Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

30.08.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 11-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 1 сентября

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 11-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 1 сентября 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-odinnadcataya-po-pyatidesyatnice.php  


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 11-я по Троице;
     - святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года: неделя одиннадцатая по Пятидесятнице;
     - святитель Николай Сербский. Беседы. Неделя одиннадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о прощении;
     - митрополит Антоний Сурожский: три проповеди в Неделю 11-ю по Пятидесятнице (1976, 1981, 1985 г.г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Филарет Московский, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Матфея (18:23-35): притча о немилосердном должнике.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - звание человека выше звания царя: быть человеком большая честь, чем царем. Точнее, «человек» означает истинное достоинство, а «царь» - служение;

     - десять тысяч талантов составляли примерно пять миллионов золотых червонцев - это огромный долг даже для государства, не говоря уж о человеке. Но что с того? Еще больше число наших грехов пред Богом - наш долг Богу. Говоря о долге раба царю, Господь имеет в виду наш долг Богу. Потому Он и использует такие огромные, на первый взгляд неправдоподобные числа, которые, конечно, нисколько не невероятны, если подсчитать грехи каждого из смертных людей;

     - ничего не имеет грешник могущего умилостивить Бога за грехи свои: ничем, ни из сущих в мире, ни на небеси, не откупится за грех. Да и самое покаяние наше, применяемо к тяжести греха, ничтоже есть. Единое беспредельное Божие благоутробие заглаждает грех;

     - в словах «потерпи на мне, и все тебе заплачу» справедливо усматривают самомнение раба, который обещает заплатить долг, которого он не мог заплатить;

     - обрати внимание на силу раскаяния и человеколюбие Господа: Он совершенно прощает долг, хотя раб просил не совершенного прощения, а только отсрочки. Итак, знай, что Бог дает даже больше, чем мы просим; столь велико человеколюбие Божие;

     - ангелы ненавидят злобы: почему скорбят, когда мы грешим, радуются, когда раскаяваемся. Они не возвещают Богу преступлений жестокосердаго человека, поелику вся пред Богом суть открыта: но, видя немилосердие наше к собратиям, возбуждаемые сожалением, ходатайствуют у Бога о помощи и заступлении угнетаемаго человека жестокосердием немилостивца;

     - как же скоро он поступил жестоко с своим товарищем, то господин сказал: “рабе лукавый!” Слушайте, лихоимцы (к вам слово)! Слушайте, безжалостные и жестокие! Вы жестоки не для других, но для самих себя;

     - когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего;

     - многие из согрешающих и нерадящих о молитве ссылаются на робость. Ты не имеешь дерзновения? Для того и приступи, чтобы приобрести великое дерзновение. Тот, кто хочет с тобой примириться, не человек, пред которым бы пришлось тебе стыдиться и краснеть; это Бог, желающий, больше тебя, освободить тебя от грехов. Не столько ты желаешь собственной безопасности, сколько Он ищет твоего спасения; и — это Он показал нам самыми делами. Ты не имеешь дерзновения? Потому-то и можешь иметь дерзновение, что ты в таком расположении духа; величайшее дерзновение в том, чтобы не думать, что имеешь дерзновение, равно как и величайший стыд — оправдывать себя пред Господом;

     - несправедливо мнение, что в притче не говорится, на каком основании был прощен долг. Главным основанием для этого было милосердие царя, а потом, как нужно подразумевать, и большое его богатство, потому что огромная растрата, очевидно, не приносит ему никакого ущерба и беспокойства;

     - наши грехи пред Богом - наш долг Богу. Говоря о долге раба царю, Господь имеет в виду наш долг Богу. Потому Он и использует такие огромные, на первый взгляд неправдоподобные числа, которые, конечно, нисколько не невероятны, если подсчитать грехи каждого из смертных людей;

     - решение царя забрать у должника "все, что он имел" говорит о том, что когда наши грехи превосходят всякую меру, Бог лишает нас всех даров Святого Духа, делающих человека человеком;

     - то, что царь приказал продать должника означает, что грешник лишается своей Богом данной личности; и жену его – значит, что он лишается дара любви и милости; и детей – значит, что он лишается силы творить какое бы то ни было благо. И заплатить – означает, что все Богом данные дары от злого человека снова возвращаются к Богу как к Собственнику и Источнику всякого блага;

     - повеление продать раба со всем, что ему принадлежало, – только по видимому жестоко: Он сказал это не по жестокости, а чтобы устрашить раба и убедить его прибегнуть к мольбе и призыванию на помощь;

     - тому, кто прибег ко Господу с искренним покаянием, Он прощает все и дает еще один срок, еще одну возможность сразиться, чтобы увидеть, хочет ли тот стоять за Господа - или Господа предать;

     - раб-заимодавец хватает за горло раба-должника, душит его и требует немедленно возвратить долг: здесь уже не царь считается с рабами своими, но раб с рабом;

     - малость долга человеческого по сравнению с долгом Богу видна и в том, что заимодавец даже стыдится сказать должнику своему так: "отдаждь ми должные мне сто динариев"; но говорит безъименно: "отдаждь ми, имже ми еси должен" ("отдай мне, чтó должен");

     - когда человек утеряет милость Божию, настигает его суд Божий;

     - кто удаляется из состояния благодати, тот вступает в состояние осуждения;

     - мы действительно совершаем надругательство над Богом, если принимаем от Него милость, а распространяем вокруг себя немилость. Не будем же обманываться, воистину Бог поругаем не бывает, над Ним нельзя насмеяться, Его невозможно обмануть. Мы никогда не удалены от его длани, как от милующей, так и от карающей;

     - молитва без покаяния не помогает нисколько. Но как только молитва соединяется с покаянием, она бывает Богом услышана;

     - злопамятство есть двойное зло, потому что (само) никакого не имеет извинения пред Богом, да и другие грехи наши, хоть они и прощены будут, опять возобновляет и ставит против нас;

     - царь не хочет казнить лукавого раба, прежде чем не объявит ему его преступления. Так поступит и Господь на Страшном Суде. Господу угодно, чтобы всякий знал, за что получает награду или наказание, дабы никто не считал, будто Бог поступил с ним несправедливо;

     - добрая мать плачет, и берет розгу на упрямое дитя: без сомнения, в сие время она не мстит, а разумно любит. Прощай согрешающему от сердца, с любовию: а между тем, если можешь и должен, исправляй его с благоразумием и также с любовию.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему Господь говорит: "человек царь", а не просто "царь"?
     - что значит продаяние должника, и жены, и чад, и всего имения его для воздаяния долга?
     - почему же сказано: "обрете единаго от клеврет"? Какие таковые суть "клевреты"?
     - кто же тогда будут те сослужители, оскорбляющиеся зело жестокосердием немилостиваго грешника и возвещающие Господу своему насильствия над сослужителем своим?
     - Государь рисует пред заимодавцем его злодеяние по отношению к товарищу, причем делает это в форме вопроса. Почему именно в форме вопроса?
     - почему Господь называет грешника злым, а не входит в подробности?
     - кто такие "истязатели"?
     - почему же Спаситель не сказал: "Отец ваш", так как часто на других местах, но: "Отец Мой"?


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Божье правосудие и милосердие;
     - Жестокосердие делает человека бедным, а любовь богатым;
     - Для чего необходимо прощать другим вину и извинять их;
     - Кто хочет от Бога прощения, тот должен сам прощать;
     - Что необходимо, чтобы всегда и во всяком случае быть расположенными к прощению и примирению;
     - Расчет между Богом и человеком;
     - Любовь и жестокосердие в кругу домашней жизни;
     - Христианское долготерпение к погрешающему ближнему;
     - Благодатное царство Божие есть царство милосердия.

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Христианские основания, по которым каждый человек имеет не только обязанности, но и известные законные права;
     - Как нужно пользоваться законными правами?
     - О жертвах для добра;
     - Истинно-христианская любовь неутомима в делании добра;
     - Как христианин должен относиться к несправедливым суждениям людей о нем?
     - Значение надежды в религиозно-нравственной жизни.

Образцы церковной проповеди:
     - Поучение в Неделю 11-ю по Троице;
     - Христианское всепрощение;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 10-ю Неделю по Троице.


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 4 августа 2014 года, после Литургии на соборной площади Николо-Пешношского монастыря, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Наверное, кто-то спросит: как же можно спастись? Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 18:23-35) дает каждому из нас ключ к спасению. И у того, кто вовлечен в круговерть повседневной жизни, и у того, кто помрачил сознание, волю, осквернил свои чувства, ― ключ к спасению есть в руках у каждого. Эта удивительная притча говорит нам о том, что прощение имеет некое мистическое значение, превосходящее человеческий разум. Прощение есть некая тайна в отношениях между людьми. Исполнение этой тайны прямо относится к Божиему Царству: «уподобилось Царствие Божие царю…»
     Святой Григорий Богослов произносит замечательные слова на эту тему: «Прощай, и будешь прощен». Я бы предложил эту короткую фразу: «прощай, и будешь прощен» — написать крупными буквами и у себя в комнате разместить так, чтобы каждый день ее видеть. А святой Ефрем Сирин говорит: «Если не прощаешь, оставь пост и молитву». Оставь — они не нужны, они не принесут никакой пользы. Как же так? Тот самый пост и молитва, с помощью которых бесы изгоняются (Мф. 17:21), — а Ефрем Сирин говорит: оставь пост и молитву, они будут впустую, ничего не получится. Хоть лоб разбей, молись хоть сутками, - Царствие Небесное будет для тебя затворено.
     Когда святые отцы говорят о прощении, они говорят о состоянии нашей души. Мы не должны держать зла на человека. Даже если он вступает в схватку с нами, мы должны молиться за него и простить его, свидетельствуя пред Богом: Господи, я не виновен пред ним и я прощаю его. Я предаю его в Твои руки ― вот слово христианина. Не мы вершим суд в наших межличностных отношениях - мы должны предать Божественному суду того, кто нас несправедливо обижает, а сами оставаться свободными от злобы, зависти, гнева, желания отомстить. Вот тогда и прощаются наши грехи - чем более страшного человека мы простили, который сильно нас обидел, тем больше прощается грехов. В этом величайшая логика Божественной жизни.

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version