Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

24.05.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии во 5-ю неделю по Пасхе, о самаряныне, которая состоится 26 мая

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии во 5-ю неделю по Пасхе, о самаряныне, которая состоится 26 мая 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-o-samaryanyne.php


Евангельское зачало, читаемое в этот день, довольно большое: 38 стихов. Несмотря на внешнюю простоту сюжета, оно содержит важные догматические определения христианства: Бог есть Дух; повсеместность богослужений; о замене кровавых иерусалимских жертв на бескровные жертвы, взаимоотношения Отца и Сына и Святаго Духа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал, что "всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых Отцов". Поэтому мы публикуем толкования Святых Отцов и Учителей Церкви на каждый стих зачала: всего 105 толкований от 15 экзегетов, а также дополнительные материалы, которые помогут вам достойно подготовиться к службе.


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - богословский смысл Евангельского повествования о самарянке;
     - синаксарь в неделю пятую по Пасце, самаряныни Праздник (церковнославянский текст (транслитерация) и современный перевод);
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 2. Недели Триоди Цветной. Неделя о Самарянке;
     - проповедь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкий) в Неделю о самаряныне (1958 г.);
     - особенности богослужения в неделю о самаряныне;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Палама, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Николай Сербский, преподобные Максим Исповедник, Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов, Анастасий Синаит, блаженный Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), митрополит Антоний Сурожский, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Иоанна (4:5-42) - о самаряныне.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

    - Евангелист, говоря, что Господь утрудился от пути, показывает нам скромность и умеренность Его, ибо Он для путешествия не употреблял подъяремных животных, но ходил пеший, научая и нас не требовать многого. Показывает вместе и то, что Он совершал путь усиленно, а не беспечно; откуда и мы научаемся совершать дело Божие с усилием и старанием;

     - обрати внимание на точность евангелиста; он не сказал: "час шестой", но: "яко час шестый", научая этим нас не относиться безразлично к самым маловажным обстоятельствам, но наблюдать правдивость во всем, что ни случается. Чтобы, говоря решительно, не ошибиться, он сдержался и сказал предположительно;

     - Спаситель утрудился от пути и жаждал, из чего ясно: тело Его было истинное тело человеческое, а не призрачное, как учили некоторые еретики;

     - как бы Иисус научил нас терпеливому перенесению страданий, если бы Сам их не перенес?

     - Господь не сотворил ни одного чуда ради Себя Самого – чтобы Себя накормить, напоить или одеть. Все Его чудеса были чудесами ради людей;

     - человек имеет право просить у другого человека; и у человека есть обязанность быть предупредительным и милосердным по отношению к другому человеку;

     - "Дай мне пить." Это Творец просит у Своего творения. Слова сии звенят сквозь двадцать веков; ибо слова сии Он сказал не только женщине самарянке, но всем поколениям людей до скончания века: потому, что жаждет нашей доброй воли и любви;

     - Спаситель не требует у женщины воды как Творец у творения, но просит, как просил бы человек у человека. Дабы явить этим Свое смирение. Дабы засвидетельствовать этим истинность Своего человеческого естества, ограниченного и нуждающегося. Наконец, дабы научить нас предупредительности и милосердию;

     - попросив у женщины воду, Иисус знал заранее, что она уверует и будет причиной того, что уверуют многие; поэтому, начав беседу, он совсем оставил воду;

     - богатейший не погнушался просить как нуждающийсядабы Своей нуждой побудить других к просьбам;

     - если наш народ враждует с соседним народом, мы как люди не смеем переносить эту вражду на всякого человека из того народа, но в конкретном случае должны помочь любому нуждающемуся, вне зависимости от того, принадлежит ли он к нашему народу или нет;

     - то, что Господь не сотворил воды для утоления жажды, а обратился к женщине - есть пример мудрого воздержания от чуда там, где чудо не служит общему делу спасения;

     - иногда Спаситель поступает, как человек, доказывая, что Он – человек, а иногда творит чудеса, как Бог, уверяя, что Он – Бог;

     - весь этот мир есть дар Божий человекучеловек же – дар Божий миру;

     - самарянка спокойно беседует с Иисусом Христом об Иакове, и стоит возле Него, желая узнать то, чего искала; а иудеи хотели даже побить Его камнями, когда Он вспомнил об Аврааме. Каким же образом можно было отвергнуть эту женщину, столь усердную, любознательную и желающую извлечь для себя пользу;

     - живая вода, о коей глаголет Господь, есть животворящая Божественная благодать, питающая и поящая душу и таким образом вводящая ее в жизнь вечную уже здесь, на земле;

     - под водою живой Господь подразумевает благодатную и животворящую силу Духа Святаго, кою Он обещал верным;

     - пьющий живую воду от Господа не будет никогда жаждать жаждой неверия;

     - в материальном смысле под даром Божиим следует понимать все, что Бог по милости Своей сотворил и дал человеку в употребление для его пользы. А в духовном смысле под даром Божиим следует понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа. Даровав весь видимый мир сей человеку, Человеколюбивый Господь дарует ему и Себя Самого;

     - природное свойство материальной воды – истощаться, а живой (духовной) – всегда пребывать;

     - женщина эта не была легкомысленна, так как она не просто поверила словам, а только после долгого рассуждения, но не была недоверчива и спорлива, так как найдя, что Иисус Христос больше Иакова, она не осталась при своем предубеждении;

     - если кто спросит, какое назначение коней, ослов, быков и други х животных, то мы скажем, что не другое назначение, как только - служить нам в настоящей жизни. А о нас нельзя этого сказать; для нас есть лучшее состояние, после отшествия отсюда; и нам все надобно делать так, чтобы там просиять, ликовать с ангелами, предстоять Царю, - всегда, в бесконечные веки. Для того и душа наша создана бессмертною, да и тело будет бессмертно, чтобы мы наслаждались бесконечными благами;

     - если ты пригвождаешь себя к земле, тогда как тебе предложены блага небесные, то подумай, какое в этом оскорбление для Дарующего их. Он предлагает тебе горняя, а ты, не слишком этим дорожа, предпочитаешь землю. Поэтому, как оскорбленный, Он угрожает геенною, чтобы ты из этого познал, каких благ лишаешь сам себя;

     - святые не только сохраняют до конца, что получают от Бога, но чрез благодать они принимают семена и начатки добра, а сами приумножают их и возращают;

     - рыболовы (как они поступают, слушай внимательно) бросают крючок в море, и когда заметят, что рыба взяла, не тотчас вытаскивают ее, но понемногу спускают ей, чтобы без помехи она проглотила приманку как следует, и когда почувствуют, что крючок проник в самые внутренности ее, тогда быстро без всякого колебания вытаскивают рыбу. Так и Христос поступил с женщиной. Не открыл ей с самого начала красоту Божества и не дал ей обещаний великих благ, ни возвестил о Себе, как Творце Иакова, но постепенно подготовляет ее душу к восприятию истины;

     - свет Отец, свет Сын, свет Дух Святой; трие сии един Свет, которого ни один человек не мог никогда увидеть прежде очищения и не мог получить прежде узрения. Ибо прежде надлежит увидеть его, и потом многими подвигами стяжать, так как многие видали, но не стяжали, подобно тем, которые удостаиваются увидеть великое и безмерное богатство в царских сокровищехранительницах, и потом отходят ни с чем, как и прежде были. Если же вознерадят и не захотят вдать себя в большие труды по причине животолюбия и покоелюбия своего, то бывают недостойны такого дара и не входят в живот вечный (не восприемлют начатков его) теперь, пока еще в теле находятся; не вошедши же теперь – явно, не сподобятся сего и по смерти, в другой жизни;

     - дабы научить женщину мыслить духовно, а не плотски, Господь находит мудрым не творить пред нею чудес, но явить Себя как Тайновидец и Пророк, что производит столь же великое действие, как и чудотворение. Господь знает, что у нее нет мужа, но желает услышать ее ответ, Своим всеведением и провидением предуготовляя для нее удивительную неожиданность;

     - душа есть церковь, а Глава церкви - Господь наш Иисус Христос, иными словами: муж души христианской - Сам Господь;

     - разговор Господа и самарянки - это разговор Бога, Который пребывает верен, и души, которая не верна;

     - если ты разочаровалась в своих телесных чувствах, в чувственных наслаждениях, ты, действительно, презрела свои чувства и развелась с ними, так что они стали подобны пяти умершим мужьям (пять мужей - пять чувств); и все-таки ты осталась в постыдном сожительстве с шестым незаконным мужем, наследником пяти предыдущих: сие есть твой чувственный разум; сие - вся та ложь и мерзость, которую в тебе, как в мусорной яме, в течение долгого времени нагромождали твои чувства;

     - самарянка обозначала собой человеческую природу, получившую пять законов, как бы мужей; именно – закон, данный Адаму в раю, и опять данный ему же вне рая, закон, данный Ною во время потопа, данный Аврааму относительно обрезания и опять данный ему же о принесении в жертву Исаака; но все они прошли и как бы умерли: тогда она имела закон Моисеев;

     - вопрос о муже твоем, душа, - важнейший для тебя, важнейший и самый судьбоносный. С кем ты венчана, того ты и жена. Если ты венчана с миромс миром ты и погибнешь. Если ты венчана со грехомсо грехом ты и умрешь. Если ты венчана с диаволомс диаволом ты и будешь пребывать в вечности. В любом из этих случаев ты деннонощно пьешь воду, которая лишь усиливает жажду;

     - самарянка представляет естество или душу каждого человека, без пророческой харизмы сожительствующих, словно с мужьями, со всеми дарованными естеству законами; из них пять суть уже умершие, а шестой, хотя и живой, не был мужем естества или души, поскольку он не рождает от нее праведность, являющуюся залогом полного спасения;

     - жена, имевшая пять мужей и притом самарянка, показывает такое тщание относительно догматов, и ни время дня, ни то, что она пришла за другим делом, и ничто иное не отвлекает ее от желания познать их: мы же не только не спрашиваем о догматах, но во всем поступаем без внимания и как случится. Поэтому и все у нас в пренебрежении...Кто из вас, скажите мне, находясь дома, берет в руки христианскую книгу, вникает в ее содержание и испытывает Писание? Никто не может этого сказать о себе. Шашки и игральные кости можно найти у весьма многих, а книги ни у кого, или у немногих, да и те занимаются ими не более таких, которые вовсе их не имеют, связывая и навсегда отлагая их в шкафы; вся забота у них только о тонкости кожи (на которой писаны книги), о красоте письма, а не о чтении;

     - о троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом. Преступившие предел второбрачия уже не достойны нарицатися именами мужа или жены. Впрочем не должно совсем заграждати для них вход в церковь, но удостоивать их слушания писаний два или три года, а посем допускати до стояния, но удерживати от приобщения святыни, и тако, показывающих некий плод покаяния, возстановляти на место общения (Правила Святых Отцов Православной Церкви);

     - если диавол не дерзает проникнуть в том доме, где есть Евангелие, тем более души, усвоившей себе мысли Писания, не коснется и не нападет ни бес, ни грех. Итак, освяти твою душу, освяти и тело, имея всегда Св. Писание и на устах и в сердце. Если срамословие оскверняет нас и вызывает бесов, то очевидно, что духовное чтение освящает и привлекает благодать Духа;

     - что приятнее, скажи мне, что удивительнее: видеть ли, как человек борется с человеком, или — как человек сражается с диаволом, как плотское существо состязается с безплотной силой и одолевает ее? На первую ты смотришь вместе с бесами, а на вторую - с ангелами и с самим Господом ангелов;

     - смотря на духовную брань, и сам научишься бороться и освободишь себя от бесов. А то, что совершается на мирских представлениях, есть торжество бесов, а не зрелище подвигов человеческих;

     - общаясь с Богом Бессмертным, человек обязан предстать пред Бессмертным с тем, что в нем бессмертно;

     - хотя душа и содержит тело, с которым сотворена, и находится во всем теле, и не заключена в какое-либо место, и не как обладаемая, но является как обухватывающая и содержащая тело, имея и это качество по образу Божию;

     - Бог ищет не запаха крови и мяса (жертвенных), а благоухания духа и сердца человеческого;

     - невозможно увидеть образ Невидимого Бога кроме как в просвещении Духом. И тому, кто вглядывается в образ, невозможно отделить свет от образа. Ведь причину того, что видишь, ты неизбежно наблюдаешь вместе с тем, что видишь. Поэтому разумно и логично, что благодаря просвещению Духом мы созерцаем отсвет славы Божьей, а благодаря отображению восходим к Тому, Чье это отображение и во всем подобный отпечаток;

     - чтобы кланяться Богу духом, надобно быть духом. Душа должна быть духом, ибо духовные действия, так обязательно Господом возлагаемые на душу, не могут исходить из тела, как ни будь оно тонко;

     - Христос сказал самарянке «Это Я, Который говорю с тобою». Что сделал Он для одного только Павла, взошедшего на третье небо, восхищенного в рай и слышавшего неизреченные глаголы, уловившего вселенную, это самое гораздо раньше сделал для самарянки;

     - самарянка Человека жаждущего хотела убедить, от Иудея отвратиласьУчителярасспросилаПророком была обличена, а Христу поклонилась;

     - самарянка своим соплеменникам не говорит утвердительно, что Он — Христос, но — «не Он ли Христос» для того, чтоб их самих привесть к одинаковому с собою мнению и слово сделать более удобоприемлемым. Ибо если бы она утверждала, что Он — Христос, то некоторые, быть может, не согласились бы, не приняли бы мнение ее как женщины отверженной. Женщина сим проявляет естественную женскую скромность, добродетель, коя в женщинах выше всех похвал;

     - никто в мире не может выполнить своего долга пред Богом, если долг сей не стал для него приятен, как ежедневная пища;

     - брашном (пищей) Иисус называет здесь спасение людей, показывая тем, с какою любовию Он промышляет о нас. Как мы алчем пищи, так Он желает нашего спасения;

     - на ниве Божией сеют с самого начала жизни на земле, и сеятелями были праотцы, праведники и угодники Божии, наипаче же пророки. Они сеяли, но не видели посеянного взросшим и принесшим плод. Все они верою жили и умерли в вере, не увидев обетованных плодов во время земной жизни своей. Воистину тяжелее быть сеятелем и не видеть плодов на ниве, нежели быть жнецом созревших хлебов. Но и те, и другие получат награду за труды свои, ибо и те, и другие суть делатели Божии на ниве Божией, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут;

     - самаряне по одному свидетельству жены уверовали и, не видя никакого чуда, пришли просить Христа, чтобы Он остался у них. А иудеи, видевшие и чудеса, не только не удерживали Его у себя, но даже отгоняли и все делали так, чтобы совершенно удалить Его из страны своей;

     - совершенному послушанию Сына отвечает совершенное послушание Отца, так же как, в свою очередь, совершенному послушанию Отца и Сына отвечает совершенное послушание Духа Святаго. А совершенное послушание царит только там, где царит совершенная любовь.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - для чего евангелист подробно говорит о городе Сихарь и колодезе Иакова?
     - шестой час по восточному исчислению означает полдень: почему Спаситель не путешествовал в прохладное ночное время?
     - что значит: "седяше тако"?
     - Спаситель мог отверзть источник воды в камне или песке и утолить Свою жажду: почему Он этого не сделал?
     - ученики отправились за едой: почему Иисус Христос не совершил чуда с пищей для учеников?
     - почему Иисус просил у самарянки пить, когда этого не дозволял закон?
     - как можно познать, что благодать Святого Духа получена?
     - зачем Христос зная, что у женщины нет законного мужа, все-таки спросил о нем?
     - почему Иисус так говорит о шестом муже женщины: "не муж тебе"?
     - что в данном случае символизируют колодезь Иакова, вода его, глубина его, черпало?
     - почему Спаситель говорит, что "спасение от Иудеев"?
     - Бог - везде и во всем. Каким же образом Он - везде и во всем, и не одной какой-либо частью, но всецело пребывает в том или ином?
     - воля Отца есть и воля Сына, так же как и сущность Отца есть и сущность Сына. Почему тогда Господь наш Иисус Христос говорит о воле Отчей, а не о Своей и о деле Отчем, а не о Своем? Не одна ли и та же это воля?
     - почему евангелисты не говорят нам, о чем беседовал с самарянами Христос и что так было дивно для них?


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Об общении с людьми;
     - Сравнение нивы с сердцем человеческим;
     - Как мы должны искать пищи тленной и нетленной;
     - Об удовлетворении телесных и духовных потребностей человека;
     - Что значит поклоняться Богу духом и истиной?
     - “Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую” (ст. 10);
     - “Мое брашно есть, да сотворю волю пославшего Мя, и совершу дело его” (ст. 34);
     - Мнимые противоречия наставлений Иисуса Христа о поклонении Богу с правилами и требованиями Церкви;
     - По воскресным и праздничным дням мы непременно должны посещать общественное богослужение в храме Божием;
     - Деятельность для царства Божьего.

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения. Об основании первой христианской церкви в Антиохии;
     - О христианах только по имени, и о христианах соответствующих своему имени;
     - Действительно ли мы христиане?
     - Различие между христианами;
     - Как мало человек может хвалиться званием христианина, если он не оказывает никаких дел христианской любви;
     - Заботливость об общих нуждах и благе составляет величайшее украшение христианина;
     - Простой человек имеет причины радоваться успехам истинного просвещения между людьми.

Образцы церковной проповеди:
     Слово в Неделю о Самарянке;
     Поучение в Неделю о Самарянке;
     Самоткровение Божества во Христе;
     Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю о Самарянке.


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 18 мая 2014 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

Что это означает — поклонение в духе? Существуют разные толкования, но в данном случае речь идет о духе той истины, в которой нужно быть убежденным, чтобы достойно поклоняться Богу. Что же является духом истины? А духом истины является присутствие этой истины в человеческой жизни. Дух означает воплощение истины в человеческом бытии. Когда мы говорим, что живем в духе Христовых заповедей, мы и имеем в виду то, что Господь сказал самарянке: нужно жить в духе той истины, которую Бог открыл людям, нужно жить по вере.
     Если бы Господь сказал самарянке: «В истине надо поклоняться», тогда наша вера была бы неким интеллектуальным изыском. Конечно, развивалась бы богословская мысль, совершенствовались бы формулировки, и вся наша деятельность сводилась бы к тому, чтобы эта истина становилась понятной людям. Но тогда не было бы, может быть, самого главного — осуществления этой истины в жизни. Добрые дела, к которым Господь нас призывает, — это и есть поклонение в духе.
     Но к Богу нужно обращаться с молитвой, когда решаются задачи и огромной важности. Вот почему сегодня Церковь несет свое свидетельство, в том числе, и в мир политики, в мир экономики. Она обращается со словами к власть имущим, потому что везде должно быть Божие присутствие — и в большом, и в малом; потому что вся наша жизнь должна быть Богу посвящена, ибо Бог — наш Отец, и мы Его дети. Как родители земные сокрушаются по поводу самых незначительных проблем своих детей — маленький ребенок заплакал в кроватке, и мать тут же подбегает к кроватке, не задаваясь вопросом, большая или малая причина слез ее младенцаона отдает себя всю в этот момент, чтобы помочь плачущему младенцу, — так и Господь в каждый момент нашей жизни, если мы с верой обращаем к Нему свою молитву, вместе с нами и в больших, и в малых проблемах.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 26 мая 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-o-samaryanyne.php

Файлы для печати высокого разрешения:

в формате jpg:

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_260519_1.jpg

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_260519_2.jpg

В формате pdf:

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_260519_1.pdf

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_260519_2.pdf

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version