Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

21.02.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю о блудном сыне (вторая подготовительная седмица к Великому посту), 24 февраля

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю о блудном сыне (вторая подготовительная седмица к Великому посту), которая состоится 24 февраля 2019 года.

 

Источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-o-bludnom-syne.php


Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу. Неделя о блудном сыне – вторая из них.Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Великий Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, "Праздник из Праздников". Задолго до начала самого Великого Поста Церковь возвещает нам о нем и зовет нас вступить в приготовительный период. К каждому из важных событий церковного годового круга, к главным праздникам, Великому Посту, Церковь готовит нас - предпразднествами или приготовительными неделями к Великому Посту; это характерная черта православной литургической традиции.

После чтения Евангелия на утрени поются покаянные тропари, первый из которых:

"Покая́ния отве́рзи ми́ две́ри Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: но яко щедр, очи́сти благоутро́бною Твоею́ ми́лостию."

Эти тропари будут петь затем в продолжении всего Великого поста на утрени по воскресеньям до пятой Недели Великого поста - Марии Египетской, включительно.


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - особенности богослужения недели;
     - главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 1. Неделя о блудном сыне;
     - святитель Николай Сербский (Велимирович). Неделя о блудном сыне. Евангелие о блудном сыне;
     - проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю о блудном сыне (2011 г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Николай Сербский, преподобный Петр Дамаскин, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), митрополит Антоний Сурожский, епископ Михаил (Лузин), монах Евфимий Загабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала Евангелия от Луки (15:11-32) - о блудном сыне.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

    - есть два рода людей: во-первых, люди праведные, и во-вторых, люди, достигающие оправдания при помощи покаяния; первые изначала сохраняют праведность, а вторые приобретают ее путем покаяния;


     - человек праведный старше человека грешного; ибо Бог в начале сотворил человека праведного, который затем сам сделал себя человеком грешным;


     - под двумя сынами подразумевается двойственность природы в одном и том же человеке: одна природа жаждет Бога, а другая влечет ко греху;


     - духовный человек не может представить своей жизни отдельно от Бога, в то время как плотской человек полагает, что его жизнь только начинается разделением с Богом;


     - плоть человеческая, какою ее создал Бог, ни в чем не была грешною, хотя и была сотворена из праха земного. Но ею человек был приведен ко греху;


     - как отец, обнимающей возвратившегося к нему непокорного сына, Бог принимает кающегося грешника с великой радостьюОбыкновенным людям непонятна эта радость - и это прекрасно изображено под видом ропота оставшегося в доме отца сына, когда он узнал, как ласково принял его отец его вернувшегося брата;


     - какой это закон и как может быть справедливым, чтобы отцы были должниками детей?! Напротив, конечно, сама природа явила, что дети должники отцамкак приявшие от них жизнь;


     - прах сотворен Богом, но прах не принадлежит существу Божию. И посему человек только прах может назвать своим; все прочее – Божие, все прочее принадлежит Богу. Пока человек не отделился от Бога, все Божие – и его;


     - хорошо, что сын попросил у Бога то, что Ему принадлежит, но худо то, что он растратил то, что получил;


     - младший сын все полученное "расточил"И что было причиной? То, что он "пошел в дальнюю сторону". Ибо когда человек отступит от Бога и удалит от себя страх Божий, тогда он расточает все Божественные дары. Будучи близки к Богу, мы ничего не делаем такого, что достойно погибели, по сказанному: "Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь" (Пс. 15:8) А удалившись и отступив от Бога, мы делаем и терпим всевозможное зло, по словам: "вот, удаляющие себя от Тебя гибнут" (Пс. 72:27);


     - притчей сею Господь хотел открыть и изобличить мнимую набожность и лживое фарисейство и во всех поколениях христиан, в том числе и в нашем, разве мало и сейчас таких, кои стоят пред Богом, как заимодавец пред должником?


     - совершив грех, Адам тем самым потребовал и добился раздела с Богом. Отделившись от Бога, он увидел наготу свою, то есть увидел: без Бога он – ничто;


     - когда человек не имеет любви, он предается страстям. Когда человек оставляет стезю Божию, он оказывается в сетях многих путей и бегает туда-сюда: то по одному пути, то по другому. Распутник держит секиру при корне своей жизни и каждый день надрубает секирою корень, пока дерево не начнет в муках засыхать;


     - отец для того и отпустил сына и не помешал ему уйти на чужую сторону, чтобы он опытом узнал, сколько получал благодеяний, живя дома. И Бог часто, когда не убедит словами, дает урок самыми делами;


     - Бог дал людям свободное произволение, дал свободу их собственного ума, чтобы всякий жил не в силу власти Божией, но в силу собственной покорности, то есть, не по необходимости, но по воле;


     - лукавый обольститель диавол не сразу предлагает человеку свой собственный образ действия и грех, но понемногу убеждает, нашептывая нам и говоря: «И ты живя своим умом, не посещая храма Божия и не внимая учению Церкви, можешь и сам по себе видеть, что надо делать, и не удаляться от добра». — Когда же он отделит кого от священных богослужений и от слушания священных учителей, тем самым отдаляет его от Божественного хранения, предав его злым делам. Бог везде присутствует, но единственное, что — далеко от добра, это — зло, в котором, оказываясь из-за греха, мы далеко отходим от Бога;


     - не по ненависти к солнцу верный не воздает ему поклонения вместе с нечестивыми, но потому, что в почтении к нему соблюдает меру, почитает и любит видимую природу как дар Божий. Представь же теперь себе, насколько нечестивый преуспевает в том самом, что служит к оправданию благочестивого. Видит он луну и поклоняется ей; видит звезды и почитает их; видит море и боготворит его;


     - голодающий и не находящий, обходит все вдоль и поперек, ища где-либо хлеба, и хотя бы нашел из затхлого теста, или же кто-нибудь дал ему лепешку из проса или отрубей или иных малоценных видов пищи, он настолько бывает рад, насколько, лишаясь, прежде скорбел. Так и имеющий духовный голод, т.е. лишающийся и вместе имеющий потребность в духовной пище, обходит все вдоль и поперек, ища имеющего дар учения от Бога; и если найдет, с радостью вкушает хлеб духовной жизни, который есть спасительное слово; его не возможно не найти тому, кто до конца упорно ищет;


     - есть и такие, которые по причине долговременного духовного голодания, теряют и самое желание насытиться; по сему они приобретают нечувствительность к вреду, и хотя бы был на лицо учащий, у них — нежелание слушать учение; а если бы не было у них учащего, то и не искали бы, проводя жизнь куда более греховную, чем — блудный сын. Ибо он, хотя и был в лишении, удалившись от общего Кормильца, и Отца, и Владыки, но впав в тяжкий голод, и ощущая лишение, покаялся и возвратился и снова получил божественную и чистую пищу, и благодаря покаянию, до такой степени приобрел дарования Духа, что даже стал предметом зависти для богатого;


     - "жители той страны", отдаленной от Бога, без сомнения, суть бесы. - Успев и сделавшись сильным в злобе, он "пасет свиней", то есть и других учит злобе и грязной жизни;


     - глаза свиные никогда не могут смотреть вверх, имея такое странное устройство. Почему и пасущие свиней, если, поймав свинью, долго не могут укротить ее визг, загибают ей голову назад и таким образом умеряют ее визг. - Как человек, пришедший на такое зрелище, какого он никогда не видал, когда поднимает глаза (на сцену), бывает поражен и молчит, так глаза тех, кои воспитаны во зле, никогда не видят горнего. Сих-то пасет превосходящий многих во злобе, каковы: содержатели блудниц, начальники разбойников, мытарей. Ибо о всех такого рода людях можно сказать, что они пасут свиней;


     - у первого человека – Отца – грешник носил имя сына, а у сего человека – диавола – он нарекается слугою. У человека Отца он блаженствовал во всяком изобилии, а у человека диавола он голодает, и притом настолько, что рад поесть тех рожков из-под земли, коими питаются свиньи; но и этого ему не удается;


     - отступивший от Бога, не мог насытиться: ибо — «никтоже даяше», говорится, насытиться ему. Да и кто бы ему дал? — Бог был далеко, а диавол же не хочет дать человеку насытиться низменными вожделениями, поскольку в душах, склонных к изменению, насыщение обычно производит перелом в отношении к ним. Итак, по справедливости, никто не дал ему насытиться;


     - тот, кто отвергся благочестия, не получает наслаждения от удовольствий, но обрекается на бедность и испытывает недостатки, не находит себе удовлетворения даже и в тех пороках, каким предается;


     - три разряда спасающихся: одни, как рабы, делают добро из страха суда; другие - наемники, кои стараются благоугождать Богу из желания получить благо; а третьи - сыны, то есть те, кои соблюдают заповеди Божии из любви к Богу;


     - когда тот, кто находился в разряде сынов, но потом чрез грех лишился сыновства, увидит, что другие наслаждаются Божественными дарованиями, причащаются Божественных Тайн и Божественного хлеба (а под названием наемников можно разуметь не только оглашенных, но и вообще членов церкви, находящихся не в первом чине); тогда он должен сказать сам себе сии слова сожаления: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода»;


     - в момент крайнего отчаяния, крайнего голода и крайнего ужаса вспыхнула в блудном сыне некая искра. Нечаянная и позабытая искра! Откуда же взялась она в холодных углях? Откуда в трупе искра жизни? А вот откуда: как мы сказали вначале, Отец при разделе с сыном дал ему более, нежели тому следовало. Дал Он ему, вместе с прахом, и искру совести и разума;


     - блуждая чувствами вне себя, мы сами от себя удаляемся, выходим из себя и покидаем Царствие Божие, кое внутрь нас, «внутрь вас есть» – (Лк.17:21);


     - животные суть несвободные существа, и ими Бог управляет исключительно Своею силой и по Своей воле. И им Бог дает столько жизни, сколько им необходимо, печется о них и удовлетворяет их потребности. А блудный сын расточил распутством даже те жизненные силы, кои Бог дает животным и коими животные не злоупотребляют;


     - согрешающий до крещения грешит против земли; если кто-нибудь облекся во Христа в крещении, тот уже не земля, но небо и если он согрешил после крещения - согрешил против неба;


     - недостаточно стремиться к полезному только на словах; необходимо и делом подтверждать свои добрые намерения;


     - кто видел когда, чтобы судия услуживал подсудимому? Кто видел когда, чтобы обвиненный был ласкаем? Но Бог с любовью принял раскаявшегося грешника и не погнушался шеи его, оскверненной и запачканной грязью порока, но чистыми Своими руками обняв его, целовал без счету того, кого давно уже ожидал;


     - когда сын САМ удалялся, время было и отцу удалиться от объятия. А когда сын приблизился чрез молитву и обращение, тогда Отец не дожидается, пока сын дойдет до него, но сам спешит навстречу и обнимает его;


     - как только началось покаяние в сердце нашем, хотя мы еще далеко-далеко от Бога, Бог уже видит нас и быстрее солнечного света, устремляющегося в темную землю, идет нам в сретение. В сретение новому человеку, который чрез покаяние зачинается в нас!
     - покаяние наше на словах, а человеколюбие Божие обнаруживается самым делом;


     - в синодальном переводе Отец приказывает дать сыну "лучшую одежду", а по церковнославянски - "одежду первую". Под "первой" можно подразумевать и самую дорогуюкакая была в доме одежду, а также и ту одежду, в которую сын был облачен до ухода из отеческого дома (не испачканную грехом);


     - «Старший... сын был на поле», то есть в мире сем, возделывал свою землю, то есть плоть, чтобы она изобиловала хлебами, и сеял со слезами, чтобы пожать с весельем (Пс. 125:5);


     - о, неизреченная мудрость Отца! О, боголюбезный промысл: и грешника помиловал, и праведника ублажил; и стоявшему не позволил пасть, и падшего возбудил, и бедняка обогатил, и богатому не допустил от зависти впасть в бедность;


     - до такой степени преизбыточествует милость Божия по отношению к нам, что, как говорит корифей Апостолов Петр, сами Ангелы желали приникнуть в назначенную нам благодать, которая подается нам в Его воплощении. Но также и праведники желали, чтобы из-за этих благодеяний, Христос пришел раньше времени (положенного для Воплощения), как и Авраам желал видеть день Его (Ин. 8:56). Но Он тогда не пришел; а когда пришел, Он не пришел призвать праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:14), и особенно ради них распинается Взявший на Себя грех мира; ибо благодать преизбыточествовала там, где умножился грех;


     - праведники могут сказать: «Нам Ты запрещал совершать и самый малый грех – малый и незначительный, как козленок; в то время как ныне Ты награждаешь грешное поколение сие величайшим благом, какое имеешь, – жертвою Сына Своего!» Но Господь говорит им: «Если Я, Превечный Праведник, от вечности нераздельно сущий со Отцем, не протестую против принятия покаявшегося Адама обратно в Царствие Небесное, как можете вы, праведные со вчерашнего дня, а грешные еще с первого греха Адамова, протестовать против любви Божией к покаявшимся грешникам?»;


     - зная, что (Бог) не только не отвращается от обращающихся, но и принимает их не хуже добродетельных; что не только не подвергает наказанию, но и Сам идет отыскивать заблудших и, найдя их, радуется (о них) более, чем о тех, которые были в безопасности,

 

    - не будем ни отчаиваться о грехах, ни излишне надеяться на добрые дела, но, и живя добродетельно, будем бояться, чтобы от излишней надежды не пасть, а когда согрешим, станем каяться;


     - у кого нет терпения к нам, когда мы грешим, тот не любит нас. Не любит нас и тот, кто не прощает нас, когда мы каемся во грехах. А менее всего любит нас тот, кто не радуется нашему исправлению;


     - терпениепрощение и радость суть три главные особенности Божественной любви. Сии суть особенности и всякой истинной любви – если вообще существует какая-либо иная любовь, кроме Божественной!


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - что же разумеется чрез урочную часть имения, которую требовал юнейший сын от своего отца?
     - кто скрывается под именем человека, а кто под именем двух сынов?
     - почему именно младший сын дурно распорядился доставшейся ему частью имения?
     - почему же сын не немедленно ушел из дома, но «по прошествии немногих дней», т.е. после нескольких дней?
     - кто подразумевается под наемниками Отца, и что под хлебом, который у них в избытке?
     - что означает "согрешил против неба"?
     - как надо понимать, что сын «пошел»и в то же время «был далеко»; почему и Отец его, сжалившись, вышел навстречу ему?
     - что символизируют "лучшая одежда""перстень" и "сапоги", которые Отец приказал принести для сына своим рабам? Кто эти рабы?
     - какого тельца Отец называет упитанным?
     - что же это такое, что особенно удручает старшего сына?


Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачал Апостола и Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Падение грешника и его восстание;
     - Когда мы можем истинно каяться;
     - Покаяние ложное и бесплодное;
     - Ежедневное покаяние христианина;
     - Почему мы откладываем свое покаяние?
     - Против тех, которые откладывают свое обращение на будущее время;
     - Нет греха, которого нельзя было бы загладить истинным покаянием;
     - Грешник, обращающийся к Богу, получает вовсе не то, чего он заслуживает по своим грехам;
     - Что требуется для истинного покаяния?


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю о блудном сыне (2011 г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

       Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает «заблуждение»; отсюда и «блудить», т.е. плутатьзаблуждаться«Блуд» и «заблуждение» — это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностейчеловек начинает пренебрежительно относиться к своему телу и, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу мистический вред.
        Но, к сожалению, абсолютное большинство людей сегодня всячески пытаются оправдать этот грех, представить его как и не грех вовсе, а как одну из моделей поведения современного человека; а обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот страшный миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. Мы знаем, что многие сегодня воздвигают хулу и на Церковь ― только потому, что она не перестает называть грех грехом, подвергаясь поношениям и в наше, казалось бы, свободное и благополучное время.
        Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. Хотя, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех ни при каких обстоятельствах. Даже если он не может порвать с этим грехом, если он не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грехГрех разрушает, мистически разрушает, душу и тело человека.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 24 февраля 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

 

Ссылка http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-o-bludnom-syne.php 

Файлы для печати высокого разрешения:

в формате jpg:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_240219_1.jpg

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_240219_2.jpg

в формате pdf:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_240219_1.pdf

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_240219_2.pdf

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version