Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

14.09.2017 О двух основных заповедях. Материалы для подготовки к воскресной Божественной Литургии в неделю 15-ю по Пятидесятнице, 17 сентября

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю 15-ю по Пятидесятнице, которая состоится 17 сентября 2017 года.

РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- митрополит Антоний Сурожский: какая наибольшая заповедь? (1989 г.);
- праведный Иоанн Кронштадтский: неделя 15-я по Пятидесятнице. Что нам препятствует любить Бога?;
- Троицкий листок игумена Пантелеимона: ответ Господа законнику о первой и большей заповеди в Законе... Его вопрос о Христе: чей Он Сын?.. (издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; 1896-1899 г.г.);
толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, преподобный Максим Исповедник, Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Матфея (Мф. 22:35-46) - о двух основных заповедях.
Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
     - не сила составляет сущность любви, а хрупкость, уязвимость того, той, кто отдает себя щедро, застенчиво, радостно;
     - всякий, желающий посрамить Бога, сам бывает посрамлен, а Богу предоставляет случай еще больше прославиться;
     - сердцем желаем, душею мыслим, разумом разсуждаем;
     - духовное место, на котором одном заповедано приносить духовные жертвы, - смирение;
     - не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови твоей: жертва, благоприятная Богу - смирение сердца, сокрушение духа;
     - верность - непременное условие любви. Без этого условия любовь расторгается;
     - плотская любовь непостоянна, переменчива: огнь ее вполне в зависимости от вещества;
     - в Западной Церкви, с того времени как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства, и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу, много подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию;
     - никакой заповеди о любви не дает Бог ангелам, ибо ангелы не удалены от Бога и естественным образом любят Его;
     - когда все сердце мое, вся душа моя, все помышление мое посвящено будет Богу: тогда всякое желание мое есть добродетель, всякое мое помышление - непорочность, всякое мое умозаключение - святость;
     - любовь к Богу не позволяет погублять нас, а любовь к ближним не допускает обижать нас, потому что никто не обижает того, кого любит;
     - не любящий же Бога может лишь обманывать себя, думая, что любит людей: такой человек может в лучшем случае иметь тольконекоторое смутное сочувствие к людям, источник которого опять же находится в сочувствии к самому себе;
     - наши ближние являются видимым полем, на котором мы показываем свою любовь к невидимому Богу, являются для нас школой, где мы упражняемся в самой совершенной любви – любви к Богу;
     - твое дело - любить всех людей ради любви Божией, а Его - после отделить праведных от неправедных;
     - закон и пророки не утверждаются, а зависят от двух главных заповедей, суть вывод из них: если бы не было этих заповедей, то не существовало бы ни закона, ни пророков.
Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:
     - какими верными и точными признаками Господь отметил любящего и нелюбящего?
     - ты хочешь научиться любви Божией? Удаляйся от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспрещенных Евангелием. Враждою твоею к греху, столько ненавистному для всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу;
     - в каких книгах Ветхого Завета упомянуты эти две заповеди? Почему они не включены в число десяти Божиих заповедей, составляющих основу всего закона, данного чрез Моисея?
     - разве возможна любовь по заповеди? Нет, не возможна. Но, к сожалению, заповедь о любви должна была последовать, ибо помраченное сердце человеческое забыло естественную любовь человека к Тому, Кто больше всего его любит.
     - почему Господь заповедует возлюбить Бога всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим?
     - почему первая заповедь (о любви к Богу) подобна второй (любви к ближнему)?
 - слово патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю пятнадцатую по Пятидесятнице (2014 г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
     Самое важное – научиться жить в соответствии с заповедями Божиими: храм – это не место отправления культа, как считали в советское время. Храм – это место горячей молитвы к Богу, а молитва – это дело тяжелое. Молитва требует концентрации всех внутренних сил. Обращаясь к Богу, надо не просто повторять чьи-то слова, – Его надо просить всей силой своей души, и тогда молитва совершает чудеса. Он отвечает не в громе, не в молнии, не в немедленных чудесах – Бог всегда действует так, чтобы не нарушить нашей свободы. Он не превращает нас в механизмы, которые находятся у Него в руках, в некие винтики, которые Он только откручивает или закручивает, – мы сами делаем всё по своей воле, по своему разумению, но Бог совершает чудо, вплетая Свою волю и энергию в наше действие.
     Господь никогда не будет помогать лентяю: Он не потакает нашим слабостям, нашей лени, нашей неспособности к самоорганизации. Но когда мы по-человечески трудимся и стараемся делать то, что можем делать, тогда в ответ на нашу молитву Господь и помогает. Господь рядом – Своею силой, Своей божественной энергией Он оплодотворяет весь космос, Он сохраняет всю вселенную в дивном порядке, Он сохраняет нашу хрупкую Землю, Он оберегает каждого человека настолько, насколько сам человек желает Бога пустить в свое сердце.
     Сопрягать духовное с материальным: если мы духовное будем соединять с материальным, то мы никогда не превратимся в потребителей человеческих благ, не помнящих своего родства, которыми так легко управлять, которые перестают различать добро и зло, которые стремятся лишь насыщать себя и потреблять как можно больше. Необходимо сопрягать духовное с материальным: веру со знанием и трудом, молитву с усилиями – тогда и Господь споспешествует нам.
     С Богом можно разговаривать так же, как с человеком: Он понимает любой язык, Он понимает движения души, Он знает всё. И для того чтобы Божественная сила, Божественная благодать прикасалась к нам, чтобы она входила в нашу жизнь, чтобы она умножала наши физические, умственные, нравственные возможности, духовные силы, мы должны просить об этом Бога. И Господь отвечает; а если бы не отвечал, никто бы к Нему и не обращался. Это обычная житейская мудрость – не просить того, кто тебе отказал. Может быть, раза два или три, но на четвертый к тому, кто нам отказал, мы уже не обращаемся. А к Богу мы обращаемся тысячелетиями, потому что Он нам отвечает.
     Духовность преломляется во множестве конкретных действий: когда мы говорим о духовности, некоторые думают, что это непременно церковь, кадило, обряд… Церковь и обряд содействуют укреплению духовного начала в человеке, воспитанию духовности. Но духовность преломляется во множестве конкретных действий, которые без духовности не дадут никакого результата. У каждого из вас свои мечты, свои надежды, свои радости, свои скорби. И с этими проблемами уж никак не справиться без сильной духовной жизни. Тогда человек становится действительно силен и в сфере науки, образования, культуры, технологии, искусства. Силен в межличностном общении, в семье, в отношениях между мужем и женой, детьми и родителями, братьями и сестрами. Силен в отношениях с обществом – когда в душе всё правильно. А эта правильность души зависит от наших убеждений и нашей веры.
Мы продолжаем публиковать "Воскресные листки" для подготовки к службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в предстоящее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 17 сентября 2017 года. Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божествнной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Присоединяйтесь к Собору в социальных сетях:

vk.com/kuban_sobor
facebook.com/kubansobor/

Instagram: @sobor_krd

Богословские курсы: vk.com/bogoslov_kubansobor

Тюремное служение: facebook.com/zona1dobra

Сестричество: vk.com/sisters_of_mercy_krd

Молодежный центр: vk.com/molod_ec


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version