Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

28.02.2020 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю (воскресенье) сыропустную: Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье, которое состоится 1 марта 2020 года

     Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю (воскресенье) сыропустную: Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье, которая состоится 1 марта 2020 года.

ссылка: https://bogoslov-kubansobor.ru/proshchenoe_voskresenie.php

          Прощеное воскресенье - последнее воскресенье перед Великим Постом. Как и при подготовке к Причащению Святых Даров мы должны удалить из ума и сердца все наши накопленные обиды, злобу, жажду мести - лишь очистив душу от пагубных страстей в отношении других людей можно приступать к таинствам Великого поста.
"Согрешающий против нас согрешил против такого же самого раба, а ты – против Господа; ты отпускаешь, сам нуждаясь в отпущении, а Бог – не нуждаясь. Поэтому, если ты отпустишь, то освободишь самого себя, так как ты потушил гнев, изгнал злопамятство, ввел человеколюбие, умилостивил Бога и устроил собственное прощение" (монах Евфимий Зигабен, +1118).
Ведь как легко становится на душе, когда мы все-таки говорим: "Прости меня", а на такие же слова, обращенные к нам, искренне, не ради соблюдения формальных правил отвечаем: "Бог простит и я прощаю, и ты меня прости".


      РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - размышления о Прощенном воскресенье:
- откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?
- почему Прощеное воскресенье всегда приходится именно на канун Великого Поста?
- что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?
- чем отличается "извини" от "прости"?
- за что и у кого просить прощения?
- как быть, если человек чувствует, что не способен простить?
- что делать если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?
- как же определить, простил я по-настоящему или нет?
     - синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания;
     - особенности богослужения:
- чин прощения;
- стихира (слава с Господи воззвах), кондак и икос.
     - проповедь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкий). Слово на вечерне Недели сыропустной;
     - главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 1. НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, преподобные Максим Исповедник, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелиемон, монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 17 из Евангелия от Матфея (6:14-21) - о прощении.
 

      СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - чтобы быть сыном Божиим, для того нужна не благодать только, но и дела;

     - "остави нам долги наша": повелевая нам произносить все прошения от лица многих, Господь тем самым заповедует не иметь и следа гнева против ближнего;

     - когда ни вспомним о враге нашем, – не допустим себе никакой иной мысли о нем, кроме молитвы и благословения;

     - если же не только сам ты не прощаешь оскорбившего тебя, но и Бога умоляешь против него, то какую будешь иметь надежду спасения, коль скоро в то время, когда должен умилостивлять Бога, оскорбляешь Его, принимая на себя вид молящегося, а между тем испуская зверские крики и бросая против себя самого стрелы лукавого?

     - есть люди, которые дошли до такого безумия, что не только молятся против врагов, но и детей их проклинают, и самые тела их готовы бы пожрать, если бы возможно было, или даже и пожирают. Как вкусишь кровь Господню, имея столько яда в сердце? Ведь когда ты говоришь: растерзай его, разрушь дом, истреби все, и желаешь ему бесчисленных погибелей, то ты ничем не отличаешься от человекоубийцы, или даже от зверя, пожирающего людей;

     - воистину, малую цену имеет воздержание от пищи без воздержания от воздаяния обидою за обиду и без воздержания от ослепления земными благами;

     - проси у Бога прощения своих грехов, но чтобы молитва твоя легче и свободнее возносилась к Богу, дай ей крылья; одно крыло это и есть милостыня, милосердие, любовь даже ко врагам; другое крыло - это пост;

     - кто искренно скорбит душой о своих грехах, тому не придет на ум и пища;

     - может быть ты скажешь, что грехи обидевшего тебя многочисленны и велики? Но твои еще многочисленнее и значительнее. Притом же, он согрешил против такого же самого раба, а ты – против Господа; ты отпускаешь, сам нуждаясь в отпущении, а Бог – не нуждаясь. Поэтому, если ты отпустишь, то освободишь самого себя, так как ты потушил гнев, изгнал злопамятство, ввел человеколюбие, умилостивил Бога и устроил собственное прощение;

     - Адам и в раю постился: Бог запретил ему вкушать от древа познания добра и зла; он не употреблял в пищу ни мяса, ни рыбы, питался только пищей от плодов райских. Значит, и в раю, даже для невинного человека, был нужен пост, чтобы быть ближе к Богу. Тем более он стал нужен для человека, который был поврежден и удален от Бога грехом;

     - Господь не повелевает нам силою власти: «Прощайте людям согрешения!» Он оставляет на наше произволение, прощать или не прощать. Он не хочет нарушать нашей свободы и силою принуждать нас что-либо делать; ибо тогда дела наши поистине были бы не наши, но Его и не имели бы для нас той ценности какую имеют, если мы совершаем их свободно и добровольно. Он, действительно, не повелевает нам силою власти, но Он нас предупреждает, что с нами будет: и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. А кто тогда простит нам согрешения наши, если не Бог?

     - всякое доброе дело можно исказить, сделать богопротивным. Тщеславие может и у поста отнять цену в очах Божиих;

     - если видишь ты пьяного человека, упавшего в грязь, разве ляжешь ты в грязь рядом с ним? Не постараешься ли ты его поднять и вывести из грязи? И всякое согрешение есть грязь. И всякая страсть есть опьянение. Если брат твой вверг свою душу в скверну греховную, разве и ты должен свою душу полагать в эту же скверну? Посему воздержись от того, что совершает твой грешный брат, и поспеши и его восставить и очистить; дабы и тебя Отец Небесный восставил и очистил от всех согрешений твоих, тайных и явных;

     - во время поста сначала человек должен разумением и сердцем и волею принять пост, а потом и телом добровольно и радостно соблюсти его;

     - лицемеры стараются сделать свои лица таковыми, чтобы можно было прочитать о посте их на их лицах. Награждают их люди своим восхищением, воздают им люди за их пост своими похвалами. Чего еще могут они ожидать от Бога? Ведь они постились не для Бога. Они постились для людей. На какую награду душе своей могут они рассчитывать? Ведь они постились не для души. Они постились для людей, а люди воздали им за это хвалою. Истинно, они уже получили награду свою. И Бог ничего им не должен и ничем не воздаст им за их пост в жизни вечной;

     - рассуждай так о добродетели: не ради других люби ее, не для людей повинуйся Богу, но для Бога людям;

     - многие постящиеся поступают так, как поступают подвизающиеся на Олимпийских состязаниях, которые в присутствии огромного собрания простого народа и знаменитых лиц стараются угодить только тому, кто увенчивает их за победу, хотя бы это был человек и низкого состояния. Ты имеешь сугубое побуждение подвизаться и побеждать пред очами Господа; Он будет и увенчивать тебя, и Он же несравненно выше всех, находящихся на позорище мира сего; между тем ты объявляешь о своей победе другим, которые не только не могут принесть тебе никакой пользы, но весьма много могут еще и вредить;

     - речь и ум едины – и или вообще не глаголь, или, если говоришь, говори лишь то, что служит во славу Божию и для спасения души;

     - воздерживайся от всех греховных намерений и греховных деяний, уклонись от всякого зла и предоставь Духу Святому возможность помазать Собою, как благовонным елеем, окамененную душу твою, исцелить ее раны, восставить ее к Богу, сделать для нее приятными добрые дела, исполнить ее жажды всякого блага, кое в Боге;

     - многие женщины всю свою жизнь отдают в жертву страсти к нарядам и убранствам. Нищий так не заботится о куске хлеба насущного, как она тревожится о том, как бы одеться получше других, как бы кто-нибудь не перещеголял ее... А удалось это - в сердце уже подняла голову другая страсть - тщеславие...;

     - пост телесный должен быть радостью, а не скорбью;

     - обратите внимание на церковнославянский текст начального стиха евангельского зачала: "Аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенiя ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный" Слово: "отпущаете"! Это не просто "извините", не высокомерно брошенное с высоты своей гордыни и тщеславия "прощаю", а именно отпущаете! Естественно, что отпустить грехи человеку может только Господь, но Своими Словами Он призывает нас именно отпустить, то есть навсегда распрощаться с нашими же собственными грехами, одним из которых является грех осуждения.
 

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - "ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших." Так начинается сегодняшнее Евангелие. Почему оно так начинается? Как это связано с постом?
     - какой глубокий внутренний смысл имеют слова Христовы: "помажь голову твою и умой лице твое"?
     - как же и молиться или проповедовать в Церкви, если и дела благочестия творить должно втайне?
     - что символизируют "червь и тля" и "подкапывающие воры" в изречении о сокровищах на земле?


     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачала Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - О посте;
     - Необходимость поста;
     - Как истинный Христианин проводит дни Великого Поста;
     - Как мы должны оказывать дела благотворения в Великий Пост;
     - В чем же состоит истинный пост, благоугодный Господу;
     - Несомненное воздаяние на небе, хотя бы на земле многое осталось без возмездия;
     - Плоды истинного поста;
     - Средства к приобретению добродетели поста;
     - Возражения против поста.


проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла после вечерни с чином прощения в кафедральном соборном храме Христа Спасителя 6 марта 2011 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Каждый из нас несет внутри себя человеческую неправду и грех. Более того, в течение жизни мы так сращиваемся со своими грехами, что они становятся частью нашего бытия; иногда мы опираемся на эти грехи, чтобы добиваться своих жизненных целей. Сегодня тот день, когда мы должны подумать о своей жизни, ясно представить себе, что с нашими грехами и с нашей неправдой мы не сможем войти в Царствие Божие. Господь, нисходя к каждому из нас, дает нам удивительную способность к самоочищению. Этой силой, очищающей человеческий разум и человеческое сердце, является покаяние.
     С чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости». Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения человека, не может начаться дорога в Царствие Божие. И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости».

 

 Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 1 марта 2020 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

 

 Апостол: литургия 1 марта 2020 года - Прощеное воскресенье
 Евангелие: литургия 1 марта 2020 года - Прощеное воскресенье

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version