Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

25.07.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 6-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 28 июля

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 6-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 28 июля 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-shestaya-po-pyatidesyatnice.php


     "Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: "Мы ум Христов имеем"Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство."
святитель Феофан Затворник


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 6-я по Троице;
     - святитель Филарет Московский (Дроздов): Слово в неделю шестую по Пятидесятнице (1839 г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Феофан Затворник, Николай Сербский, преподобный Ефрем Сирин, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих Евангелия от Матфея (9:1-8).


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - собственным городом Иисуса евангелист называет здесь Капернаум. Город, в котором Христос родился - Вифлеем; в котором воспитан - Назарет; а в котором имел постоянное пребывание - Капернаум;

     - поскольку же придя в собственное Ему место, Господь не снял с Себя наше (человеческое) естество, то по сей причине Евангелист сей говоря, что Иисус войдя в корабль, перешел, - не прибавил при этом: "вышедши из лодки", Он таким образом переправился в Свой город, но - "войдя в лодку", переправился, и пришел в Свой город вместе с взятой лодкой, я имею ввиду - в нашем теле обитая в сверхнебесных сферах;

     - оставь, говорит, боязнь о грехах, потому что они отпускаются; оставь ужас перед тем, что угрожало тебе, потому что получением возвещенного тебе ты стал Моим сыном, Моим наследником. Вот это самое в действии совершается чрез божественное Крещение, в котором мы возрождаемся духом усыновления, воспринимая оставление прежних согрешений, и, по обетованию, становясь наследниками Божиими, сонаследниками же Христовыми;

     - здесь не говорится: «видя их», но: "видя Иисус веру их", – дабы показать сим: Христос видит и то, что увидеть еще тяжелее, видит в человеке самое сокровенное. И это опять же написано ради нас, дабы мы знали, на что Господь смотрит – и ныне, как и тогда. И еще, дабы мы знали: лишь имея веру, мы можем ожидать помощи Божией в страданиях;

     - лишь крепкая вера не боится насмешек и не опасается провалов – она даже и не думает о насмешках и не сомневается в успехе;

     - Господь мог исцелить больного только по вере принесших его. Но есть признаки того, что и сам больной имел веру. Господь, обращаясь к нему, называет его словом чадо: "дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои". Разве Христос назвал бы чадом неверующего? Разве нераскаянному можно было бы сказать: "прощаются тебе грехи твои"?

     - покаяние есть условие прощения, а покаяние невозможно без стыда и страха Божия и без веры в Бога;

     - исцелять телесные болезни свойственно и святым, но отпускать грехи свойственно одному только Богу. Потому-то и возмутились книжники;

     - Спаситель не тотчас приступает к исцелению тела явившегося пред Ним больного, но от самих врагов ожидает к тому повода, и сперва врачует невидимое, т. е. душу, отпустив грехи, - что самое доставило расслабленному исцеление, а Исцелившему не принесло большой славы;

     - мстя за свои страсти, фарисеи думали, что мстят за богохульство;

     - какое различие между книжниками и любоосуждателями: книжники в мысли только содержали на Христа порицания, а не дерзали произнести, ниже сказать, что Иисус Христос хулил; но злословцы не токмо помышляют в сердце своем, но и уста разверзают и язык движут, явно порицая и неправедно осуждая ближнего своего;

     - присутствующие книжники ничего не произнесли устами своими, но только помыслили в сердцах своих. Не сказано «в умах», но "в сердцах", и это означает, что сия мысль их была соединена с озлоблением и ненавистью;

     - книжники прислушивались ко Христу не как верующие и не как объективные исследователи, но как доносчики и гонители. Если бы они были верующими, то радовались бы слову и делу Христову, как прочий народ, который, видев это, прославил Бога. А если бы они сумели стать объективными исследователями, то уверовали бы во Христа, как уверовал сотник под Крестом на Голгофе. Ибо он, объективно и незаинтересованно смотря на все бывшее и видя, каким страхом, землетрясением и ужасом вся природа отозвалась на смерть Христову, воскликнул: «воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54);

     - Господь наш Иисус Христос видит сердце и помышления в сердце. Как земля не может видеть ока, а око может видеть землю, так и все земные творения, окутанные временем, не могут заглянуть в тайны вечности, Око же вечности может проникнуть на землю и увидеть все, там находящееся;

     - Господь не высмеивает их, не нападает на них, не бранит, как вел бы себя со своими врагами обычный смертный человек, если бы ему удалось возвратить расслабленному здоровье и силы. Воистину, и самый внимательный врач не мог бы обратиться к самым тяжелым из своих больных мягче, чем кроткий и милостивый Господь обращается к Своим безумным гонителям: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших, если можете мыслить благое, и благого ожидать, и благому радоваться?

     - для Господа сказать слово – то же самое, что и сотворить дело. Для обычного смертного языка одинаково легко сказать и: прощаются тебе грехи и: встань и ходи; ибо и то, и другое остается без каких бы то ни было последствий. Но для безгрешного Господа слово есть то же, что и дело;

     - душа не может исцелиться, пока не освободится от своих грехов. Когда грехи прощены, душа становится здоровой; а если душа здорова, то и телу легко выздороветь;

     - так как исцеления души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно, то Спаситель присоединяет к первому и последнее, которое хотя ниже, но очевиднее, чтобы посредством его уверить в высшем - невидимом. Таким образом Спаситель еще прежде самыми делами показал на Себе то, что после сказал о Нем Иоанн: "яко Той вземлет грехи мира" (Ин. 1:19);

     - «встань и ходи» — этого фарисеи и совсем бы не посмели сказать: для них было невозможно ни то, ни другое. Но иное дело — для Христа. Первое Он уже сказал; стало быть это было для Него легко. Но так же ли легко было сказать: «встань и ходи»Inter dicere et facere, говорит Иероним, multa distantia est, — между делом и словом большое расстояние;

     - пока в дереве живет червь, на дереве не может не быть червоточин. Грех является причиной болезней – и душевных, и телесных, и это почти всегда так. Исключения составляют те случаи, когда Бог по Своему благому Промыслу попускает телесные болезни праведникам, что лучше всего видно на примере праведного Иова. Но от сотворения мира действует правило: грех есть причина болезни;

     - "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи". Следует обратить внимание и на слова «на земле»: грехи могут быть прощены, только пока человек находится на земле, в мире сем. Но для ушедшего из мира сего – прощения больше не существует. В мире ином нет прощения для грешников, кои ушли из этой жизни нераскаянными;

     - как для имеющих пораненный язык, предложенный мед представляется горьким, когда же вылечится от повреждения, тогда воспринимается как сладчайший, так и страх Божий, на основании евангельской проповеди зарождающийся во внимающих душах, действительно причиняет скорбь, когда раны грехов еще покрывают душу, когда же эти раны перестают быть, излеченные покаянием, тогда души вместо сего восприемлют евангельскую радость, согласно реченному Спасителем: "И печаль ваша в радость будет" (Ин. 16:20);

     - вот, в чем заключается спасительная печаль о Бозе: винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога;

     - так многие поступают и ныне: выдавая себя за строгих ревнителей славы Божией, они удовлетворяют собственным страстям, тогда как надлежало бы во всем поступать с кротостью. В самом деле, Бог всяческих, Который мог бы поразить молниею хулящих Его, повелевает восходить солнцу, ниспосылает дождь и все блага подает с щедростью. Подражая Ему, и мы должны просить, увещевать и внушать с кротостью, без гнева и ярости. Богохульство не унижает величия Божия, и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе;

     - с кротостью должно избавлять от болезни. Кто из-за страха человеческого сделался лучшим, тот вскоре опять возвратится к прежнему несчастию. Потому Господь не велел исторгать и плевел, чтобы дать время для покаяния. Многие таким образом покаялись к добру, тогда как прежде были нечестивы, как-то: Павел, мытарь и разбойник. Будучи прежде плевелами, они потом соделались зрелою пшеницею. Хотя в семенах такой перемены быть не может, но в воле человеческой она легко и удобно произойти может, поскольку она не связана узами необходимости, но одарена свободою;

     - когда ты увидишь врага истины, исцели его, позаботься о нем, возврати к добродетели, подавай наилучший пример своею жизнью, наставляй неукоризненным словом, покровительствуй и имей попечение, и употребляй все средства к исправлению, подражая наилучшим врачам. Ведь и врачи не всегда одним только способом врачуют болезни; но когда видят, что рана не исцеляется одним лекарством, прилагают другое, а если нужно, третье; иногда рассекают, а иногда обвязывают;

     - народ не понял Божественной силы Христа Спасителя. Он прославил Бога, давшего такую власть человекам. Народ сей не видит и не признает Господа нашего Иисуса Христа как Единородного Сына Божия. Но то, чего не видели и не признавали все тогдашние люди, да узрим и да признаем мы, чрез Церковь получившие благодать видеть и признавать истину. Да научимся же радоваться благу, ибо всякое благо – от Бога.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА

     - какие грехи Иисус отпустил расслабленному?
     - в Писании говорится: «Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих» (3 Цар. 8:39). Видишь ли, что слово «один» опять говорится не в отличие от Сына? В самом деле, если один Отец знает сердца, то как же Сын знает сокровенные мысли души?
     - зачем Спаситель после исцеления расслабленного говорит: "Встань ..... и иди ...."?
     - зачем Спаситель после исцеления расслабленного говорит: "..... возьми твой одр ...."?
     - зачем Спаситель после исцеления расслабленного говорит: "Встань ..... и иди в дом твой"?


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Чему научают нас лица, упоминаемые в дневном Евангелии?
     - Страдания влекут нас от мира и греха к Богу;
     - Грех делает человека несчастным;
     - Голос прошедшего, настоящего и будущего к грешнику;
     - В болезнях телесных нужно прежде всего заботиться об уврачевании души от грехов, посредством искреннего покаяния;
     - О чувствительности;
     - Мысли Божьи и мысли человеческие;
     - Как нужно поступать в постигающих нас телесных болезнях (ст.2);
     - Иисус Христос — Врач наш (ст.2).

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Образец христианина, в совершенстве исполняющего обязанности своего звания;
     - Важные наставления для тех, которые должны терпеть скорби и страдания;
     - Предостережение от лености и беспечности;
     - О многопопечительности, как недостатке многих наших современников;
     - О любезности в обращении с нашими близкими;
     - При каких условиях наша вежливость имеет высшее нравственно-религиозное достоинство?
     - О злобе, скрывающейся под видом вежливости;
     - Как все мы можем воодушевляться в делах нашего призвания?
     - О притворной любви.

     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 6-ю Неделю по Троице.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 28 июля 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-shestaya-po-pyatidesyatnice.php


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version