Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

09.08.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 8-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 11 августа

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 8-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 11 августа 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-vosjmaya-po-pyatidesyatnice.php


В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, что уж точно касается каждого человекао хлебе насущном. Очень важно понять, что Спаситель избегает постоянного чудотворения (хотя, естественно, может все, о чем даже не может помыслить человек) и творит чудеса, когда они целесообразны, нужны и уместны.
            Святые Отцы обращают наше внимание даже на отдельные слова Евангелия, которые употреблены не случайно, а несут в себе те зерна истины, без которых невозможно воспринять всю полноту Слова Божьего.


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 8-я по Троице;
     - святитель Николай Сербский. Беседы. Неделя восьмая по Пятидесятнице. Евангелие об Умножившем хлебы в пустом месте;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Феофан Затворник, Николай Сербский, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих Евангелия от Матфея (14:14-22) о чудесном насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - чтобы даровать собранность рассеянному уму человеческому, целость – разделенному сердцу человеческому, единство – разлаженным силам человеческим, Господь наш Иисус Христос с начала до конца указывал человечеству одну – и только одну – цель: Царство Божие. Косоглазый, смотря в обе стороны, не видит ни одной! Ах, как бесцельна жизнь ума, ставящего пред собою многие цели! Как бесчувственно разделенное сердце! Как бессильна расточенная сила воли!

     - только бесы и грешники требовали от Христа бесцельных, ненужных и лишних чудес;

     - уединение и безмолвие очищают, смиряют, проясняют и укрепляют человека;

     - многие необоснованно спрашивают: «Что монаху делать в пустыне? Не лучше ли ему находится среди людей, служа им?» Но как будет светить незажженная свеча? В пустыню, в уединение монах несет свою душу, словно незажженную свечу, чтобы возжечь ее постом, молитвенными размышлениями и трудом. И если удастся ему возжечь ее, то свет будет виден всем людям, и люди пойдут к нему и найдут его, даже если он будет укрываться в песках, в непроходимых горах или неприступных пещерах. Нет, не бесполезен монах, напротив, он может быть полезен народу больше всех других людей;

     - в данном случае Спаситель не требует от следующих за Ним веры; они доказали ее тем, что следовали пешком, без никакой пищи, в пустынное место;

     - в евангельских речах с буквой всегда соединен дух: Господь видит, что толпы, хотя имели желание пойти, но не имели силы дойти до конца - и поэтому Он умилосердился над ними и исцелил недужных между ними, чтобы за полной верой непосредственно следовала и награда;

     - ежели Человеколюбец безе всякого ходатайства, ради единой веры и ревности народа, умилосердясь, исцелил больных между ним: то кольми паче умилосердится над нами, если мы, будучи немощными, с верою и благоговением простирая руки, будем просить Его, да исцелит немощи наши;

     - Господь до позднего вечера учил народ. Это должно было продолжаться много часов. А за такое время вы можете прочитать все Евангелие. Значит, в одном сем случае Господь поведал из Своего Божественного учения столько, сколько составило бы целое Евангелие. Не прав ли в таком случае евангелист Иоанн, говорящий, что если бы записать все, что сотворил и сказал Иисус, то и самому миру не вместить написанных книг?

     - когда апостолы сказали, что люди хотят есть, Спаситель не сказал: "Я напитаю их", потому что это показалось бы надменным, но повелевает ученикам дать им есть, чтобы только после того, как сами они засвидетельствуют недостаток пищи, по необходимости совершить Свое;

     - Бог и прежде прошения нашего видит нужду нашу и, яко милосердый Отец, печется о уврачевании оной. Из сего же оживотворяется в сердцах наших к Богу надежда, и утверждается и превозрастает;

     - где недоумение и немощь естества, там действует сила и исполнение благодати;

     - Господь сказал ученикам: "не нужно им идти, вы дайте им есть"Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: "не нужно им идти, вы дайте им есть" - и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: "распни";

     - Иисус попросил имеющиеся рыбы и хлеб принести Ему, чтобы Своими руками осязать брашна, которые имели раздаваться алчущим, для того, чтобы ты познал, какое внимание и какая попечительность требуется при подаянии милостыни. Сим поступком глаголет тебе Господь: смотри и касайся пищи, или одеяния, или чего иного, что подаешь бедному; ибо если не будешь видеть и не прикоснешься, но положишься на раба твоего, или на другого кого: тот, если случится быть худых нравов, подаст бедному или мало, или напрасно и бесполезно;

     - Господь предвидел, что люди захотят есть с самого начала, но позднее намеренно не хотел говорить о том, ожидая, чтобы вспомнили сами апостолы. Сие было по двум причинам: во-первых, чтобы укрепить в них сострадательность и милосердие, а во-вторых, чтобы сделалось явным их бессилие без Него;

     - хлебы были ячменные, что также не случайно. Из сего мы должны научиться, как говорит премудрый Златоуст, что следует довольствоваться простою пищей, а не выбирать лучшее, ибо, по его словам, «сластолюбие есть мать всех болезней и страстей»;

     - чудесное умножение совершалось сначала в собственных руках Спасителя, потом в руках апостолов и, наконец, в руках ядущих;

     - научаемся тому, что если и немногое имеем, мы должны употреблять его на гостеприимство, ибо и апостолы, имея немногое, отдали народу. Но как это немногое умножилось, так умножится и твое немногое;

     - Спаситель в делах менее важных взирает на небо, а в важнейших все творит со властью, из чего ты должен заключить, что и в менее важных делах Он поступает так не по нужде в содействии, но воздавая честь Рождшему Его;

     - доселе Иисус творил чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар;

     - для того Спаситель и ведет людей в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения;

     - Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было;

     - Иисус раздавал пищу чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том;

     - трудящийся достоин пропитания, и служащий алтарю должен питаться от алтаря;

     - остатки чудесной трапезы далеко превосходили первоначальный запас; в этом мы видим образ той любви, которая, любя, не истощается, а напротив, изливаясь на других, еще богатеет, умножается; чем более будешь благотворить, тем более будут умножаться средства твои к благотворению;

     - дивное умножение хлебов было и наглядным изображением Таинства Причащения, в котором Агнец Божий, Иисус Христос, под видом хлеба и вина, раздробляется, но не разделяется и, всегда ядомый, никогда не иждивается и освящает причащающихся;

     - научимся же и мы быть с Иисусом, но не для чувственных даров, чтобы не заслужить упрека подобно иудеям. Иудеи не за то были порицаемы, что искали Его для хлебов, но за то, что главным образом и только из-за этого искали Его;

     - Златоуст: "Со временем наши юноши без всякого стыда будут употреблять женскую обувь. И, что всего несноснее, отцы, смотря на это, не негодуют, а считают это ничего незначащим. Хотите ли, скажу нечто и того еще несноснее? То именно, что делается это тогда, как у нас много бедных. Хотите ли, представлю вам Христа, томимого голодом, нагого, преследуемого, связанного? Скольких молний достойны вы, которые не хотите обратить внимания на Христа, не имеющего нужной пищи, и между тем с такою заботливостью украшаете кожи! Христос, когда давал наставления ученикам Своим, не позволил им даже иметь сапогов, а мы не только не умеем ходить босыми ногами, но и обуваться, как должно. Что же может быть беспорядочнее, смешнее этого? Все это показывает человека изнеженного, грубого, жестокого и суетного. Достанет ли досуга заняться чем-либо нужным тому, кто тратит время на такие излишества? Достанет ли досуга такому юноше позаботиться о душе, или даже подумать, что есть у него душа? Сапоги сделаны для того, чтобы попирать ими грязь, навоз и всякую нечистоту на полу. Вы смеетесь, слушая это; а мне приходится плакать, видя безумие таких людей и их заботливость о сапогах. Знаю, правда, что многие юноши не обратят и внимания на слова мои, потому что упились уже страстью. Однакож из-за этого не должно молчать. Если у отцов есть ум и они еще в силе, то они могут и по неволе обратить их к должной благопристойности. Все же это говорим не для одних только юношей, но и для жен и девиц. И они ведь подлежат тем же упрекам и тем более, что девице особенно нужна скромность. Итак, все сказанное юношам, приложите и к себе, чтобы нам опять не повторять того же.";

     - и мы, по примеру Спасителя, должны пред каждою трапезой, какою бы скромной она ни была, воздавать за нее Богу благодарение и хвалу и благословлять дар Его.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему некоторые люди так бесцельно двигаются и предаются таким бесцельным занятиям?
     - почему некоторые люди загружают себя ненужными попечениями и едва ползают под бременем лишних вещей?
     - почему Господь наш Иисус Христос не сделал камни хлебами, когда диавол предлагал Ему это, однако позднее, когда собравшийся вокруг него народ был голоден, в мгновение ока из малого количества хлеба сотворил огромное, так что после трапезы осталось больше, чем было в начале?
     - почему Господь не передвигал горы с места на место и не ввергал их в море? Без сомнения, Он мог это сделать – почему же не делал?
     - почему Господь не делал землю золотом и воронов – голубями? Раз Он мог сделать воду вином, без сомнения, Он мог и это;
     - что символизируют: пять хлебов, две рыбы, мальчик, у которого они были (по Евангелию от Иоанна)?
     - Господь наш Иисус Христос Сам, Своими руками, преломил хлебы. Для чего? Почему Он не повелел преломить их ученикам?
     - почему Иисус повелевает Своим ученикам одним войти в лодку и отправиться на другую сторону прежде Его?


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - С какими чувствами должны мы возлагать наши земные нужды на Бога?
     - О застольной молитве;
     - О пище и жизни;
     - Обязательность соблюдения бережливости;
     - Истинно добрых христиан совсем немного;
     - О неумеренности в пище и питье;
     - О вере из-за хлеба;
     - Попечение благости Божьей о наших земных нуждах;
     - Как нужно принимать материальные дары Божьей доброты;
     - Хлеб насущный следует принимать с благодарением;
     - Как малое может быть достаточно для многих.

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Против чего главным образом вооружаются современные лжеучители?
     - О знамении Святым Крестом;
     - «Умоляю вас, братия, чтобы не было между вами разделений»;
     - Нет греха более общего и более несправедливого, как ссора и вражда;
     - Для кого слово о кресте — юродство и для кого — Божья сила и Божья премудрость?
      Евангелие Христово не имеет нужды бояться за свою устарелость, при всех успехах человеческого образования.

Образцы церковной проповеди:
     - Слово в Неделю 8-ю по Троице;
     - Чудесное насыщение народа;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 8-ю Неделю по Троице.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 11 августа 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version