Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

26.01.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 35-ю неделю по Пятидесятнице, 27 января

Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 35-ю неделю по Пятидесятнице, 27 января

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в тридцать пятую неделю по Пятидесятнице, которая состоится 27 января 2019 года.

Источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-tridcat-pyataya-po-pyatidesyatnice-2019.php


     Началом круга чтений недельных Евангелий за Литургией является день святой Пасхи. Должно быть прочитано 50 рядовых зачал. В разные годы количество дней от одной Пасхи до следующей бывает неодинаковым. В продолжение одного календарного года может быть две Пасхи. Поэтому устав определяет: Пасха-внутрь (если в течение гражданского года бывает две Пасхи) и вне-Пасха (когда в один гражданский год бывает одна Пасха). Если бывает Пасха вне, то для некоторых недель может не доставать рядовых зачал. В этих случаях бывает отступка – возвращение пред Неделею мытаря и фарисея назад к прежде читанным рядовым зачалам по прочтении всех назначенных евангельских чтений 32-х недель после Пятидесятницы. Поэтому в 2019 году:
- в неделю 35-ю (27 января) читается Евангелие от 30-й недели;
- в неделю 36-ю (3 февраля) читается зачало от 31-й недели;
- в неделю 37-ю (10 февраля) - от 32-й недели;
- а 17 февраля - это уже Неделя о мытаре и фарисее и начинается подготовительный период к Великому Посту с типовым порядком чтений Евангелия.

     В 2019 году в неделю 35-ю по Пятидесятнице в ходе Божественной литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 18:18-27). Беседа об опасности от богатства приведена у ев. Луки согласно с ев. Марком (Мк. 10:17-31). Ев. Матфей приводит эту беседу с некоторым пополнением ответа Петру (Мф. 19:16-30). Поэтому мы также размещаем святоотеческие толкования на соответствующие стихи Евангелия от Матфея.

 

  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Поучение в двенадцатую неделю. О спасении;
     - Троицкие листки игумена Пантелеимона (издавались в XIX столетии Троице-Сергиевой Лаврой). Беседа Господа с богатым юношей. Беседа с учениками об опасности богатства и о наградах Христовым последователям;
     - святитель Николай Сербский (Велимирович): неделя двенадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о бремени богатства;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Марк Эфесский, Филарет Московский, Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Николай Сербский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (18:18-27) - о богатстве и спасении.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - Матфей называет подошедшего «юношей». Слово это, несомненно, указывает на молодость. У Марка подошедший не называется ни юношей, ни каким-либо другим наименованием и нельзя заключать, что он был молод. У Луки он называется ἄρχων – начальник, но над чем – неизвестно. Слово это встречается много раз в Новом Завете. Некоторые считали подошедшего к Христу одним из начальников иерусалимского Синедриона и даже отождествляли его с Лазарем, которого воскресил Христос. Самое вероятное мнение, что юноша был просто одним из начальников местной синагоги;


     - если нарушение малой заповеди низводит до геенны, то, напротив, соблюдение малой заповеди и малаго наставления предохраняет от геенны;


     - вот величие простоты Божией: Бог изрек не многия, простыя заповеди, и в них преподал учение жизни, которое и для мудрых глубоко–знаменательно, и для детей доступно, и неведущих просвещает, и просвещенных руководствует, и души человеческия очищает, и общества человеческия охраняет, и временную жизнь благоустрояет, и для вечной образует;


     - этот человек напрасно хвалился; он не испытал глубины своего сердца, и сказал неправду, когда сказал: "вся сия сохраних от юности моея". Уличить его не трудно. Если бы он подлинно сохранил заповедь: "возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе": то ближнему своему желал бы довольства и обилия столько же, сколько самому себе, и тогда не трудно было бы ему разделить свои стяжания с нищими;


     - истинный разум Господня изречения: "аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди", надлежит определить строгою точностию его выражений. Не сказал Он: исполни заповеди; поелику ведал, что для сего не достало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом, и которой прилежит помышление прилежно на злая от юности (Быт. 8:21). Но сказал"соблюди заповеди", то есть, не теряй их из вида, не оставляй без внимания, имей всегда пред очами, сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь. То есть, желающему достигнуть вечной жизни нужно начать и продолжать сие дело соблюдением заповедей, хотя впрочем не одно сие нужно, и не сим одним совершится сие дело;


     - из сего явствует, что правило: соблюди заповеди, имеет значение средства не единственнаго и окончательно достаточнаго, впрочем существенно нужнаго и действительнаго для приобретения вечнаго спасения. После сего не без особенной заботы должно спросить: употребляем ли мы cиe средство соответственно потребности его и достоинству? Знаю, что истинно подвизающимся в делании по заповедям, смирение не позволит похвалиться: вся сия сохраних от юности моея. Но не много ли и таких, которым возбранит сие обличающая совесть? Не видим ли нередко, что заповеди Божии нарушаются безпечнее и дерзновеннее, нежели человеческие законы? Говоря сие, не виновность против законов облегчаю, но тяжесть виновности против заповедей Божиих взвешиваю;


     - о всяком деле, предприемлемом, не спрашивай прежде, будет ли оно приятно, выгодно, безопасно, похвально пред людьми, но прежде и паче всего испытывай, будет ли оно угодно Богу, не будет ли противно Его заповедям;


     - никто, ни телесный, ни бестелесный, не благ в собственном смысле, кроме одного только Бога, потому что у Бога благость - по природе, и потому она неизменна, а у всех остальных – видимых и невидимых – благость есть дело воли, и потому она изменяема;


     - по природе благ один только Бог, а по воле – только тот, кто подражает Ему;


     - всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страсти; потому Господь объявил гордость нечистой пред Богом, так как она делает человека нечистым пред Богом. Смирение же всем людям дал, как бы некоторую узду, так как (и Сам) в смирении повиновался воле и закону предков Своих;


     - Спаситель, отвечая юноше, хочет постепенно вести его к совершенству, отучить его от лести, отдалить от пристрастия ко всему земному и приблизить к Богу, возбудить в нем желание благ будущих и, наконец, научить его познанию истинного блага - источника и корня всех благ, и ему-то одному воздавать честь;


     - виждь же безмерную Господню премудрость: понеже исполнение блага предъидет воздержание от зол, по словам: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15), сверх же сего, легчае есть уклонение от зла, нежели исполнение блага; того для прежде предлагает те заповеди, которые научают уклоняться от грехов, говоря: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй; потом и те, которые состоят в исполнении добродетели: «чти отца своего и матерь, и возлюбиши ближняго твоего яко сам себе»;


     -иные хотя и милостивы, но ведут жизнь, полную всякой нечистоты, потому Христос и говорит: "приходи, и следуй за Мною", то есть имей и все прочие добродетели;


     - не довольно презирать богатство; а надобно еще напитать нищих, и - главное — последовать за Христом, т. е. делать все то, что ни повелит Он, быть готовым на страдания и даже на смерть;


     - конечно, заповедь проливать собственную кровь "за други своя" гораздо труднее заповеди оставить свое богатство; однакож и исполнение последней немало способствует исполнению первой;


     - не убивающий ближнего оружием делает, конечно, хорошо, поступает согласно заповеди Божией. Но не убивающий его даже словом делает лучше;


     - Господь предложил юноше не то, что он хотел слышать, а то, чего не хотел, и мысль о слушании чего не приходила ему на ум. Таким образом, Господь изложил ему истину закона и присоединил (к ней) печать твердой пищи. Вместо молока и меда, которые даны были младенцам, совершенным предлагаются гвозди и крест;


     - если закон благословляет, говоря: «будете владеть имениями и богатством», то Господь удаляет нас от стяжаний, говоря: «иное отселе нужно тебе», — вот исполнение Его закона;


     - благами земными могут обладать те, которые убивают наследников их, благами же вышними владеют те, кои убиваются;


     - Бог дал отцам (Патриархам) богатство, посредством которого Он поощрял Иудеев, чтобы они подражали отцам и от отцов научались питать нищих. А дети устремили взоры на богатство отцов, а не на праведность их; язычники же обратились к правде, а не к богатству их. Заметь, что Господь сказал юноше: «сотвори сие и будешь жив»;


     - недостаток полноты в древнем законе не рождает (еще необходимости в признании) иного Бога. Если бы фарисей лгал, говоря: «я сделал это», то кто бы мог воспрепятствовать ему сказать: «и это также я делаю?» Ведь лживый человек не отступает ни перед какой ложью. Однако, если бы ему не стыдно было сказать: «и это делаю», то разве он не устрашился бы по крайней мере тех, которые знали, что он не делал сего?


     - если ты, как говоришь, не убил, не прелюбодействовал, не украл, не свидетельствовал ни на кого ложно, то старание свое об этом сам для себя делаешь бесполезным, не присоединив остального, чем одним и мог бы ты войти в Царство Божие;


     - страсть этого юноши и подобных ему походит на то, как если бы путник, при сильном желании увидеть некий город, неутомимо дошел до самого города, но потом остановился в гостинице под городскими стенами, поленившись сделать последний небольшой переход, обратив в ничто предшествовавший труд и лишившись возможности увидеть красоты города;


     - приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего: возбуждая в них беспрестанно новые пожелания, заставляет чрез то сознавать всю свою нищету;


     - канат якорный пройдет сквозь уши иглиные, ежели сделаешь большую иглу, имеющую скважину пространнейшую, нежели канатная толстота. Сие же не требует и великого труда. Колико же подвигов и трудов потребно употребить богатому и вельможе, в удовольствиях, своеволии и неге живущему, чтоб не поработиться плотским похотям? колико внимания и труда, чтобы не впасть в сети лихоимания, или сребролюбия, или неправды, или притеснения? какого мужества и великодушия, чтобы не быть побежденным суетою мирскою, всегда его обстоящею? Поистине сие есть невозможно без Божией помощи и покровительства;


     - не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает;


     - «Не продаю имения, - говоришь, - не даю нищим - самому нужно». Следовательно, не Господь — твой Учитель, не Евангелие служит правилом для твоей жизни, но сам ты даешь себе законы. Смотри же, в какую опасность впадаешь, рассуждая так! Если Господь предписал нам это как необходимое, а ты отвергаешь как невозможное, то не что иное утверждаешь, как то, что ты разумнее Законодателя;


     - когда Спаситель сказал о трудности для богатого войти в Царство Небесное, то ученики «ужаснулись от слов Его». У всех евангелистов-синоптиков встречается κάμηλος, верблюд. Но в некоторых рукописях читается κάμιλος, которое объясняется как παχὺ σχοινίον – толстый корабельный канат. Также и разночтения при передаче дальнейшего выражения «сквозь игольные уши» показывают, что затруднительность речи Спасителя чувствовалась еще в древности;


     - не для того ведь сказал Христос: "невозможная у человек возможна суть у Бога", чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного; нет, Он сказал это для того, чтобы ты, сознавая великость предмета, тем скорее принялся за дело спасения и, с помощью Божьею ступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную;


     - кто презирает богатство, тот только подавляет в себе страсть к нему; напротив, кто желает обогатиться и умножить свое имение, тот еще более воспламеняет ее, и никогда не в силах подавить;


     - если бы тебе пришла когда-нибудь глупая страсть летать по воздуху, то как бы ты истребил ее? Устройством ли крыльев и других потребных к тому орудий, или путем рассуждения, что желание это невыполнимо, и что не следует даже и пытаться его исполнить. Очевидно, последним способом. Но летать, скажешь, невозможно. Но еще более невозможно положить предел страсти любостяжания; легче для людей летать, нежели умножением богатства прекратить страсть к нему;


     - некоторые говорят, что если Богу все возможно, то Ему возможно и делать зло. Против таких скажем, что зло служит доказательством не силы, а немощи. Началом зла служит пренебрежение благом; каким же образом пренебрежет благом Тот, Кто есть Сама Благость?


     - все перечисленные Господом заповеди имеют для богачей и особый внутренний смысл. Так,
не убивай значит: излишне заботясь о своем теле, окружая его богатством и роскошью, ты убиваешь душу;
не прелюбодействуй значит: душа предназначена Богу, как невеста своему жениху; если душа привязывается любовью к мирскому богатству и блеску, к роскоши и преходящим удовольствиям, она тем самым прелюбодействует, изменяя своему Бессмертному Обручнику, Богу;
не кради значит: не кради у души, питая за ее счет тело; не кради времени, заботы и труда, которые требуется посвятить душе, и не отдавай их телу;
не лжесвидетельствуй значит: не оправдывай ничем любовь к богатству и заброшенность души своей, ибо сие есть извращение Божией истины и лжесвидетельство пред Богом и совестью;
почитай отца и мать значит: не оказывай почет и не воздавай честь исключительно самому себе, ибо это тебя погубит; почитай отца и мать, через которых ты пришел в сей мир, чтобы таким образом научиться чтить и Бога, Который создал тебя и твоих родителей;
люби ближнего твоего значит: в сей начальной школе упражнений в добре научись любить твоих ближних, чтобы возрасти до ступени, на которой любят Бога;


     - и бедность приносит свои искушения, почти как богатство. Богач должен спасаться великим милосердием и смирением пред Богом, а бедняк великим безропотным терпением и непоколебимым упованием на Бога. Не спасется ни немилосердный и гордый богач, ни бедняк, ропщущий на свою судьбу и отчаивающийся в помощи Божией. Бедные и богатые существуют в мире не случайно или по неразумности устройства этого мира, но по премудрому Промыслу Божию.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

    - подошел ли юноша к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его?
     - в чем же должен состоять плод соблюдения заповедей?
     - каким образом (здесь) Спаситель отверг наименование благого, а в других местах сделал Себя причастником Божественного владычества и поклонения?
     - почему Иисус Христос избирает (согласно Матфею) только шесть заповедейветхозаветного закона, совсем опуская 1–4 заповеди Десятословия?
     - не странно ли, что юноша, утверждавший, что он «все это сохранил от юности своей»(стих 20), на приглашение Христа соблюсти заповеди спрашивает: «какие?» Он что, не знал, были ли даны заповеди и какие именно?
     - для чего же Христос сказал ученикам Своим, что трудно богачу войти в царствие небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели?
     - как же сами будем жить, раздав все? И что это будет за жизнь, если все станут все продавать и отказываться от имения?
     - хотел ли Христос указать здесь на полную невозможность для богатых войти в Царство Небесное?
     - почему Господь отправляет богача продать имение и раздать нищим, а не говорит ему просто: оставь все, не возвращайся в свой дом и следуй за Мной?
     - какое благо люди могут сотворить без помощи Божией?


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 15 сентября 2013 года после совершения чина великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни и Божественной литургии в новоосвященном храме, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     «Что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В наших русских переводах с греческого в этой фразе упоминается жизнь вечная. А в некоторых древних рукописях сказано просто «жизнь» — «Что нужно сделать, чтобы иметь жизнь?» Это говорил богатый юноша, у которого было много средств жить так, как он хочет; но, наверное, что-то было неправильное в его жизни, и он спросил Господа.
     Мы стараемся жить по заповедям, но ведь не всегда получается. Мы падаем, согрешаем, нарушаем заповеди. Наверное, каждый, кто несколько раз подряд, а то и всю жизнь свою кается в одном и том же грехе, может в сердцах сказать, сознавая, что сил нет этот грех превозмочь: «Господи! Как же тогда можно спастись?!» Но Господь уже ответил всем нам, вопрошающим: «Невозможное человекам возможно Богу».
     Сегодня иногда говорят: «Идет мощная волна нового безбожия, которое подкрепляется высоким уровнем жизни, заимствованием чужих культурных моделей, полученным в иных местах образованием и разрушает в человеке представление о вере. Как же можно спастись, особенно людям, которые хулят Бога, не понимая, что творят?» Ответ всем, в том числе и людям, которые, забывая историю, повторяют прежние ошибки: «Невозможное для человеков возможно для Бога».
     Для того чтобы спасение было возможным, мы и совершаем великое таинство Святой Евхаристии. Мы объединяемся как община верующих в Господа Иисуса Христа. Мы укрепляем себя в вере, мы насыщаем себя благодатью через Таинства. Мы, взор свой устремляя к небу, с уверенностью взираем в будущее«ибо невозможное человекам возможно Богу».


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 27 января 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

 

Ссылка http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-tridcat-pyataya-po-pyatidesyatnice-2019.php

файлы для печати высокого разрешения:

в формате jpg:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_270119_1.jpg

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_270119_2.jpg

в формате pdf:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_270119_1.pdf

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_270119_2.pdf

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version