01.02.2018 Неделя о блудном сыне. Материалы для подготовки к воскресной Божественной литургии, 4 февраля
Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной литургии в неделю о блудном сыне, которая состоится 4 февраля 2018 года.
Ссылка: bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-o-bludnom-syne.php
Перед Великим постом Устав назначает три приготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу - это характерная черта православной литургической традиции. Неделя о блудном сыне – вторая из них. Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Великий Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, "Праздник из Праздников".
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- особенности богослужения недели;
- главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 1. Неделя о блудном сыне;
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Николай Сербский, блаженные Феофилакт Болгарский, Иероним Стридонский, епископ Михаил (Лузин), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (15:11-32) - о блудном сыне.
- особенности богослужения недели;
- главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 1. Неделя о блудном сыне;
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Николай Сербский, блаженные Феофилакт Болгарский, Иероним Стридонский, епископ Михаил (Лузин), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (15:11-32) - о блудном сыне.
Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
- под именем человека скрывается Бог, а под именем двух сынов – человек праведный и человек грешный, или все праведники и все грешники. Человек праведный старше человека грешного; ибо Бог в начале сотворил человека праведного, который затем сам сделал себя человеком грешным. Грешник требует раздела, раздела и с Богом, и с братом-праведником;
- cовершив грех, Адам увидел наготу свою, то есть увидел: без Бога он – ничто;
- rогда человек не имеет любви, он предается страстям;
- тот, кто взял младшего сына на служение (пасти свиней) в его отчаянные дни, был диавол, который и до того постоянно был с ним и вел его от зла ко злу – но сокровенно и неявленно;
- у первого человека – Отца – грешник носил имя сына, а у сего человека – диавола – он нарекается слугою;
- как свиньи роются в земле, так бесы роются в человеке, доколе не найдут в нем какой-либо душевной нечистоты себе в пищу;
- под рожками, которые ел блудный сын, когда пас свиней, следует понимать всякую нечистоту внутреннего человека: злые мысли, грязные желания, себялюбивые намерения, грехи, пороки, страсти – особенно страсти;
- что же помогло блудному сыну найти верный выход в отчаянной ситуации? Отец при разделе с сыном дал ему более, нежели тому следовало: дал Он ему, вместе с прахом, и искру совести и разума, а также бесценный дар - Царствие Божие, кое «внутрь вас есть»;
- третьего пути у сына нет: или вниз на самое дно пропасти диавольской, или вверх, к Отцу своему;
- как только началось покаяние в сердце нашем, хотя мы еще далеко-далеко от Бога, Бог уже видит нас и быстрее солнечного света, устремляющегося в темную землю, идет нам в сретение;
- блудный сын представляет собою образ падших после крещения;
- терпение, прощение и радость суть три главные особенности Божественной любви. Сии суть особенности и всякой истинной любви – если вообще существует какая-либо иная любовь, кроме Божественной!
- под именем человека скрывается Бог, а под именем двух сынов – человек праведный и человек грешный, или все праведники и все грешники. Человек праведный старше человека грешного; ибо Бог в начале сотворил человека праведного, который затем сам сделал себя человеком грешным. Грешник требует раздела, раздела и с Богом, и с братом-праведником;
- cовершив грех, Адам увидел наготу свою, то есть увидел: без Бога он – ничто;
- rогда человек не имеет любви, он предается страстям;
- тот, кто взял младшего сына на служение (пасти свиней) в его отчаянные дни, был диавол, который и до того постоянно был с ним и вел его от зла ко злу – но сокровенно и неявленно;
- у первого человека – Отца – грешник носил имя сына, а у сего человека – диавола – он нарекается слугою;
- как свиньи роются в земле, так бесы роются в человеке, доколе не найдут в нем какой-либо душевной нечистоты себе в пищу;
- под рожками, которые ел блудный сын, когда пас свиней, следует понимать всякую нечистоту внутреннего человека: злые мысли, грязные желания, себялюбивые намерения, грехи, пороки, страсти – особенно страсти;
- что же помогло блудному сыну найти верный выход в отчаянной ситуации? Отец при разделе с сыном дал ему более, нежели тому следовало: дал Он ему, вместе с прахом, и искру совести и разума, а также бесценный дар - Царствие Божие, кое «внутрь вас есть»;
- третьего пути у сына нет: или вниз на самое дно пропасти диавольской, или вверх, к Отцу своему;
- как только началось покаяние в сердце нашем, хотя мы еще далеко-далеко от Бога, Бог уже видит нас и быстрее солнечного света, устремляющегося в темную землю, идет нам в сретение;
- блудный сын представляет собою образ падших после крещения;
- терпение, прощение и радость суть три главные особенности Божественной любви. Сии суть особенности и всякой истинной любви – если вообще существует какая-либо иная любовь, кроме Божественной!
Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:
- почему младший сын не немедленно ушел, но «по прошествии немногих дней», т.е. после нескольких дней?
- что это за "дальняя сторона", в которую пошел младший сын, получив наследство?
- кто же "жители той страны", где пас свиней блудный сын во время своих скитаний?
- что такое "хлебное дерево Иоанна Крестителя"?
- кто такие "сыновья и наемники" Отца блудного сына?
- что символизируют "лучшая одежда" и "перстень", которые дал ему Отец?
- кто есть «упитанный... телец», закалаемый и едомый, это не трудно понять. Но что означает "упитанный"?
- что особенно удручает старшего сына при виде пира при встрече его брата?
- как оказывается завистливым старший сын, который в прочих отношениях жил и служил Отцу благоугодно?
- что означают слова Отца, обращенные к старшему сыну: "ВСЕ мое твое", если Отец также выказывает благодеяния и вернувшемуся младшему сыну?
- почему младший сын не немедленно ушел, но «по прошествии немногих дней», т.е. после нескольких дней?
- что это за "дальняя сторона", в которую пошел младший сын, получив наследство?
- кто же "жители той страны", где пас свиней блудный сын во время своих скитаний?
- что такое "хлебное дерево Иоанна Крестителя"?
- кто такие "сыновья и наемники" Отца блудного сына?
- что символизируют "лучшая одежда" и "перстень", которые дал ему Отец?
- кто есть «упитанный... телец», закалаемый и едомый, это не трудно понять. Но что означает "упитанный"?
- что особенно удручает старшего сына при виде пира при встрече его брата?
- как оказывается завистливым старший сын, который в прочих отношениях жил и служил Отцу благоугодно?
- что означают слова Отца, обращенные к старшему сыну: "ВСЕ мое твое", если Отец также выказывает благодеяния и вернувшемуся младшему сыну?
- проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю о о блудном сыне (2011 г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает «заблуждение»; отсюда и «блудить», т.е. плутать, заблуждаться. «Блуд» и «заблуждение» — это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу и, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу мистический вред.
К сожалению, абсолютное большинство людей сегодня всячески пытаются оправдать этот грех, представить его как и не грех вовсе, а как одну из моделей поведения современного человека; а обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот страшный миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. Мы знаем, что многие сегодня воздвигают хулу и на Церковь - только потому, что она не перестает называть грех грехом, подвергаясь поношениям и в наше, казалось бы, свободное и благополучное время.
Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. Хотя, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех ни при каких обстоятельствах. Даже если он не может порвать с этим грехом, если он не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает, мистически разрушает, душу и тело человека.
Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает «заблуждение»; отсюда и «блудить», т.е. плутать, заблуждаться. «Блуд» и «заблуждение» — это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу и, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу мистический вред.
К сожалению, абсолютное большинство людей сегодня всячески пытаются оправдать этот грех, представить его как и не грех вовсе, а как одну из моделей поведения современного человека; а обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот страшный миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. Мы знаем, что многие сегодня воздвигают хулу и на Церковь - только потому, что она не перестает называть грех грехом, подвергаясь поношениям и в наше, казалось бы, свободное и благополучное время.
Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. Хотя, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех ни при каких обстоятельствах. Даже если он не может порвать с этим грехом, если он не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает, мистически разрушает, душу и тело человека.
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
- Практический очерк содержания рядового чтения;
- Падение грешника и его восстание;
- Когда мы можем истинно каяться;
- Покаяние ложное и бесплодное;
- Ежедневное покаяние христианина;
- Почему мы откладываем свое покаяние?
- Против тех, которые откладывают свое обращение на будущее время;
- Нет греха, которого нельзя было бы загладить истинным покаянием;
- Грешник, обращающийся к Богу, получает вовсе не то, чего он заслуживает по своим грехам;
- Что требуется для истинного покаяния?
- Практический очерк содержания рядового чтения;
- Падение грешника и его восстание;
- Когда мы можем истинно каяться;
- Покаяние ложное и бесплодное;
- Ежедневное покаяние христианина;
- Почему мы откладываем свое покаяние?
- Против тех, которые откладывают свое обращение на будущее время;
- Нет греха, которого нельзя было бы загладить истинным покаянием;
- Грешник, обращающийся к Богу, получает вовсе не то, чего он заслуживает по своим грехам;
- Что требуется для истинного покаяния?
Мы продолжаем публиковать "Воскресные листки" для подготовки к службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в предстоящее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 4 февраля 2018 года. Не всегда получается воспринимать текст Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor и в Facebook: https://www.facebook.com/bogoslovkubansobor/
С уважением,
Алексей
Администратор сайта богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора
+7 (918) 495-73-37