Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

22.08.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 10-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 25 августа

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 10-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 25 августа 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-desyataya-po-pyatidesyatnice.php


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 10-я по Троице;
     - святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года: неделя десятая по Пятидесятнице;
     - митрополит Антоний Сурожский: проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока;
     - святитель Николай Сербский. Беседы. Неделя десятая по Пятидесятнице. Евангелие о бессилии неверия и силе веры;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Паисий Святогорец, блаженный Иероним Стридонский, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих Евангелия от Матфея (17:14-23) : исцеление бесноватого отрока.

 


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - когда же Спаситель говорит: «доколе буду с вами», показывает опять, что для Него смерть вожделенна и переселение отсюда составляет предмет желания, и что Ему не распинаться тяжело, а жить с ними;

     - мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу;

     - каждый безумный изменяется, по Писанию, как луна, являясь то великим в добродетели, то малым и ничтожным. Итак, он делается лунатиком и бросается то в огонь гнева и страсти, то в воду - в волны многочисленных житейских забот, в которых обитает левиафан - дьявол, то есть царь над водами;

     - диавол злохудожен, и будучи не в состоянии иным способом довести до обоготворения тварей, или принудить людей к деланию идолов, наблюдает новомесячие луны, и когда бывает ей пятый день, делает, что страждущий падучею болезнию вопит, точит пену, кидается в огонь или в воду, чтобы родители больного, или братья, или родные, принуждены тем были поклониться луне, в той мысли, что луна послала юноше беса. Посему, эллины и называют ее царицею небесною, тогда как она рабыня ночи, и служительница, а не владычица и властительница естества человеческого;

     - в переносном значении под лунатиком должно разуметь такого, который по временам изменяется в отношении к порокам и не стоит твердо в начатом, но то усиливается, то ослабевает: то бросается в тот огонь, которым пылают сердца ведущих распутную жизнь, то в воды, которые не в силах угасить любви;

     - злой дух целится своими стрелами сразу в трех направлениях: в человека, во все творение Божие и в Самого Бога. Чем новолуние виновато в болезни человеческой? Если оно вызывает беснование и немоту у одного человека, почему тогда не вызывает их у всех людей? Зло не в луне, но в злом лукавом духе, прячущемся и обманывающем человека: он обвиняет луну, дабы человек не обвинил его;

     - по сути все, сотворенное Богом, хорошо; и все творение Божие служит человеку для пользы, а не для погибели. Если и есть что-нибудь, мешающее удобству человеческого тела, то в таком случае оно служит душе человека, подбадривая и обогащая его дух;

     - многие люди по неведению всякое страдание называют злом. На самом деле страдание не есть зло, но одни страдания являются следствием зла, другие же – лекарством от зла. Безумие и беснование представляют собою следствие зла, а само зло – злой дух, действующий в безумном или бесноватом человеке;

     - диавол – зло, а путь к диаволу – грех. Вне диавола и греха вообще не существует никакого зла;

     - в страданиях и муках сего отрока была повинна не луна, а сам злой дух. Если бы Бог по человеколюбию Своему не сдерживал злых духов и не защищал от них людей, непосредственно Сам или чрез Своих ангелов, злые духи за кратчайшее время уничтожили бы весь род человеческий и душевно, и телесно, как саранча уничтожает посев на ниве;

     - мудры убо и достойны похвалы суть те христиане, которые, когда приключится им болезнь, немедленно призывают не токмо врача, да подаст им врачебные составы, но и священника, да принесет о здравии их прошения и молитвы;

     - отец беснуемаго пришел к Иисусу Христу с весьма малою верою, и более искушая, нежели веруя; ибо сказал Иисусу: "аще что можеши, помози нам" (Мк. 9:22). Если что можешь! Несчастный! Значит, он должен был совсем немного слышать о силе Христовой, раз так говорит Всемогущему. Его слабую веру еще больше ослабило бессилие апостолов, не сумевших ему помочь, а также, скорее всего, и злобная клевета книжников на Христа и Его учеников. Если что можешь": тут проглядывает только бледный луч веры, готовый вот-вот совсем угаснуть;

     - всеобщее обличение есть легчайшее и сноснейшее пред частным и личным. Ибо не сказал: о неверный и развращенный! но: о роде неверный и развращенный! относя обличение к тамо сущему народу, или ко всему Иудейскому роду;

     - как Господь внимателен и осторожен в выражениях. Он не обличает никого лично и поименно, но говорит в целом. Он хочет не судить людей, но пробудить их;

     - неверие есть следствиеразвращенность – причинаневерие – дружба с диаволом, а грех, или развращенность – путь, которым доходят до такой дружбыРазвращенность – отпадение от Бога, а неверие – тьма, слабость и ужас, в которые впадает отпавший от Бога человек;

     - если бы теперешние люди только обуздали и укротили свой язык и перестали словом наносить друг другу личные оскорбления, половина всякого зла в мире исчезла бы и половина злых духов была бы изгнана из среды людей;

     - человек без Божией помощи не может стяжать даже веры. Своими силами человек может стяжать только маловерие, то есть веру и в добро, и во зло, или, иначе говоря, СОМНЕНИЕ И В ДОБРЕ, И ВО ЗЛЕ. Но от маловерия до истинной веры – долгий путь. И путь сей человек не может пройти, если его не поддержит десница Божия;

     - пост - это свобода – от всего того, что нас порабощает;

     - пост - всестороннее воздержаниемолитва - всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное;

     - пост усиливает и продлевает молитвумолитва и пост укрепляют верувера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным;

     - бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост - и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост;

     - духу естественно повелевать вещественною природою: он бесконечно выше, благороднее и могущественнее ее, по крайней мере таким он создан и таким быть должен. Только по грехам нашим вещественная природа вышла из-под нашего подчинения, не слушает нас, иногда даже враждует против нас;

     - тот, кто просто верует, передвигает посредством делания гору своей порочности;

     - имеющий веру с горчичное зерно может словом передвинуть гору, то есть изгнать прочь власть диавола, довлеющую над нами, сдвинув ее с основания;

     - можно иметь веру не только с «горчичное зерно», но и с килограмм горчицы, но если нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдет человеку на пользу. Если есть гордость, то вера не действует;

     - разве есть гора более высокая, скала более тяжкая, бремя и груз более страшные для души человеческой, чем мирские попечения, мирские страхи, мирские связи и оковы? Кто смог эту гору сдвинуть и ввергнуть в море, воистину сдвинул с места самую большую и самую тяжелую гору на земле;

     - необходима сильная борьба для того, чтобы приобрести чрез богоугодность такое дерзновение к Богу, чтобы твердо веровать, что Он подаст все просимое;

     - кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра;

     - мы после каких бы то ни было великих своих дел не ожидали награды от людей, но были готовы к самым тяжелым и сильным ударам и унижениям, даже и со стороны тех, которым мы больше всего принесли пользы. После всех триумфов в мире мы должны быть готовы пойти на страдания. Бог знает, зачем нам это посылает. Он знает, что все это – нам во благо. Во-первых, дабы мы научились искать сокровищ вечных и непреходящих, вместо того чтобы до самой смерти обольщаться ложным и преходящим блеском века сего; а во-вторых, дабы мы не получили всю награду за все свои благие дела и труды еще в этой жизни, от людей и мира; ибо тогда в мире ином нам больше нечего будет ни ожидать, ни принимать. Словом, дабы у врат Царства Небесного мы не услышали: «Пойдите прочь, вы уже получили плату свою!» И дабы не случилось этого с нами, и дабы мы не погибли навсегда при неизбежной гибели мира сего, от коего мы принимали славу, хвалу и почести, Господь наш Иисус Христос, учит нас, чтобы мы после величайшей славы, хвалы и почестей мирских готовы были принять крест.

 


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - если неверие, скажешь ты, было причиною того, что злой дух не выходил, то за что же Христос обвиняет учеников?
     - что символизируют огонь и вода, в которые бросался бесноватый отрок?
     - почему диавол выбрал именно новолуние для усиления приступов бесноватого?
     - к кому обращается Иисус со словами: "о, род неверный и развращенный"?
     - что символизирует горчичное зерно?
     - если нужна вера, для чего же еще нужен пост?
     - почему же тогда Сам Господь не передвигал горы?
     - зачем Господь после сего чуда, как и после некоторых других чудес, говорит ученикам о Своих страданиях?

 


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - О поклонении Богу;
     - Холодность и как бы мертвенность в вере;
     - В страданиях должно просить и молиться;
     - Что должен делать человек со своей стороны, чтобы через покаяние изгнать грех?
     - Причина неверия заключается в развращении сердца;
     - При каких условиях негодование может быть позволительно и безгрешно?

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - О достоинстве человека не следует судить по его внешней участи;
     - Покой благочестивого человека при внешних бурях;
     - Ненависть людей может быть для нас благодетельна;
     - Христианские побуждения к труду;
     - Пастырь церкви есть отец для своих пасомых;
     - Каким добродетелям апостола Павла мы должны преимущественно подражать?

Образцы церковной проповеди:
     - Слово в Неделю 10-ю по Троице;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 10-ю Неделю по Троице.

 


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю десятую по Пятидесятнице (2011 г.), в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Беснование - не обязательно буйство. Беснование - это господство диавола над человеком. И сегодня существует множество бесноватых - это люди, которые одержимы дьяволом; некоторых из них даже показывают по телевидению. В глазах таких людей видна и диавольская злоба и бездна, разверзающийся ад.
     А что же происходит с теми, кем овладевает диавол? Большинство из них не рвут цепей, не брызжут слюной, не бросаются на ближних своих. Но с какой же легкостью они отдают душу свою диаволу, подвергаясь интеллектуальным соблазнам - даже не столько интеллектуальным, сколько неким мыслям, образам, моделям поведения, которые с навязчивостью предлагаются сегодня современному человеку - не говоря уже о полном порабощении чувственного начала!
     Этим людям кажется, что они герои, что они сильные - ведь у них может быть власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и прихоти, чувствуя свою автономию от всех, в том числе от Бога, свое «могущество», не сознавая при этом, что они являются жалкими рабами, марионетками диавола. Дернет диавол за одну ниточку - он поднимает ногуза другую - рукуза третью - вздергивает голову; и так человек возбуждает плоть свою, теряя всякую свободу и всякую возможность управлять самим собой.
     Что же делать, как мир спасти? И Господь говорит нам: молитвой и постом. Мы должны поститься и молиться за тех, кто не молится и не постится, - за наших родных, близких, за наших друзей, за наших знакомых, за наших коллег по работе, за тех, кто во власти, кто в силе, за тех людей, которые оказывают влияние на общество. Мы должны понять, что молитва наша - это не только молитва за себя и за своих родных, это молитва за мир.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 25 августа 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version