Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

13.09.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 13-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 15 сентября

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 13-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 15 сентября 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-trinadcataya-po-pyatidesyatnice.php


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 13-я по Троице;
     - святитель Игнатий (Брянчанинов). Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях;
     - святой праведный Иоанн Кронштадтский. Божий виноградник. Поучение в неделю 13-ю по Пятидесятнице;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Николай Сербский, преподобные Иоанн Дамаскин Ефрем Сирин, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Матфея (21:33-42): притча о злых виноградарях.

 


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - настоящею притчею Христос научает многому: что Бог с давних времен промышлял об иудеях; что они с самого начала склонны были к убийству; что приняты были всевозможные меры для их исправления; что даже по избиении ими пророков, Бог не отвратился от них, но еще послал к ним Сына; что и один и тот же есть Бог Нового и Ветхого Завета; что чрез смерть Христову совершено великое дело; что иудеи за крест Христов и за злодеяние свое понесут крайнее наказание; что будут призваны язычники, иудеи же отвержены;

     - сколь бы ни был человек в этом мире немощен и унижен, Бог не стыдится называться человеком;

     - лишь помраченный ум язычников и людей, отпавших от Бога, называл Бога именами природных явлений и предметов: огнем, солнцем, ветром, водою, камнем, деревом, животными – только не именем человека. Христианская вера единственная подняла человека высоко над всею сотворенною природой и лишь человека удостоила того, что Всевышний Творец может назваться его именем;

     - что означает слово "отлучился"? Разве может Бог отлучиться и удалиться от Своих людей? Отлучился означает, с одной стороны, что Бог, устроив и сотворив все потребное для спасения людей, предоставил им свободную волю использовать все дары Божии для своего спасения; а с другой стороны, слово "отлучился" означает терпение Божие по отношению ко грехам человеческим и безумным делам против их же собственного спасения – терпение и долготерпение Божие, превосходящее всякий ум человеческий;

     - делатели, то есть лжепророки и лжеучители и развращенные Иудейские председатели - род поистине жестоковыйный и необрезанный сердцем: ибо не только не принял, ниже поверил, ниже устрашился посланных к нему от Бога Божиих Пророков; но и бил, и умерщвлял, и камением побивал (пророка Михея били, Захарию убили пред алтарем, Иеремию побили камнями, Исаию распилили пилой, Иоанну Предтече усекли главу мечем);

     - убить праведника значит – просто отправить его назад к Богу, от Которого он и пришел. А это, в свою очередь, значит – предоставить ему неприступную позицию в бою, вооружить его непобедимым оружием и сделать тысячекратно сильнее, чем он был, когда в теле ходил по земле;

     - всякое злодейство лишает человека двух качеств: смелости и ума;

     - новые делатели (апостолы) как овцы обретаясь среди волков, соделали самых волков овцами, т. е. еллинов, некогда далеких от Бога, сделали овцами Христовыми, и приобрели Господу людей избранных ревнителей добрым делом;

     - когда же были наказуемы иудеи, и каким наказанием? Два суть времени: одно временное, другое вечное, и две казни: одна в нынешнем веце, другая в будущем. По воскресении Спасителя, лишился Иудейский род всякой временной власти, изгнан из святого града, извержен из земли обетованной, рассеялся бедственно и бесчестно по всем концам земли. Во второе пришествие Господа Иисуса «воззрят нань, Егоже прободоша» (Ин. 19:37): и тогда восплачутся и возрыдают, и вечному огню предадутся. И сие-то значит оное: «злых сущих зле погубит их»;

     - не только виноградари, но и виноградник будет новый. Со времени земной жизни Христа и далее распространится виноградник Божий на весь род человеческий, и будет он состоять не только из народа израильского, но из всех народов на земле. Сей новый виноградник наречется Церковью Божией, а делателями, или виноградарями в нем будут апостолы, святители, отцы и учители Церкви, мученики и исповедники, архиереи и иереи, благочестивые и христолюбивые цари и царицы и все прочие служители этого Господня виноградника;

     - с пришествием Христовым заканчивается избранничество народа иудейского, и избранничество переходит на всех, верующих во Христа, из всех народов на земле;

     - евангелист Лука сказал, что когда члены синедриона услышали вопрос о наказании виноградарей, то сказали: "да не будет". Не зная прежде, что это притча о них, они осудили самих себя, но потом, когда Христос подтвердил их решение, они поняли и сказали: "да не будет";

     - камень несомненно есть Сам Христос, строители – старейшины, первосвященники и книжники иудейские; угол – соединение Израиля и язычников, ветхозаветного и нового избрания, ветхозаветной и новозаветной Церкви;

     - то, что Бог некоторых закоренелых грешников не наказывает во время их земной жизни, служит нам всем для укрепления веры в будущий Суд Божий, который не минует даже грешника, избежавшего всех земных судов. Горе тому, кто безнаказанно наслаждается своими грехами до самой смерти! Не завидуйте ему! Он получил уже то, чего желал, в жизни сей, и в жизни иной ему не осталось принять ничего, кроме осуждения;

     - когда покаяние откладывается, это делает его все более и более трудным, ибо греховный навык все сильнее и сильнее в нас укореняется, все более и более помрачает наш ум и каменит наше сердце. И тогда мы и против своей воли переходим от тяжкого греха к тягчайшим, подобно злым виноградарям, сперва убивавшим пророков, а в конце концов убившим и Сына Божия;

     - что же делать нам, спросят здесь, чтоб не отпасть от Искупителя и не подвергнуться гневу Божию? «Сего ради, – отвечает на этот вопрос святой апостол Павел, - подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпаднем» (Евр. 2:1). Это значит: мы должны проводить жизнь при особенном внимании Новому Завету, в который благоволил Бог вступить с нами, соединив нас с Собою святыми таинствами, объявив нам Свою всесвятую и совершенную волю в Евангелии, увенчивая верных сынов Нового Завета явным и ощутительным даром Святаго Духа. Будем памятовать смерть и суд Божий, которому немедленно подвергнемся после разлучения с телом; будем памятовать блаженную или горестную вечность, которая должна быть нашим уделом соответственно изречению суда Божия;

     - виноградник Божий - это мы все, братья. Многие христиане насилуют и убивают свою совесть, этого слугу Божия в нашей душе, и без страха предаются беззаконию; многие оправдывают свои грехи или извиняют себя слабостью природы или потребностью падшей грешной природы, не различая своих прихотей или похотей от действительных потребностей. Многие не стыдятся даже клеветать на Евангелие и говорят, что оно будто требует невозможного, и живут совершенно вопреки ему и таким образом, подобно еврейским первосвященникам и книжникам, вторично распинают Сына Божия в себе. Итак, братья, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода;

     - эта притча, братья, относится не к одним иудеям, а относится и к нам, касается и нас. Под виноградником Господним может и должна разуметься и всякая душа христианская; под оградой - закон Божий, которым ограждается или должна быть ограждена всякая душа от грехов; точило, или тиски, в винограднике - это сердце наше или утроба наша, которой мы принимаем пречистую кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас; под столпом или горницей разумеется Церковь Христова или благодать Святого Духа, действующая в Церкви, утверждающая сердца наши в вере и любви и добрых делах и возвышающая нас от земли к небу, как сказано: "О горнем мудрствуйте, а не о земном" (Кол. 3:2).

 


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - что в притче символизируют: виноградник, ограда, точило, башня, виноградари?
     - кого Спаситель подразумевает под "слугами" и что под "плодами"?
     - почему Бог не тотчас послал Сына?
     - Бог ведал заранее, что виноградари ничуть не постесняются сотворить с Сыном Его то же самое, что сотворили и с Его слугами. Но почему тогда Он говорит: "постыдятся сына моего"?
     - что означают слова: "вывели вон из виноградника"?
     - кто такие "иные", кому будет отдан виноградник?

 


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Что Господь делает для нас и что мы делаем для Него?
     - У каждого из нас есть свой виноградник, вверенный нам Богом для хранения и возделывания;
     - Троякая любовь к труду;
     - О злоупотреблении Божьим долготерпением;
     - До чего можно дойти долговременным употреблением греха;
     - Как преступно поступают те, которые пренебрегают христианством?

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - О духовной бдительности;
     - Христианская любовь есть источник всякой истинной добродетели;
     - Отчего происходит, что доказательства истинной любви к людям не часто встречаются в ежедневной жизни?
     - О повиновении начальствующим;
     - Кто верует, тот не избегает;
     - Долг уважения и признательности ко всем верным деятелям;
     - Проклятие неверия есть выражение любви;
     - Кто не имеет любви, тот не может называться истинным христианином.

Образцы церковной проповеди:
     - Слово в Неделю 13-ю по Троице;
     - Царство Божье по изображению его в притчах Христа Спасителя;
     - Беседа в 13-ю Неделю по Троице;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 13-ю Неделю по Троице.

 


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 сентября 2012 года, после чина великого освящения храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при федеральном научно-клиническом центре детской гематологии в Москве, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
     Нужно помнить притчу о виноградарях. На этой земле и в этом мире ни один человек не является хозяином. Он Богом предназначен для совершения определенного вида деятельности. Вот почему все, чем мы занимаемся, будь то работа на селе или на предприятии, будь то ответственная деятельность политиков, людей, вовлеченных в экономику, в средства массовой информации, — это труд в винограднике Божием, о чем должны помнить все те, кто трудится. И спрос будет с них за то, каковы результаты этого труда. Мир, который Бог создал, должен совершенствоваться, и в этом смысле каждый трудник — не слепой исполнитель чьей-то воли, а творец, соучастник в совершенствовании Божиего творения. Все, что ты делаешь профессионально, все, что ты совершаешь в своей личной жизни, есть исполнение Божиего задания, которое нам дано. И как важно помнить, что, кроме исполнения прямых своих обязанностей — профессиональных, семейных, общественных, — мы должны также совершить самое главное, к чему Господь нас призвал, — принести плод духа.
     Что же это за плод духа? Это любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23), это духовная красота, которую человек должен явить трудом всей своей жизни.
     Мы знаем, как наказывается нежелание быть трудниками в винограднике Божием. Эта притча учит нас тому, что все, что мы делаем, имеет религиозный смысл. Никакого отделения веры от жизни человека быть не может - это заповедь Божия. Даже когда мы занимаемся обычными повседневными делами у себя дома, по хозяйству, или исполняем профессиональные обязанности, все наполнено высшим смыслом в том случае, если мы воспринимаем свою жизнь и свои труды как работу в Божием винограднике.


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2020 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version