Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

02.08.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 7-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 4 августа

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 7-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 4 августа 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-sedmaya-po-pyatidesyatnice-podgotovka-k-liturgii.php


     Сегодняшнее Евангельское чтение связано с пониманием такого важнейшего понятия, как Вера.
     Верить означает не что иное, как отворить дверь души и позволить Богу войти. «Боже, очисти меня от меня и Сам вселись в меня – словами этими выражается практическая сущность веры. И сегодняшнее Евангельское чтение описывает одно из многих чудес, кои происходят тогда, когда человек верою отворяет себя и впускает в себя Бога.


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - Троицкий листок игумена Пантелеимона (издавались в XIX столетии Троице-Сергиевой Лаврой): Исцеление двух слепцов и немого бесноватого;
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 7-я по Троице;
     - архимандрит Кирилл (Павлов): Слово в В Неделю 7-ю по Пятидесятнице. Об исцелении двух слепых и немого бесноватого (1964 г.);
     - святитель Николай Сербский. Беседы. Неделя седьмая по Пятидесятнице. Евангелие об исцеленных и неисцелимых слепцах;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Феофан Затворник, Николай Сербский, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих Евангелия от Матфея (9:27-35).


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

     - о двух чудесах, о которых рассказывается в ст. 27–31 и 32–34, сообщает один только Матфей;

     - двое слепцов символически изображают собою два народа: иудеев и язычников;

     - чем больше скрывают любое дело благое, тем более явным оно становится;

     - открытое исповедание веры утверждает веру и исповедающих, и слушающих;

     - слепцы, отвечая на вопрос Спасителя, более не называют его Сыном Давидовым – это кажется им недостаточным и не вполне точным – но прямо Господом. В сем и заключается их исповедание веры: Иисус Христос есть Господь, Богочеловек и Спаситель. И этого довольно;

     - Спаситель не сразу исполняет просьбу слепцов, чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления, и чтобы не сказали, что если Он исцелял по одному милосердию, то надлежало бы всем исцелиться;

     - без веры никакия не дается благодати человекам, ибо предшествует вера познанию;

     - Спаситель не сказал: "да отверзутся очи ваши"но говорит: "по вере ваю буди вама". То же самое Он говорит и многим другим из приходящих к нему, чтобы прежде исцеления телесных недугов обнаружить сердечную их веру, а чрез то и исцеленных сделать более опытными, и в других возбудить большую ревность к добру;

     - Господь требует соработничества людей в Своем деле творения;

     - Спаситель мог бы единым словом исцелить всех больных на земле. Но что бы при том произошло? Он сравнял бы человека с прочими бессловесными тварями, не имеющими ни свободной воли, ни возможности ее свободного изъявления, ни высшего предопределения. Он низвел бы человека до уровня солнца, луны и звезд, которые не могут не светить – так им приказано; и до уровня воды в ручьях и реках, которая не может не течь – так приказано; и до уровня камня, который не может не покоиться или не падать – как ему прикажут;

     - человек есть существо словесное и разумное, и ему нужно делать то, что бессловесная тварь не может не делать, то есть полностью предать себя Богу и исполнять заповеди Божии;

     - человек должен выбирать, и выбирать не между двумя благами, но между добром и злом. Выберет он добро – будет другом Божиим и сыном в Царстве непоколебимом и будет более блажен, чем вся природа; выберет зло – будет отвержен от лица Божия, и будет ему хуже, чем бессловесным тварям. Такова уж воля Творца – чтобы человек во время этой жизни свободно определился в выборе добра или зла;

     - тем же, кто безвозвратно катится в пропасть, хуля Спасителя и слова спасения, не помогли бы ни все слова, ни все дела Господа нашего Иисуса Христа, сказанные и совершенные за все время Его земной жизни;

     - чаще всего Христос поначалу врачевал душевные муки, а только потом – телесные изъяны;

     - Моисей, Илия, Елисей творили различные чудеса, но каким образом? С помощью своей веры, поста и молитвы, с одной стороны, и Божией благодати, с другой. Сам Бог Живый свершал чрез них великие дела. Но Христос все свершает Своею властью и силой. Между Ним и древними чудотворцами такое же различие, как между солнцем и луною: луна светит светом, который принимает от солнца, солнце же – своим собственным;

     - в духовном смысле исцеление немого бесноватого значит, что как слепые получают свет, так и немому развязывается язык, чтобы он исповедал Того, Которого прежде отрицал;

     - все, что говорит язык завистника, безумно, смешно и глупо;

     - кто перестает благодетельствовать потому, что его злословят, тот показывает, что он благотворил не ради Бога, но ради похвалы от людей;

     - дело Христово было тройственным: Он учил, проповедовал, благовествуя о Царствии, и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях. Учил – означает, толковал дух творения и ветхозаветного закона. Проповедовал – означает, полагал основание новому творению – Царствию Божию, Церкви святых. Исцелял – означает, делами подтверждал Свое учение и Свою проповедь;

     - демон поступает совершенно наоборот: он порождает болезни и отлучает от Бога;

     - кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит хоть и близ есть;

     - слепцы разгласили их исцеление не в силу ослушания, но из благодарности. Если иногда Господь говорит: иди и проповедуй славу Божию, то здесь нет противоречия. Ибо Он хочет, чтоб о Нем ничего не говорили, проповедовали же только славу Божию;

     - Христос научает нас не только ничего не говорить о себе, но удерживать и тех, которые захотят хвалить нас; но если слава воздается Богу, то мы должны не только не препятствовать, но даже побуждать к тому;

     - вера приносит пользу, если кто живет по совести и очищает себя, путем исповеди и покаяния, и заветы, сделанные им с Богом при божественном Крещении, проводит в дело; если же ослушается совести и отвергнет заветы, вера такого человека становится неверием;

     - невозможно спастись тому, кто не желает креститьсяхотя бы он и утверждал, что якобы верует, а также и тому, кто не веруетхотя бы он и был крещен.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - для чего Христос заставляет идти слепых за собою и просить о помиловании?
     - почему слепцы называют Христа Сыном Давидовым?
     - пока слепые следовали за Христом и кричали, Он не оборачивался и не отвечал им. Для чего?
     - почему Иисус запретил им разглашать это чудо исцеления?


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Слепота нравственная или духовная;
     - Об освящении наших главнейших чувственных органов;
     - Язык человеческий имеет великую силу;
     - Страсть делает человека слепым;
     - О зависти;
     - Единое, в чем мир всегда постоянен!
     - Нужно делать добро не для своей славы, а для Божьей;
     - Как опасно ожесточаться против евангельских истин (ст.34).

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Сильные должны носить немощи немощных;
     - Как много выигрывает наша надежда, если мы основываем ее на научении и обетованиях Священного писания?
     - Высокая цель христианского общества — прославлять Бога своими делами и жизнью;
     - Ненависть и вражда непристойны христианам;
     - Как многое обязывает нас иметь терпение к немощным братьям нашим?
     - Апостол приписывает Священным Писаниям утешительную силу;
     - Христианское благочестивое чувство есть союз согласия между людьми;
     - Как мы все вместе можем составлять во Христе едино сердце и единые уста?

Образцы церковной проповеди:
     - Слово в Неделю 7-ю по Троице;
     - Чудеса Христа по отношению к законам природы и жизни;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 7-ю Неделю по Троице.


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 22 июля 2012 года, в неделю 7-ю по Пятидесятнице по окончании литургии в храме Преображения Господня в московском районе Тушино, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Господь особым образом исцеляет этого немого человека. Ему бы, наверное, достаточно было сказать: «Исцеляю тебя, иди, говори!», и тот бы пошел и заговорил! Но то было бы исправление следствия, а причина осталась бы в этом человеке, ибо причина его физической немощи была духовная, он был во власти темной силы. И можно себе представить, что было бы, если бы Спаситель просто исцелил его от немоты. Имея внутри себя эту темную силу, что стал бы говорить этот человек, какие бы страшные слова он произносил, сколько бы зла он принес своим языком! Сколько бы человеческих судеб, возможно, было бы заражено той бациллой зла, которую он в себе носил, сколько бы людей было бы совращено с пути истинного!
     Наиболее распространенная ошибка не только медицины, но и человеческих отношений — это воздействие на следствие, на то, что видимо, осязаемо, а в медицине — на то, что указывают анализы или приборы. Но, чаще всего, не искореняя причины, невозможно по-настоящему вылечить человека. Наше нравственное чувство обостряется и возмущается, когда мы слышим слова обольстителей, растлителей, пропагандирующих раскрепощение человеческих страстей, особенно когда все это наполняет информационное пространство современного общества. Иногда люди говорят: «Это нужно запретить, это нужно изъять, это нужно закрыть»,— опять-таки, обращаясь к следствию, а не к причине. Можно многажды запрещать и закрывать, но от этого не изменится картина духовной жизни, потому что нужно исцелять души человеческие, многие из которых по неведению оказались легкой добычей темной вражеской силы.
     И поэтому рассказ об исцелении бесноватого немого человека в каком-то смысле символически имеет отношение к каждому из нас. Мы должны внутренним своим взором, не теряя духовной бдительности, прозревать движения нашей души, нашего сердца. Мы должны оценивать наши помыслы, мы должны контролировать нашу внутреннюю жизнь, чтобы не проникло в эту жизнь, в нашу святая святых, злое начало, которое способно приводить нас к самым отвратительным, ужасным и греховным деяниям, от которого страдаем мы и ближние наши.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 4 августа 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-sedmaya-po-pyatidesyatnice-podgotovka-k-liturgii.php

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version