином Торжества Православия."
настоятель Свято-Екатерининского кафедрального собора протоиерей Игорь Олжабаев


      РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - история праздника;
     - пояснения доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина:
- список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года;
- что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?
- может ли даже анафематствованный еретик, покаявшись, вернуться в Церковь?
- в истории Церкви имеются примеры отмены анафемы?
- правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?
- в настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?
- политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?
- насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?
- в Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?
- сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА от 20–22 февраля 1901 г., № 557, С ПОСЛАНИЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ПРАВОСЛАВНЫЕ ГРЕКО-РОССИЙСКИЕ ЦЕРКВИ О ГРАФЕ ЛЬВЕ ТОЛСТОМ;
- целесообразно ли возобновление употребления части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»
     - особенности богослужения первой седмицы и первой недели Великого поста;
     - чинопоследование Торжества Православия;
     - описание трех чинопоследований литургии, совершаемых в настоящее время в Православной Церкви;
     - основные отличия литургии Василия Великого;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Николай Сербский, Лука Крымский, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, митрополит Антоний Сурожский, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелиемон, монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 5 из Евангелия от Иоанна (1:43-51) - о призвании Филиппа и Нафанаила.
 

      СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - призвание Филиппа, как и других учеников, в этот раз не было еще призванием их к постоянному следованию за Христом или тем более призванием к апостольскому служению. Ученики после того первого призвания еще уходили домой и занимались по временам своими делами (ср. (Мф. 4:18)). Нужно было пройти некоторому времени, для того чтобы ученики Христа оказались способными стать Его постоянными спутниками и взять на себя тяжелое бремя апостольского служения;

     - учение Христа в высшей степени просто, так просто, что доступно пониманию самого простого, самого необразованного человека;

     - наисильнейшие чувства не выбирают слов, но выражают себя просто, иногда и препросто, как будто они сами о себе уверены: их сила проявится и в простейших словах. Слабые и мнимые чувства куют себе серебряные трубы из громких и пышных слов, дабы показать себя более сильными и правдивыми, чем они суть;

     - слова Христовы имеют всепобеждающую, ни с чем не сравнимую силу именно благодаря простоте своей, той простоте, благодаря которой с неудержимой силой проникают они в сердце человека, даже самого простого. И от всех нас требуется именно такая простота;

     - истинный христианин это человек, который право и прямо, твердо мыслит, рассуждает, верует, уповает, говорит и действует;

     - лукавый человек занят самим собою, и ему нет дела до других людей. Лукавому человеку угодны похвалы и лесть;

     - явил ли или поведал ли Господь наш Иисус Христос хотя одну тысячную долю этих сил и тайн, скрытых в Нем? Конечно, нет. Подавляющее большинство тайн и сил Христа остались неизглаголанными и сокровенными, чтобы открыться и явиться только святым в Его Небесном Царствии. Им сказано, открыто и сделано лишь столько, сколько потребно для спасения нашего без давления и насилия над нашею волей, нашею свободой выбора и свободой самоопределения;

     - Апостолы увидели, что перед ними Живой Бог, ставший живым человеком, что в Христе полнота Божества обитает телесно, что настало Царство Божие, потому что Бог и Его люди уже не разобщены, - они связаны в лице Христа воедино;

     - Нафанаил, кроме того, именует Его и Сыном Божиим, чем возносит Его личность высоко над вульгарным пониманием Христа как обычного земного царя на престоле Давида;

     - в том, что Христос есть Существо высшей, божественной природы, Нафанаил мог убедиться, припомнив слова 2-го псалма, где Бог изображается "днесь", т. е. вечно рождающим Сына, чем Сын отличается от всех людей: "возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне (днесь) родил Тебя;" (Пс. 2:7);

     - Нафанаил так отвечал Христу: "Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев". Видишь ли душу, внезапно пришедшую в восторг и своими словами объемлющую Иисуса? Ты, говорит, желаемый, ожидаемый. Видишь ли, как он изумляется, дивится, прыгает и скачет от радости? Так должно радоваться и нам, сподобившимся познать Сына Божия, - не только радоваться в душе, но и в самых делах своих выражать радость. А что свойственно радующимся? Веровать Тому, кого познали; а верующим – делать то, что Ему угодно;

     - небо всегда отверсто для людей; но люди закрыты для неба, так что они видя не видят и слыша не разумеют; Господь для того и сошел на землю, дабы явить людям отверстое небо;

     - Петра исповедание было совершенное, Нафанаила же несовершенное. Оба признали, что Христос есть Сын Божий; но Нафанаил, присовокупив сие: «Ты еси Царь Израилев», умалил величество исповедания. Ибо Христос Сын Божий не есть Израильский токмо Царь, но Царь всея вселенной и всех творений видимых и невидимых;

     - Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воззрел на нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время;

     - восхождение и нисхождение Ангелов нужно понимать в переносном смысле и самое видение Ангелов учениками должно было совершаться в духе. Господь благоволил этими чудными словами выразить, что отныне впредь Он будет средоточием свободного общения и непрерывного единения между Богом и человеком, что в Нем будет место сретения и примирения между небом и землею;

     - скоро мы все полностью окажемся в отверстом небе; и при этом те из нас, кто покаялся и очистился, – в вечном животворящем присутствии Бога живаго, а нераскаянные, богохульники и нечистые – в вечном отсутствии Бога, в муках и тьме внешней.
 

 

 ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему Господь явился сперва в Галилее, сем темном и заброшенном уголке Палестины?
     - говорит Нафанаил: «Может ли из Назарета что доброе быть?» Почему такое пренебрежительное отношение к Назарету?
     - чем было обусловлено столь быстрое решение Филиппа немедленно последовать за Господом?
     - почему Филипп не говорит: «Мы нашли обетованного Мессию», или «Сына Давидова», или «Царя Израилева», или «Господа Христа», а только дает Нафанаилу понять: они нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки?
     - почему же Филипп знал, что если токмо придет Нафанаил и узрит Иисуса Христа, уверует в Него?
     - что это значитИзраильтянин, в котором нет лукавства?
     - что так поразило Нафанаила в ответе Спасителя: "Я видел тебя"?
     - почему Господь вынужден был явиться ради спасения человеков как слабый Человек, а не как пламенеющий Ангел, не как Бог в Своей вечной силе и славе?
     - но какое же время имел в виду Христос, когда предсказывал о том, что ученики Его увидят отверстое небо и сходящих и восходящих Ангелов?
     - почему увлекает людей безбожие, почему так поддались волне вольтерьянства, почему поддались сектантской мистике?


проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 20 марта 2016 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, после богослужения в храме Христа Спасителя в Москве, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто — мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской.
     У нас есть два пути. Один путь очень простой: раз вы не соглашаетесь с проповедью Евангелия, значит, вы еретики или безбожники, с вами не может быть никакого разговора, потому что, общаясь с вами, мы можем потерять свою правду. Известно, и среди нас есть те, кто так говорит. Но есть и другой подход: когда тебе задают вопросы, даже небезобидные, попытаться понять, что движет твоим собеседником - желание воевать или все-таки докопаться до истины. Вместо того чтобы отмахнуться и сказать: «Уйди с моего пути, еретик, безбожник», мы отвечаем на вопросы собеседника со смирением, с упованием на волю Божию, в надежде, что наши слова достигнут цели.

 

 Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 8 марта 2020 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

 Апостол: литургия 8 марта 2020 года
 Евангелие: литургия 8 марта 2020 года

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version