Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

06.09.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 12-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 8 сентября

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 12-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 8 сентября

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-dvenadcataya-po-pyatidesyatnice.php


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 12-я по Троице;
     - святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Поучение в двенадцатую неделю. О спасении;
     - Троицкий листок игумена Пантелеимона (издавались в XIX столетии Троице-Сергиевой Лаврой): Беседа Господа с богатым юношей. Беседа с учениками об опасности богатства и о наградах Христовым последователям;
     - святитель Николай Сербский (Велимирович): неделя двенадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о бремени богатства;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Марк Эфесский, Феофан Затворник, митрополит Филарет (Дроздов), преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Матфея (19:16-26): беседа Христа с богатым юношей о богатстве и спасении.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - хотя бы мы в остальных отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели;

     - если царь издал закон: не должны ли все подданные исполнять оный в точности? Поелику в неисполнении царскаго закона заключается противление царской власти, оскорбление царскому величеству, вред обществу, для блага котораго закон постановлен, и самому нарушителю закона, полезнаго для всех и каждаго. Притом власть, которая нашла нужным постановить закон, находится к необходимости поддерживать его в исполнении, а следственно и наказывать нарушителей онаго;

     - Святые Отцы учат нас быть сторониться осуждения: "некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его; но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен: не безопасно быть судиею того, чего мы не знаем, и особенно судиею - обличителем";

     - юноша напрасно хвалился; он не испытал глубины своего сердца, и сказал неправду, когда сказал: "вся сия сохраних от юности моея". Уличить его не трудно. Если бы он подлинно сохранил заповедь: "возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе": то ближнему своему желал бы довольства и обилия столько же, сколько самому себе, и тогда не трудно было бы ему разделить свои стяжания с нищими;

     - Господь не сказал: "исполни заповеди"; поелику ведал, что для сего не достало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом, и которой прилежит помышление прилежно на злая от юности (Быт. 8:21). Но сказал: "соблюди заповеди", то есть, не теряй их из вида, не оставляй без внимания, имей всегда пред очами, сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь;

     - Господь не сказал также: "соблюди заповеди, и внидешь в живот"; ибо ведал, что человек не достигнет жизни вечной одним соблюдением заповедей, которых не может исполнить в совершенстве. Но сказал: "аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди"; то есть, желающему достигнуть вечной жизни нужно начать и продолжать сие дело соблюдением заповедей, хотя впрочем не одно сие нужно, и не сим одним совершится сие дело;

     - сколько дух выше тела, столько грех, принятый и совершенный духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемого телом;

     - о всяком деле, предприемлемом, не спрашивай прежде, будет ли оно приятно, выгодно, безопасно, похвально пред людьми, но прежде и паче всего испытывай, будет ли оно угодно Богу, не будет ли противно Его заповедям;

     - не успокаивай себя и тем, что ты не какое-нибудь большое накопил сокровище: не пуды золота надобны, чтобы погрузить свою ладью в бездну адскую;

     - нестяжание, как пособие к совершенству, полезно для некоторых, а не необходимо для всех: Авраам «был очень богат» (Быт. 13:2), но к богатству непристрастен, и, следовательно, хранил нестяжание в душе, обладая стяжаниями в доме;

     - скоро ли, долго ли, или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство, и потому обходись с ним, как с гостем, которого надо честно принять и честно проводить;

     - насколько достойно всяческой похвалы то, как богатый юноша приступил ко Христу, настолько достойно сожаления то, как он отошел от Христа;

     - только один Бог благ в полном и совершенном смысле, благие люди могут называться таковыми лишь в сравнении с людьми неблагими;

     - никто, ни телесный, ни бестелесный, не благ в собственном смысле, кроме одного только Бога, потому что у Бога благость - по природе, и потому она неизменна, а у всех остальных – видимых и невидимых – благость есть дело воли, и потому она изменяема;

     - виждь же безмерную Господню премудрость: понеже исполнение блага предъидет воздержание от зол, по словам: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15), сверх же сего, легче есть уклонение от зла, нежели исполнение блага; того для прежде предлагает те заповеди, которые научают уклоняться от грехов, говоря: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй (Васил. в бесед.); потом и те, которые состоят в исполнении добродетели«чти отца своего и матерь, и возлюбиши ближняго твоего яко сам себе»;

     - богатство можем употреблять, как приставники, а не как имеющие право им наслаждаться;

     - кто сам полновластный господин своего богатства, кто не служит ему, а употребляет его во славу Божию, тот спасется, хотя и не без подвига, по немощи человеческой и по множеству соблазнов;

     - если бы закон Моисеев обеспечивал жизнь вечную, то без нужды бы приходил Сам Спаситель и страдал за нас;

     - трудно богатому войти в Царство Божие, но этим Господь не сказал, что бедняку войти в Царство Божие легко;

     - юноша опечалился: хотя он и желал, хотя почва сердца его была глубока и тучна, однако семя слова Господня было подавлено тернием богатства;

     - воля юноши не была всецело обращена к истинному благу, но имела в виду привлекательное для большинства людей. Благой, без сомнения, подает блага. Ты спрашиваешь о Вечной Жизни, а на деле оказывается, что весь ты предан наслаждению жизни настоящей;

     - богач должен спасаться великим милосердием и смирением пред Богом, а бедняк великим безропотным терпением и непоколебимым упованием на Бога;

     - отчего сетуешь в душе, слыша слова: «продай имение твое»«Не продаю имения, - говоришь, - не даю нищим - самому нужно». Следовательно, не Господь - твой Учитель, не Евангелие служит правилом для твоей жизни, но сам ты даешь себе законы. Смотри же, в какую опасность впадаешь, рассуждая так!

     - если бы Спаситель возложил на тебя труды земледельческие, или опасное предприятие по торговле, или еще что-либо более трудное, встречающееся в погоне за прибылью, тогда естественно было бы опечалиться, огорчиться этим повелением. Если же таким удобным путем, не требующим ни труда, ни пота. Он обещает сделать тебя наследником Вечной Жизни, то почему не радуешься удобству спасения, а удаляешься с сокрушенной и сетующей душой и делаешь для себя бесполезными все прежние труды? Ибо если ты, как говоришь, не убил, не прелюбодействовал, не украл, не свидетельствовал ни на кого ложно, то старание свое об этом сам для себя делаешь бесполезным, не присоединив остального, чем одним и мог бы ты войти в Царство Божие;

     - вместо молока и меда, которые даны были младенцам, совершенным предлагаются гвозди и крест;

     - если бы врач обещал исправить повреждения тела, какие у тебя есть от природы или от болезни, то не благодушно ли выслушал бы ты это? Но когда великий Врач душ хочет сделать совершенным тебя, у которого недостает самого существенного, ты не принимаешь милости, а сетуешь и огорчаешься;

     - в евангельском юноше заслуживает похвалы то, что он познал истинного Учителя, и, не обращая внимания на гордость фарисеев, на самомнение законников, приписал это имя единому истинному и благому Учителю. В нем хорошо и то, что, по-видимому, он был озабочен тем, как наследовать Жизнь Вечную;

     - не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает;

     - если стоим, не будем надеяться на себя, но будем говорить самим себе: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12), а если лежим, то не будем отчаиваться, но будем говорить себе: «разве упавший не может встать?


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему никто, ни телесный, ни бестелесный, не благ в собственном смысле, кроме одного только Бога?
     - подошел ли богатый юноша к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его?
     - каким образом (здесь) Господь отверг наименование благого, а в других местах сделал Себя причастником Божественного владычества и поклонения?
     - о чем необходимо помнить людям, которые приобрели богатство законно (праведно)?
     - если у меня нет имения, которое можно продать и помочь нуждающимся, значит, я не могу быть совершенным?
     - почему Спаситель не сказал: «судить язычников», но «колена Израилевы»?
     - почему Господь полюбил сего несовершенного юношу?
     - в чем же должен состоять плод соблюдения заповедей?
     - почему Иисус Христос избирает (согласно Матфею) только шесть заповедей ветхозаветного закона, совсем опуская 1–4 заповеди Десятословия?
     - почему изумляются ученики Христа, когда они уже совершили то, чего не смог богатый юноша?


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
     - Об истинном воспитании детей;
     - Самообольщение при самооценке нашего нравственного достоинства;
     - О средствах воспитания;
     - Неправильно употребляемое богатство делает человека несчастным;
     - «Трудно богатому войти в Царство Небесное»;
     - Пагубное влияние пристрастия к земным благам на наше истинное благо.

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Что производит в нас вседействующая Божья благодать;
     - Какое влияние имеет вера в божественную благодатную помощь на нашу нравственную жизнь?
     - Прогрессисты нынешнего времени, не забегайте слишком далеко!
     - Евангелие не есть что-либо выдуманное, но Богоданное;
     - Как спасительно частое воспоминание о наших прежних грехах?

Образцы церковной проповеди:
     - Поучение в Неделю 12-ю по Троице;
     - Путь к вечной жизни;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 12-ю Неделю по Троице.


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю двенадцатую по Пятидесятнице (2013 г.), в котором он приводит характерные вопросы, встающие перед нами и на каждый из них отвечает словами Спасителя: «Невозможное человекам возможно Богу»
- мы стараемся жить по заповедям, но ведь не всегда получается. Мы падаем, согрешаем, нарушаем заповеди. Наверное, каждый, кто несколько раз подряд, а то и всю жизнь свою кается в одном и том же грехе, может в сердцах сказать, сознавая, что сил нет этот грех превозмочь: «Господи! Как же тогда можно спастись?!» Но Господь уже ответил всем нам, вопрошающим: «Невозможное человекам возможно Богу».
- на примере прекращения гонений, целью которых было уничтожение веры в нашем народе, на примере возрождения церковной жизни мы можем повторить эти слова: «Невозможное человекам возможно Богу».
- сегодня иногда говорят: «Идет мощная волна нового безбожия, которое подкрепляется высоким уровнем жизни, заимствованием чужих культурных моделей, полученным в иных местах образованием и разрушает в человеке представление о вере. Как же можно спастись, особенно людям, которые хулят Бога, не понимая, что творят?» Ответ всем, в том числе и людям, которые, забывая историю, повторяют прежние ошибки: «Невозможное человекам возможно Богу».
- для того чтобы спасение было возможным, мы и совершаем великое таинство Святой Евхаристии.

Мы объединяемся как община верующих в Господа Иисуса Христа. Мы укрепляем себя в вере, мы насыщаем себя благодатью через Таинства. Мы, взор свой устремляя к небу, с уверенностью взираем в будущее, «ибо невозможное человекам возможно Богу».


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version