Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

22.03.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 2-ю неделю Великого поста – святителя Григория Паламы, которая состоится 24 марта

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 2-ю неделю Великого поста - святителя Григория Паламы, которая состоится 24 марта 2019 года.

Источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/vtoraya-nedelya-velikogo-posta-svyatitelya-grigoriya-palamy.php


В первую неделю Великого Поста Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Вторая неделя Великого Поста тоже посвящена догматике, а именно - учению о Божественных энергиях, которое защищал святитель Григорий Палама.

     Беда, если мы воспринимаем эти вопросы как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог - СВЕТ, В КОТОРОМ НЕТ НИКАКОЙ ТЬМЫ - для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - житие святителя Григория Паламы;
     - сущность, философия и богословие исихазма;
     - кто такие мессалиане?
     - святитель Григорий Палама"Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих";
     - Синаксарь в неделю вторую Великого поста святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (церковнославянский (транслитерация) и русский текст);
     - особенности богослужения второй недели (воскресенья) Великого поста;
     - чинопоследование литургии Василия Великого;
     - основные отличия литургии Василия Великого;
     - проповедь святителя Игнатия (Брянчанинова): Поучение во вторую неделю Великого поста. Значение поста для человека;
     - проповедь святителя Николая Сербского (Велимировича): Неделя вторая Великого поста. Евангелие об исцелении расслабленного;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Григорий Палама, Иоанн Златоуст, Филарет Московский, Феофан Затворник, преподобные Максим Исповедник, Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, митрополит Антоний Сурожский, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелиемон, монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих Евангелия от Марка (Мк. 2:1-12) - об исцелении расслабленного.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

     - сегодняшний отрывок из Евангелия говорит о величайшем старании и трудах истинно верующих людей, приложенных ими, дабы оказаться в присутствии Господа Иисуса Христа;
     - город, в котором Христос родился - Вифлеем; в котором воспитан - Назарет; а в котором имел постоянное пребывание - Капернаум;

     - все мы любители послушать и посмотретьно не все любители добродетели;

     - слово Божие - не магическое действие, слово Божие - это раскрытие перед человеком предельной красоты и истины; но на красоту, на истину надо уметь отозваться. И не только отозваться сердцем, восхититься, потому что восхищаемся мы многим и ненадолго, — надо, чтобы оно дошло до нашего сердца, воспламенило его, дошло до нашего ума и сделало его светлым, как свет, подвигло нашу волю жить и действовать соответственно тому, что мы пережили и познали;

     - красота, истина, добро требуют от нас подвига - и нам так часто не хочется подвига, нам жалко оставить нашу прошлую жизнь, нам хочется продолжать жить, как прежде, но чтобы вместе с тем «все было хорошо»;

     - покаявшийся восторжествует над своими грехами и над порожденной ими расслабленностью души, тогда он бывает приносим ко Господу сими четырьмя: презрением к себе, исповедьюсогрешений, обещанием на будущее воздерживаться от зла и молитвой к Богу;

     - наша вера - не просто наша собственность, которая действует только в нас и нас ради; наша вера может совершить дела милосердия и может открыть путь Божественному воздействию;

     - Дух выше плотиблагодать выше природывера выше разума: посему не удивительно, что для плоти не понятно, как действует дух; для природы не понятно, как действует благодать; для разума не понятно, как действует вера;

     - расслабленный есть всякий ум, немощный во грехах и не способный узреть Слово естественным созерцанием;

     - иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им к спасению;

     - душа без веры есть сосуд запертый для благодати, а душа верующая – открытый;

     - ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, но требует осязательнейшего чуда;

     - Господь исцеляет больного от расслабления и духовного и телесного, и невидимое открывает посредством видимого;

     - как при свете солнца, мы восхваляем не воздух, участвующий в сиянии, но солнце, обладающее светом и подающее озарение его; и если даже мы и восхваляем эфир, как светящийся, то насколько больше восхваляем солнце?

     - под "одром" же разумей тело, в котором покоится ум, следующий плотским стремлениям, и который, подавленный телом, придерживается дел греховности;

     - не только должно восстать от греха и познать свой грех, но и взять одр, то есть тело, для делания добра;

     - Господь не слышал исповедания веры расслабленного и его друзей, но Он видел веру их, которая была очевидна и для духовного, и для телесного зрения Господа;

     - дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем уму. Тогда эти душевные очи, сердце и ум, притупляются; вечность скрывается от них; земная жизнь представляется для болезненного зрения бесконечною. Соответственно понятиям и чувствованиям направляется земное странствование, и злосчастный слепотствующий странник, вместе с отверженным змеем, на чреве ходит, и землю снедает вся дни земного живота своего (Быт. 3:14);

     - главнейшее на стезе спасения: прийти с верою в присутствие Господа и ощутить присутствие сие;

     - между погибающим грешником и спасающимся праведником только одна разница: решимость. Грешник часто с эмоцией воспринимает и красоту, и добро, и истину, но он воспламенится на одно мгновение - и потухает, ибо то, что до него дошло, коснулось только его эмоций. Он понял, о чем речь идет, но это не подвигло его волю на то, чтобы стать против себя самого, решиться бороться и побеждать ради истины, ради красоты, ради собственного достоинства и, в конечном итоге, ради Бога, - побеждать все то, что недостойно ни Бога, ни его самого, ни человечества, ни отношения тех, кто его окружает любовью;

     - наше дело – старательно трудиться, да приидем в присутствие Господа; а дело Божие – допустить нас в Свое присутствие и озарить нас им. Потому мы должны использовать в обратном порядке все три способа. То есть, мы должны: с верою и ревностно делать все, от нас зависящее, чтобы прийти в присутствие Господне; следовать призыву и наставлениям Святой Апостольской Церкви и отцов и учителей Церкви; только после исполнения первого и второго условия, молитвенно с надеждою ожидать, да допустит нас Господь к Себе, да озарит нас Своим присутствием, да укрепит, да исцелит и да спасет;

     - пример этих четырех человек, которые не гнушаются и тем, чтобы залезть на крышу дома; и не смущаются никаким стыдом или страхом, спуская своего больного товарища с высоты в присутствие живаго Господа означает исполнение заповедей Господних: что должно всегда молиться и не унывать (Лк.18:1); "стучите, и отворят вам" (Мф.7:7); "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11:12);

     - если одна часть тела болит, врачи советуют вдвойне заботиться об остальном теле, вдвойне беречь и питать его, чтобы здоровое стало еще здоровее и сильнее и таким образом одолело болезнь больного. Так и с нашей душою. Если мы усомнились умом, то быстро потрудимся сердцем и душою умножить веру свою и заболевший ум с помощью Божией вылечить и укрепить. Если мы согрешили оставлением молитвы, то поспешим делами милосердия возвратить потерянную молитвенность, и наоборот;

     - все зависит от Бога – от Божией силы, мудрости и милости. Но мы не можем пренебречь нашим долгом, не подвергая себя опасности вечной погибели. Обязанность земледельца – пахать и поливать, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, взойдет ли посев, возрастет ли и принесет ли плод. Обязанность ученого – исследовать и искать, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, откроется ли ему знание. Обязанность родителей – растить своих детей и воспитывать их в страхе Божием, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, будут ли дети жить и как долго. Обязанность священника – верующих учить, просвешать, обличать и исправлять, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, принесет ли труд священника плоды. Обязанность всех нас – усердствовать и трудиться дабы удостоиться стать в присутствие Сына Божия, но от Божией силы, мудрости и милости зависит, будем ли мы допущены ко Господу;

     - не следует трудиться без упования на милость Божию. Весь наш труд да будет озарен надеждою, что Господь близ нас есть и что Он приимет нас в присутствие лица Своего;

     - не будем считать свой труд напрасным, как делают впавшие в безбожие и отчаяние; но, стараясь и трудясь изо всех сил, будем надеяться на милость Господа Бога. Намеренно усугубим наши труды во время Великого поста, как и повелевает нам Святая Церковь. Пусть в том сияет нам пример сих четверых, поднявшихся на кровлю дома, и раскрывших ее, и спустивших пятого – своего расслабленного друга – пред Господа;

     - где любовь, где готовность со стороны одних людей принести какую-то жертву труда и усилия, заботы о другом, там уже начинается Царство Божие, там уже подымается заря невечернего света.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:
     - почему Господь называл Капернаум "Своим городом"?
     - что такое расслаблениеоткуда оно берется?
     - что символизирует кровля дома, которую разобрали друзья расслабленного, чтобы доставить его к Спасителю?
     - почему Спаситель говорит расслабленному: "чадо, отпущаются тебе грехи твои", а не: "исцеляется болезнь твоя"?
     - чем Христос при излечении расслабоенного показал неопровержимое знамение Своего Божества и равенства с Отцом?
     - что надо разуметь под одром, на котором возлежал расслабленный?
     - один верует, и другой исцеляется: какая тут сообразность?


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 16 марта 2014 года, по окончании Божественной литургии в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
     Мир, реальность влияют на формирование мыслей, и сегодня в нашем греховном мире на человека обрушивается информационное пространство, которое так или иначе формирует греховный образ мыслей, – это и фильмыкнигителевидениеИнтернетреклама… И когда человек видит эти внешние раздражители, когда он впускает их в свое собственное внутреннее «святилище», в свое «святая святых», в свой разум, в свое сердце, то эти мысли начинают работать. И сопротивляться врагу, который уже ворвался вовнутрь крепости, очень трудно – обычно города, через крепостные ворота которых проникал враг, сдавались практически без боя.
     Вот так происходит и в нашей жизни. Когда мы впускаем греховные помыслы, возникающие от соприкосновения с греховной стороной человеческой жизни, эта мыслительная часть души, по слову Григория Паламы, начинает формировать наше отношение ко многому, в том числе ко греху. Мы становимся расслабленными, мы говорим:
«А что особенного? Другие поступают еще хуже. Почему я должен не делать то, что мне хочется? Я один раз живу! Почему я не должен удовлетворять свои потребности – есть, пить, блудить, прелюбодействовать, клеветать, обманывать, прокладывать нечестными средствами свое продвижение по службе, достигать каких-то политических или экономических целей или просто господствовать в семье, порабощать окружающих людей?»
     Духовное расслабление ведь не означает отсутствия активности. Человек может быть очень активным, а духовно, внутренне – парализованным. Как же воздействовать на эту мыслительную часть нашей души? Святитель Григорий Палама учит нас необходимости сосредоточения, внутреннего контроля над самим собой, а применительно к внешним обстоятельствам нашей жизни - контроля над всем тем, что входит в нас, особенно контроля над тем, что входит в неокрепшие детские души, в души юных людей, совсем еще неустойчивых, слабых, - полных энергии, но неспособных критически воспринимать то, что их окружает, и в особенности неспособных отделять правду от лжи и добро от зла. Таков анализ, который предлагает нам святитель Григорий Палама, – анализ того, как мы должны жить, чтобы уметь разбросать кровлю мыслительной части нашей души и открыть ее навстречу Божественной благодати. Эти мысли удивительно современны и удивительно актуальны.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 24 марта 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка http://bogoslov-kubansobor.ru/vtoraya-nedelya-velikogo-posta-svyatitelya-grigoriya-palamy.php

Файлы для печати высокого разрешения:

в формате jpg:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_240319_1.jpg

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_240319_2.jpg

в формате pdf:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_240319_1.pdf

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_240319_2.pdf

 

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version