Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

10.06.2017 Поездка Воскресной школы Собора в Оптину пустынь

 По милости Божией география святых мест, где побывала наша Воскресная, школа с каждым годом расширяется. В этом году традиционно на майские праздники мы снова двинулись в путь, на этот раз – в Оптину пустынь. На протяжении всего пути ребята читали приготовленные дома доклады о святых местах и подвижниках, которых мы намеревались посетить. Благодаря этой подготовке рассказы экскурсоводов запоминались легче, т.к. некоторые элементы рассказа были нам уже знакомы.

Уже родным стал нам Задонск, дающий отдых и благословение святителя Тихона. Здесь уже не раз останавливались мы после первых пятнадцати часов путешествия и перед последним долгим переездом на пути домой. Снова встретили нас из-за стен Рождество-Богородицкого монастыря  небесно-голубые стены Владимирского собора, где почивают мощи святителя.

К обеду следующего дня достигли мы Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни в Шамордине, устроенной заботами прп. Амвросия Оптинского. Слушая рассказ экскурсовода, мы любовались на красивейший Казанский собор, построенный по проекту архитектора С.В. Шервуда. 15-главый собор выполнен в «русском стиле» - с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Затем помолились у могил настоятельниц обители, расположенных за алтарем Казанского собора. До начала 20-х гг. XX века на этом месте была усыпальница, устроенная в 1910 году по проекту губернского инженера Б. А. Савицкого стараниями благотворителя монастыря Сергея Васильевича Перлова. На территории монастыря также находится храм в честь прп. Амвросия Оптинского, построенный как «футляр» над домом-кельей батюшки Амвросия, где он останавливался, когда приезжал в обитель.

Однако паломничество отличается от экскурсионной поездки тем, что дает не только пищу для ума и удовольствие для глаз, но питает душу, наполняет ее пищей духовной. Так и здесь Господь позволил нам прикоснуться к жизни монастыря в скромности монастырского обеда, в послушаниях и в уникальной вечерней службе, в которой проникновенные голоса сестер не опустили ни одной буквы.

Уже затемно мы приехали в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в с. Клыково.

После короткого ночлега ждала нас ранняя служба в Свято-Введенской Оптиной пустыни. В пасмурной рассветной дымке Встретил нас трубящий ангел – символ монастыря. Пожалуй, после Троице-Сергиевой Лавры это второй духовный центр России, в который, как и век назад, стремятся люди в поисках совета, утешения и спасения. Оптина пустынь в позапрошлом веке стала знаменита старчеством – особым видом служения, которое состоит в духовном руководстве  - направлять души ко спасению и врачевать их от страстей.

После Причастия, душистых оптинских просфор и, конечно, «подкрепления» в монастырской чайной ждала нас экскурсия по монстырю. Дошли мы и до скита, где до сих пор течет сокрытая от посторонних глаз духовная жизнь. Много узнали мы о знаменитых в русской истории людях, приезжавших в Оптину за наставлением или мудрой беседой. А после было у нас достаточно времени помолиться, приложиться к мощам святых преподобнах старцев, к крестам на могилах трёх Оптинских новомучеников, убитых на Пасху 1993 года: иером. Василия, иноков Ферапонта и Трофима.

Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы - главный в монастыре. В нём находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария. Ещё одна святыня этого храма - мироточивая Казанская икона Божией матери. В самом большом в Оптиной пустыни храме в честь Казанской иконы Божией Матери покоятся мощи преподобных старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери - это храм-усыпальница для святых мощей преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова).

Вернувшись в Спаса Нерукотворного пустынь в с.Клыково, мы при свете дня смогли рассмотреть всю красоту этой обители и послушать рассказ экскурсовода об истории и святынях монастыря. Монастырь на этом месте возник совсем недавно, но его открытие было подготовлено еще в 1924 г., когда после разорения Свято - Введенской Оптиной Пустыни, часть братии поселилась в селе Клыково и центром духовной жизни стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В этом храме с 1925 по 1935 годы служил Оптинский иеромонах Пантелеимон. В 1937 году храм был закрыт и только весной 1991 года был возвращен Церкви. Восстановление храма было завершено в 1999 г. Об этом предсказывала матушка Сепфора будущему наместнику священноигумену Михаилу.

Одна из главных святынь этого монастыря – домик матушки Сепфоры, в котором она доживала свои последние дни. Матушка еще не прославлена в лике святых, но народное почитание, связанное с чудесной помощью от старицы, уде свидетельствует о том, что матушка Сепфора – угодница Божия.

Дальше путь наш лежал в Серпухов  - в Серпуховской Высоцкий мужской монастырь.

Эта древняя обитель была основана по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия. Мощи св.прп. Афанасия почивают в монастыре, и после смерти он не осталвет заботой вверенную ему обитель. Также в монастыре собрано множество святынь - около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения.

В этот же день прибыли мы в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Все тяжелые времена Русской земли отразились в летописи этого монастыря: Смутное время, церковный Раскол, две Отечественные войны и, конечно, национализация, нанесшая самый большой удар по большинству русских храмов и обителей.

В Смутное время монастырь столь мужественно отражал натиск польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II, что подвиг защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. Протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители и мы сами смогли увидеть камеру, где его содержали. Во время Отечественных войн и 1812 и 1941-45 гг. монастырь подвергался разграблению и частичному разрушению. После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать был превращен практически в руины. Реставрация, начавшаяся в 60-х годах XX дала монастырю новую жизнь в 1991г., когда началось возвращение в монастырь иноков и возобновились регулярные богослужения.

В каждом нашем путешествии становимся мы свидетелями Божиего Промысла о нас, Его милости. Так совершенно случайно, уже собираясь выезжать по заранее определенному маршруту, узнали мы о местном архитектурном чуде – о Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, который называют Боровскими Кижами, так как возведен он из бревен сосны абсолютно без гвоздей. Ранее на этом месте располагался Высоко-Покровский монастырь, основанный в 1410г. В 1414 г.  пришел туда Пафнутий Боровский. Здесь он принял постриг и был отправлен под руководство преподобного Никиты Серпуховского (ученика Сергия Радонежского). В 1434 г. Пафнутий стал игуменом монастыря, а в 1444 г. из-за болезни он уходит ушел жить на реку Истерьму, где и основывал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1610 г. храм разорили и сожгли литовские люди и поляки. Но по приказу царя Михаила Федоровича к 1621 г. была поставлена новая деревянная церковь Покрова. Возле алтаря в 1868 г. Была возведена каменная часовня на месте погребения родителей преподобного Пафнутия Боровского: Иоанна и Фотинии.

В предпоследний день нашей поездки мы посетили мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Тихонову Пустынь. Она была основана во второй половине XV века постриженником московского Чудова монастыря Тихоном. Несколько лет он подвизался в лесу один, поселившись в дупле старого дуба, затем вокруг него собрались образовалась монашеская община. В 1551 году: преподобного Тихона причислили к лику святых на Московском Соборе. Мощи его были обретены и открыто почивали в Успенском храме. В 1610 году его разрушили польско-литовские отряды. Мощи прп. Тихона иноки сокрыли под спудом, опасаясь их поругания от латинян. Вот уже четыре столетия они находятся под спудом.

Постепенно восстанавливаясь и укрепляясь молитвами св. Тихона, к 1917 году пустынь превратилась в один из крупнейших и самых прославленных монастырей России. Однако уже 12 октября 1918 года Тихонова пустынь была закрыта, разграблена и разрушена. Был стерт с лица земли источник преподобного Тихона: его забетонировали и огородили колючей проволокой. С 90-х гг. началось восстановление былой красоты Свято-Тихоновской обители.

Этот день нашего паломничества пришелся на празднование Дня Победы и было очень символичным в этот праздник посетить музей-диараму «Стояние на Угре», для чего мы и приехали во Владимирский скит Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Любовь к Родине, желание защитить родную землю у русского человека в крови, поэтому что в XV, что в XX веке победа русских солдат – одна Победа. Музей-диорама "Великое Стояние на реке Угре" - первый в России музейный комплекс, посвященный военной компании 1480 года, в котором рассказывается о победе русской армии под командованием великого князя Иоанна III над войсками ордынского хана Ахмата, о конце татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 243 года, о рождении в XV веке Московской Руси. Диорама выполнена студией военных художников им. М.Б. Грекова под руководством заслуженного художника России П. В. Рыженко. На холсте длиною 23,6 и высотой 6,7 метра он изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря. Усиливают впечатление присутствия выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов. А в отдельном зале музея, где представлены археологические находки, ребят ждало настоящее мальчишеское счастье: возможность примерить на себя доспехи и шлемы богатырей, ощутить в руках тяжесть мечей, созданных по образцу оригинального вооружения той эпохи.

Поздно вечером снова Задонск заботливо встретил нас вкусным ужином и ночным покоем. А утром, приложившись к мощам свт. Тихона и получив благословение настоятеля, мы отправились в обратный путь. Наше паломничество в конце учебного года – это самый лучший экзамен. Именно здесь, находясь друг с другом на ограниченной площади несколько дней подряд, мы получаем возможность показать не теоретические знания, а знания, которые направляют душу и сердце христианина в его следовании за Господом. Терпение к слабостям друг друга, смирение перед промыслом Божиим о нас, когда все идет не по плану; умение прощать и просить прощения. И все это созидает в сердце любовь Христову, по которой узнается, кто Его ученики. Дорогого стоят наши совместные молитвы в ночной дороге, в полумраке деревянной гостиницы или на рассвете, чтение акафистов, пение военных песен с детьми, общие заботы и радости, когда не просто словами, а реальностью становится чувство единой семьи, единой Церкви.

Экзамен тяжелый, но и награда за него велика – исполнение молитв и утешение Святым Духом.


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version