Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

25.12.2019 На алтарь Отечества: русская религиозная живопись XIX века

В воскресенье, 22 декабря, после поздней Божественной литургии, в административном здании Собора состоялся кинолекторий: «На алтарь Отечества: русская религиозная живопись XIX века», который провела заведующая Соборной библиотекой «Логос» С. Г. Франчук. Открыл мероприятие клирик Собора – иерей Антоний Мосейко, который отметил, какую большую роль играет искусство, основанное на вере и духовности автора – художника или писателя.

Библиотекарь С. Г. Франчук рассказала много нового и познавательного о живописи XIX века, о биографии самых знаменитых художников, обратившихся к библейским сюжетам и о судьбе их творений, дошедших до нашего времени. Среди мастеров отечественной живописи имя Василия Поленова выделяется особо. Это одна из самых загадочных фигур в русском искусстве. В историю искусства он вошел как мастер интимного пейзажа. Слово «интимный» означает «глубоко личный, задушевный, сокровенный, поэтичный». Мастер, который заставил природу говорить с человеком. Именно   он открыл интимный мир старинной русской усадьбы, и в тоже время он был художником, открывшим тайну притягательной красоты и величия христианского Востока.

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нем Федор Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями»?

В 1871 году для выпускной конкурсной работы в Петербургской академии художеств была предложена тема "Воскрешение дочери Иаира". Победитель награждался Большой золотой медалью и правом шесть лет жить за границей на казенный счет. Главными претендентами были два товарища: Илья Репин и Василий Поленов. Они познакомились еще на уроках рисования с натуры.

Кроме одной общей страсти к учебе, они были совершенными противоположностями. Невысокий, быстрый Репин. Высокий, рассудительный Поленов. Сын военного поселенца из Харьковской губернии, приехавший в столицу со ста рублями. И коренной петербуржец из дворянской семьи. Отец Поленова был известным дипломатом и археологом.

Библейский сюжет рассказывает, что Иисус в обществе своих верных апостолов — Петра, Иоанна и Иакова —  воскресил умершую двенадцатилетнюю девочку — единственного ребенка служителя синагоги Иаира. На картине мастера как раз изображен эпизод, когда Христос повелевает девочке встать с постели, беря ее за руку и простирая свою десницу над ней. В ногах постели в молитвенной позе застыла мать, у порога толпятся ученики Иисуса и перепуганный, отчаянно надеющийся на чудо отец ребенка. По библейскому преданию, Иисус велел всем выйти из комнаты, а родителям накормить воскресшую девочку, никому не рассказывая о случившемся.


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2020 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version