Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

21.09.2017 Притча о талантах. Материалы для подготовки к воскресной Божественной Литургии в неделю 16-ю по Пятидесятнице, 24 сентября

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю 16-ю по Пятидесятнице, которая состоится 24 сентября 2017 года.

РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - митрополит Антоний Сурожский: притча о талантах (1970 г.);
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): неделя 16-я по Пятидесятнице. Притча о талантах. (1951);
     - Троицкий листок игумена Пантелеимона: притча о талантах (издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; 1896-1899 г.г.);
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Филарет Московский (Дроздов), Феофан Затворник, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, преподобные Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иосиф Исихаст, архиепископ Никифор (Феотокис), Евфимий Зигабен, игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Матфея (25:14-30) - притча о талантах.
Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
     - на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний;
     - человек не духовный, а душевный, человек мира сего, он не только не поймет их, но будет возмущен, услышав притчу о талантах: как так, у кого много, тому прибавится, а у кого ничего нет, еще отнимется последнее? Ибо не понимает он, что речь идет не о благах земных, о распределении которых судит по-мирски, и по-своему прав; не понимая, что речь идет о другом: о благах духовных, а в мире духовном все противоположно миру материальному
     - не без причины Господь сказал притчу о девах прежде притчи о талантах. «В лукавую душу не войдет премудрость» (Прем. 1:4); из нечистого сердца не могут истекать вполне чистые, безкорыстные, святые желания и действия;
     - каждый должен прежде всего потрудиться над очищением своего сердца от страстей, чтобы воспитать в нем святые чувства молитвы и любви, а затем послужить и ближнему тем талантом, какой он получил от Бога. Таков порядок духовного делания;
     - сам не вызывайся на подвиг, а когда Бог позовет, укажет случай – не отказывайся;
     - лукавый раб как бы не замечает того, что, глубоко оскорбляя господина, называя его жестоким корыстолюбцем, он уже произноситприговор против себя самого;
     - кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет;
     - не высокая или знатная доля, не то, много или мало дано тебе талантов, а верно ли ты исполнил свой долг – вот что послужитоправданием на суде Божием;
     - возвратить Богу эти дары так, как возвратил ленивый раб данный ему талант, невозможно: дары и призвание Божие непреложны, говорит апостол, их можно или приумножить, или вовсе потерять;
     - именно в зрелом духовном возрасте, когда человек считает себя победителем, ему грозит величайшая опасность непослушания Богу. Достигнув величайших высот, он падает тогда в глубочайшую пропасть и закапывает свой талант;
     - закон царствия небеснаго: кто на деле оказывается верным в малом, тому дается полномочие на многое;
     - никто не имеет права называться верным, только потому, что верит Христианскому учению о Боге: «ты веруеши, яко Богь един есть; добре твориши: и беси веруют, и трепещут» (Иак. 2:19), однако их никто не называет верными;
     - понятие «вера» подразумевает три подчиненныя и составительныя понятия: «уверенность» (в истинах Богопознания, вера ума),«доверенность» (к обетованиям благодати, безусловная преданность человека Богу), «верность» (верность Богу и Христу в неизменном исповедании православныя веры, верность в отношении к заповедям Божиим, состоящая в неленостном их исполнении, верность в отношении к таинствам, дарованиям, служениям);
     - многим сделаться неверным о «мале» не так страшно: и опасность, по виду маловажности пренебрегаемая, тем удобнее постигает неосторожных;
     - только «верному о мале» Господь дарует многое: следственно, попуская себе умышленно неверность в малом, ты сам себя лишаешь права на многое;
     - не щедрости недостает у Бога, чтобы дать человеку вдруг многие и высокие дары благодати: но, чтобы предохранить от крайняго осуждения за неверность в великом, Он испытывает его в меньших служениях, и тем приготовляет к большим дарованиям;
     - остеpегайся осуждать того, кто немощнее тебя, иначе окажется, что ты по невежеству своему боpешься с Господом;
     - в Церкви много людей, напоминающих раба, скрывшего полученное - они страшатся встать на путь лучшей жизни, но не боятся оставаться в своей бесполезности. И если случится, что они осознают себя грешниками, то возможность встать на пути праведности их тревожит, аоставаться в пороках для них не страшно;
     - рабу, зарывшему полученый талант, надлежало бы обвинять себя в праздности, и тем несколько уменьшить прежний грех свой, а он взнес обвинение на господина – и удвоил, вместо таланта, грех;
     - покаяние без смирения и сердечного сокрушения не есть покаяние;
     - самое мягкое слово, которое можно сказать о не приумноживших данные им таланты - воры. Ибо дар Божий они считают своим: ониприсвоили чужое и скрыли дарованное;
     - истинная любовь в том, чтобы любить своего друга в Боге и своего врага ради Бога;
     - вряд ли кто-нибудь может уклониться от зла, не творя при сем блага, и сохраниться без греха, не упражняясь в добродетели.
 
Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:
     - какие дары получаем мы от Бога? Дары благодати;
     - что такое тьма внешняя? Это вся та огромная область, которая вне Царствия Божия, которая является внешней по отношению к нему;
     - почему господин называет раба, не приумножившего данное ему лукавым?
     - что означает "отправляясь в чужую страну"?
     - кто подразумевается под рабами господина?
     - какой переносный смысл имеют "ссуда", выданная господином, "полученная прибыль""торгующие"?
     - что можно понимать под пятью талантами, под двумя талантами, под одним талантом?
     - что же знаменует сие: «сотвори другия пять талант», также: «приобрете и той другая два»?
     - в чем различие притчи о талантах от притчи о десяти девах?
     - кто имеет полное право называться верным, и потому имеем ли мы сие право?
     - почему принесший два таланта получил не менее представившаго пять талантов?
     - почему Господь с денег вещественных воспретил брать рост, а в духовных дарах обещает потребовать от нас лихвы?
 
 - слово патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю шестнадцатую по Пятидесятнице (2010 г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
     Ни один человек не может обрести то, что имеет сам. Человек не может гордиться талантами и силой, будь то сила интеллектуальная, физическая, сила воли, потому что получено это даром от Бога; и нельзя смеяться над теми, кто кажется обкраденным умом или человеческими силами, как нельзя никогда смеяться или уничижительно относиться к людям, имеющим физические недостатки. Это Божияпрограмма человеческого бытия. И в этом смысле Бог предопределяет развитие человеческой истории. Он входит в человеческую историю этой особой программой, которую вкладывает в каждого из нас. Здесь Его воля, здесь Его власть.
     Но ведь одновременно Господь создал нас свободными, разумными существами. И как было бы ужасно, если бы вложенная Богом в нашу природу программа работала подобно программе компьютера, а еще проще сказать, подобно тому, как мы будильник заводим на определенный час. Если бы мы были просто механизмами, в том числе, может быть, заряженными и на совершение добра, это была бы иная жизнь - не человеческая, это была бы жизнь машин и роботов, запрограммированных на добро.
     Великие таланты, десять талантов или один талант, или полталанта, то, что Господь дал, человек развивает, приносит как благоуханную жертву Господу - свою жизнь, свои труды, свой подвиг, большой или малый. И вот здесь - область нашей свободы: пить или не пить,грешить или не грешитьверить в Бога или не веритьстроить храмы или разрушать. Здесь мы свободны. Но за эту область свободы мы и понесем ответ на Великом и Страшном Божием Суде.
     Господь не спросит нас: «Почему ты не имел талантов?», не спросит, потому что Он раздает таланты. Но Он спросит: «А почему же ты на 5 талантов не принес 10? А почему же ты свой талант закопал в землю? А почему же ты жил не так, как Я тебя учил жить?»
 
Мы продолжаем публиковать "Воскресные листки" для подготовки к службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в предстоящее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 24 сентября 2017 года. Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Присоединяйтесь к Собору в социальных сетях:

vk.com/kuban_sobor
facebook.com/kubansobor/

ok.ru/kubansobor

Instagram: @sobor_krd

Богословские курсы: vk.com/bogoslov_kubansobor

Тюремное служение: facebook.com/zona1dobra

Сестричество: vk.com/sisters_of_mercy_krd

Молодежный центр: vk.com/molod_ec 

 

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version