04.10.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 16-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 6 октября
Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 16-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 6 октября 2019 года.
Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-shestnadcataya-po-pyatidesyatnice-2019.php
С 30 сентября 2019 года, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18-й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным.
Таким образом,
в 16-ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18-й седмицы и апостольские чтения 16-й седмицы;
в 17-ю седмицу – евангельские чтения 19-й седмицы и апостольские чтения 17-й седмицы,
и так далее до пятницы седмицы 31-й по Пятидесятнице.
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- богослужебное Евангелие: СКАЗАНИЕ ЕЖЕ КАКО НА ВСЯК ДЕНЬ ДОЛЖНО ЕСТЬ ЧЕСТИ ЕВАНГЕЛИЕ СЕДМИЦ ВСЕГО ЛЕТА;
- Настольная книга священнослужителя. Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ. Глава 1. О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ;
- профессор Н. Д. Успенский. О сентябрьской преступке Евангельских чтений;
- протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 18-я по Троице;
- митрополит Антоний Сурожский: неделя 18-я по Пятидесятнице. “Выйди от меня, я человек грешный...” (1968);
- праведный Иоанн Кронштадтский: неделя 18-я по Пятидесятнице. Сети (1904);
- митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, преподобный Ефрем Сирин, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 17 Евангелия от Луки (5:1-11): чудесный улов рыбы.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:
- видишь достолюбезное собрание народа? Видишь достойное награды терпение людей? Наскучило ли тогда кому-либо из слушателей слова Божия? Отошел ли кто от озера или сошел с горы? Или выражал кто-либо неудовольствие, подобно некоторым из присутствующих, в таком роде: «Зачем ты, учитель, затягиваешь свою беседу — у меня есть дела, меня ожидает собрание, я еще ничего не купил для завтрака, настал час брать ванну, я изнемогаю от зноя»? Ты вошел в церковь Божию, ты удостоен доступа ко Христу; не уходи же отсюда, если не получил отпуска; уйти раньше отпуска — все равно, что убежать подобно беглому рабу. Шесть дней ты употребляешь на телесные нужды, а два часа можешь употребить и на духовные дела. Нехорошо здесь быть недовольным, а за порогом храма веселым; не следует здесь бросать небрежный кивок, а все внимание сосредотачивать на делах внешних; непохвально здесь хвалить, а за порогом — бранить;
- ты часто ходишь в театр и, конечно, до окончания представления оттуда не выходишь; а в церковь ты приходишь — и не стесняешься уходить отсюда до совершения Божественных тайн? Побойся Того, кто сказал: «Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе» («иже презирает вещь, презрен будет от нея») (Притч. 13:13);
- входя в лодку, Господь заранее имел в виду несколько благих целей, которых хотел достичь. Во-первых, из лодки ему легче было учить народ и служить народу, питая его душу Своим сладчайшим учением. Во-вторых, зная, что рыбаки обеспокоены и огорчены тем, что в ту ночь ничего не поймали, Он хотел их утешить богатым уловом рыбы и, таким образом, удовлетворить их телесные и другие внешние потребности. Ибо Бог заботится о нашем теле, так же как и о душе нашей. Он есть «Даяй пишу всякой плоти» (Пс.135:25). В-третьих, хотел Господь напитать души Своих избранников верою в Себя, в Свое всемогущество и всеблагость. И наконец, самое главное, Господь хотел ясно показать ученикам Своим, а через них и всем нам то, что с Ним и в Нем верным все возможно;
- обрати внимание и на выражение: «закинули сеть». Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто;
- "рыбарями" назвал Господь святых апостолов, а "ловцами" правителей и учителей церкви последующих времен;
- «мы трудились всю ночь», – каковыми словами обозначается учение пророков, свыше ниспосланное в мир, который представлен образом моря. Две лодки суть обрезание и крайняя плоть;
- когда не присутствует с нами Иисус, суетны тогда бывают наши труды и суетимся напрасно: когда же приходит к нам Иисус, труды наши бывают плодотворительны, и пожинаем мног плод;
- Тот, Кто сотворил рыб, повелел им духом Своим собраться и наполнить сети. Рыбы безгласны, вот Господь вслух и не приказывает им заплыть в сети, как Он вслух приказывал шумному ветру прекратиться и бурному морю – утихнуть. Не гласом и словом, но силою Господней рыбы направлены в определенное им место;
- «дали знак товарищам»: сим таинственно обозначаются семьдесят два ученика, поскольку двенадцати апостолов было недостаточно для ловли и жатвы;
- слово к хотящему взойти в дом твой: «Господи несмь достоин», чтобы Ты пришел в дом мой, — не есмь достоин таковой чести, — смирение являет, великое благоговение и почтительность; сказать же к вшедшему уже в дом твой: «изыди от мене, яко муж грешен есмь, Господи», — являет ужас душевный, робость и страх;
- видите ли вы, насколько дело важнее слова? И нас, когда мы говорим людям самые сладкие речи, назовут учеными людьми, но только если мы делом подтвердим свои слова, нас назовут людьми Божиими;
- гадаринцы гнали от себя Христа из корыстолюбия, ибо им было жалко свиней, которых потопили бесы, изгнанные Господом из человека. Петр, между тем, говорит: потому что я человек грешный. Из чувства своей греховности и недостоинства он просит Господа выйти от него. Это чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души;
- как оставляющая своего мужа, а с другим, чужим, живущая, называется блудница и грешница: так блудницею и грешницею бывает душа, оставляющая Бога, а работающая идолам, и чрез неповиновение Божеским заповедям диавольскими похотениями растленная;
- если человек поет Богу многочисленные гимны восхищения и благодарности, но не ощущает своей греховности, нет ему в том никакой пользы. Сие ощущение греховности ведет к покаянию, покаяние – ко Христу, а Христос – к воскресению. Ощущение своей греховности есть начало пути спасения;
- ужас, однако, объял не только Петра, но и его товарищей: Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, и всех, бывших с ними. Все они, таким образом, начали со страха Господня, а закончили любовью Христовой. Как и написано: «начало мудрости – страх Господень» (Притч.1:7);
- и не сказал Спаситель: "будешь ловить людей, как рыбу", но: "будешь ловить людей живыми". Рыбы ловятся живые и затем умерщвляются, а люди ловятся так, что от смерти переходят к жизни;
- если Господа слушаются глухие и безгласные рыбы в воде, как же людям, созданиям словесным, Его не послушаться?
- Петр оставил дом и жену, а Иаков и Иоанн – дом и отца своего. И последовали за Ним. А как же теперь будут жить их семьи? Тот, Кто может все сотворить без труда, сможет пропитать их и их сродников.
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:
- что символизирует великое множество пойманной рыбы; сеть; море; глубина морская; ладья?
- у первых двух евангелистов ничего не сказано о чудесном улове рыбы. Можно ли из этого делать заключение, что ев. Лука здесь слил в одно событие два совершенно различные по времени: призвание учеников быть ловцами людей (Мф. 4:18-22) и чудесный лов рыбы после воскресения Христа (Ин. 21 гл.)?
- почему первые два евангелиста ничего не говорят об улове рыбы?
- Петр и с ним ловящие множество рыб дали знак, а не кричали, и это — моряки, без крика и шума ничего не делающие! Почему?
- чего ужасался Петр? Чего другого, кроме наказания за грехи?
- почему ученики оставили сети, не продали рыбу, не захотели воспользоваться своей удачей в лове, не посоветовались с близкими, не сказали Владыке: «Сохрани мне мои средства, Владыка; я рассчитаюсь с поставщиками, оставлю немного на расходы по дому» - а немедленно последовали за Ним?
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
- Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
- Как мы должны поступать, если наши земные труды не увенчиваются ожидаемым успехом?
- Об ожидании успеха в нашей деятельности;
- При каких условиях мы можем надеяться на Божье благословение в наших житейских делах и занятиях?
- Взаимная помощь в нужде между соседями;
- В неудачах не отчаиваться, в удачах не превозноситься;
- Главнейшие причины отпадения от веры детства.
Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 6 октября 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
Ссылка: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-shestnadcataya-po-pyatidesyatnice-2019.php
Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor