26.09.2017 Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Материалы для подготовки к празднику
Братья и сестры, на сайте богословских курсов Cобора опубликованы материалы для подготовки к празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который Церковь отмечает 27 сентября 2017 года.
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- история праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня;
- наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста;
- особенности богослужения праздника;
- богословское толкование праздника;
- святоотеческие чтения на службе: толкования Писания о Кресте;
- проповедь митрополита Антония Сурожского в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
ОЗНАКОМИВШИСЬ С МАТЕРИАЛАМИ, ВЫ УЗНАЕТЕ:
Кроме главной такой особенности – выноса и воздвижения креста, праздник имеет еще три особенности в своем богослужении:
1) После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше». Это потому же, почему тропарь на поклонение Кресту говорит столько же о Кресте, сколько и о воскресении. Песнь эта, по существу не воскресная лишь, но прямо пасхальная, приуроченная, кроме Пасхи, к одному из самых видных моментов воскресной службы, накладывает радостный отпечаток на все же грустный тон праздничной службы, озаряя ее мыслью о воскресении.
2) На литургии Трисвятое заменяется тропарем «Кресту Твоему...». Трисвятое настолько священная песнь, что отмена его на литургии допускается только для трех самых великих из праздников как песни все же скорбно-покаянной, заменяемой более радостной песнью «Елцы во Христа крестистеся». На Воздвижение Трисвятое также заменяется более радостной песнью, говорящей о воскресении.
3) К богослужебным же особенностям Воздвижения должен быть отнесен пост в этот день – в виду того, что церковный устав пищу в праздник (степень того или другого «разрешения» на нее) ставит в самую тесную связь с чином праздничного богослужения. Пост в день, посвященный, хотя и косвенно, воспоминанию страданий Христовых, понятен. Но как вся служба праздника имеет в себе больше радости, чем скорби, то и пост в этот праздник не строгий. Запрещается только рыба, разрешение на которую устав рассматривает почти как отмену поста, но дозволяется вино и елей, тогда как даже в седмичные дни, посвященные воспоминанию страданий Христовых – в среду и пятницу – предписывается сухоядение.
В чем заключается необходимость чествования Креста Господня для христиан:
- "не Христос возвышается, чтобы славился Крест, но возвышается Крест, чтобы прославился Христос" (св. Андрей Критский);
- он, собственно, наш Крест: Спаситель «крест понес нам принадлежащий» (св. Кирилл Александрийский);
- Крест издревле стал проявлять спасительную силу свою и в чисто житейских нуждах христиан: "Если знамение Креста отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды?» (слово на поклонение Кресту, приписываемое св. Златоусту);
- наряду с таинственным, мистическим значением для христианина, крест получил для него и чисто моральное значение. Он стал ободрением и поддержкой для него в тягостях личного крестоношения: «Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх» (св. Андрея Критского слово на Воздвижение);
- Крест получил для христианина и эсхатологическое (эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека) значение: «Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда „тогда»? Когда силы небесные подвигнутся. Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках» (Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение);
- Крест стал знамением христианина: «Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю обрезание; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных» (св. Иоанн Дмаскин, слово в день Креста).
По Типикону "пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и на воскресный день."
Кроме главной такой особенности – выноса и воздвижения креста, праздник имеет еще три особенности в своем богослужении:
1) После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше». Это потому же, почему тропарь на поклонение Кресту говорит столько же о Кресте, сколько и о воскресении. Песнь эта, по существу не воскресная лишь, но прямо пасхальная, приуроченная, кроме Пасхи, к одному из самых видных моментов воскресной службы, накладывает радостный отпечаток на все же грустный тон праздничной службы, озаряя ее мыслью о воскресении.
2) На литургии Трисвятое заменяется тропарем «Кресту Твоему...». Трисвятое настолько священная песнь, что отмена его на литургии допускается только для трех самых великих из праздников как песни все же скорбно-покаянной, заменяемой более радостной песнью «Елцы во Христа крестистеся». На Воздвижение Трисвятое также заменяется более радостной песнью, говорящей о воскресении.
3) К богослужебным же особенностям Воздвижения должен быть отнесен пост в этот день – в виду того, что церковный устав пищу в праздник (степень того или другого «разрешения» на нее) ставит в самую тесную связь с чином праздничного богослужения. Пост в день, посвященный, хотя и косвенно, воспоминанию страданий Христовых, понятен. Но как вся служба праздника имеет в себе больше радости, чем скорби, то и пост в этот праздник не строгий. Запрещается только рыба, разрешение на которую устав рассматривает почти как отмену поста, но дозволяется вино и елей, тогда как даже в седмичные дни, посвященные воспоминанию страданий Христовых – в среду и пятницу – предписывается сухоядение.
В чем заключается необходимость чествования Креста Господня для христиан:
- "не Христос возвышается, чтобы славился Крест, но возвышается Крест, чтобы прославился Христос" (св. Андрей Критский);
- он, собственно, наш Крест: Спаситель «крест понес нам принадлежащий» (св. Кирилл Александрийский);
- Крест издревле стал проявлять спасительную силу свою и в чисто житейских нуждах христиан: "Если знамение Креста отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды?» (слово на поклонение Кресту, приписываемое св. Златоусту);
- наряду с таинственным, мистическим значением для христианина, крест получил для него и чисто моральное значение. Он стал ободрением и поддержкой для него в тягостях личного крестоношения: «Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх» (св. Андрея Критского слово на Воздвижение);
- Крест получил для христианина и эсхатологическое (эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека) значение: «Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда „тогда»? Когда силы небесные подвигнутся. Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках» (Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение);
- Крест стал знамением христианина: «Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю обрезание; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных» (св. Иоанн Дмаскин, слово в день Креста).
По Типикону "пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и на воскресный день."
Подробнее: http://bogoslov-kubansobor.ru/vozdvizhenie-chestnogo-i-zhivotvoryashchego-kresta-gospodnya.php
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Присоединяйтесь к Собору в социальных сетях:
vk.com/kuban_sobor
facebook.com/kubansobor/
Instagram: @sobor_krd
Богословские курсы: vk.com/bogoslov_kubansobor
Тюремное служение: facebook.com/zona1dobra
Сестричество: vk.com/sisters_of_mercy_krd
Молодежный центр: vk.com/molod_ec