Свято-Екатериниский Кафедральный Собор

События

Карта сайта

22.06.2016 Лучше гор могут быть только горы… (Паломническая поездка воскресной школы в Крым со 2 по 7 мая 2016 года)

Крым – чудесное место. Бесчисленные древние святыни, исторические памятники и разнообразие природных красот сконцентрированы на маленьком полуострове, который легко можно пересечь за один день! Один раз побывав там, хочется возвращаться снова и снова. Когда наша Воскресная школа три года назад путешествовала по Крыму, он покорил нас! Программа нашей поездки была предельно насыщенной, но осталось впечатление, что и сотой части достопримечательностей этого необычного места мы не успели посмотреть.

И вот снова паром, как в сказке, переносит нас в этот волшебный мир Крыма. Только утром мы были в Краснодаре, а вечером того же дня – стоим в храме св. Иоанна Предтечи – древнейшем действующем храме Крыма. По преданию, постройка церкви начата с благословения самого св. Андрея Первозванного в I веке. Вполне вероятно, та церковь не сохранилась и данный храм был построен на ее месте (он датиуется Х веком). Однако от построек I века сохранилась плита с углублением в форме человеческого следа, который по преданию оставил св. апостол Андрей.

От Керчи рукой подать до Феодосии, где уставших путешественников уже ждал вкусный ужин и теплые постели. Кстати, располагалась наша гостиница в двух шагах от храма св. вмчц. Екатерины, так что помощь нашей небесной покровительницы мы чувствовали и вдали от дома.

С утра было солнце (несмотря на обещанные дожди), и отправлялись мы в средневековую Судакскую крепость. А по дороге посетили храм прор. Илии в Солнечной долине, который был построен в XI-XII веках. Главной реликвией храма является привезенная из Константинополя древняя мраморная купель IV-V вв., сделанная из мраморной капители колонны античного храма. Только Господь знает, сколько христиан родились в ней в вечную жизнь, сколько из них приняли мученическую смерть за Христа…

Мы едем в Судак, древнюю Сугдею или Сурож. Иногда вдали поблескивает море, вокруг дороги холмы и горы. Дует ветер, как дул он над этими холмами, когда киммерийцы и синды торговали здесь с греками и сражались со скифами; когда русский князь Бравлин покорил византийцев, а затем, крестившись, одарил Сурож и удалился в свои земли; когда утвердили здесь свою власть монголы, а затем строили свои крепости генуэзцы. Сколько историй, человеческих судеб и судеб целых народов пересеклось на этом маленьком кусочке земли!

Эпоха генуэзцев (XIV-XV вв.) запечатлена на крымской земле башнями и крепостями. Генуэзская крепость в Судаке построена на месте более древней крепости аланов. Высота наиболее сохранившихся башен составляет примерно 15 м, соединяющие их стены имеют высоту 6—8 и толщину 1,5—2 метра. На некоторых башнях сохранились закладные плиты с геральдической символикой и надписями на средневековой латыни, указывающими, что каждая башня была названа в честь консула, при котором её построили. На территории между внутренней и внешней линиями обороны, которая составляет 30 гектаров, ранее располагалась основная часть города, и этот город еще ждет своего исследователя. А пока ветер гонит зеленые волны над каменными развалинами домов и храмов, еще хранящих свои истории и секреты.

Вернувшись в Феодосию, мы прогулялись на море и послушали интересный рассказ об истории этого древнего города.

Третий день нашего путешествия был посвящен посещению Топловского Свято-Троицкого Параскевиевского монастыря. Монастырь, открытый в 1864 году, расположен у источника, носящего имя Святой Параскевы Римской. По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, а на месте казни забил целебный источник. Много горя пережили монахини в советские годы, когда монастырь был опустошен, еще недостроенный Свято-Троицкий храм взорван, а его насельницы и священники погибли в лагерях. К местночтимым святым причислена игуменья Параскева (Родимцева). Сегодня заботами сестер монастырь восстанавливается и украшается, строится новый Свято-Троицкий храм. Мы поднялись к источнику св. вмч. Георгия. Многие из нас с молитвой об укреплении телесных и духовных сил окунулись в источник св. Параскевы. А детей порадовали многочисленные упитанные коты, не обращающие внимания на паломников – при монастыре существует приют для собак и кошек.

К вечеру этого дня мы добрались до паломнической гостиницы в Новофедоровке, уже хорошо знакомой нам по прошлой поездке вкусной кухней и доброжелательными хозяевами.

С утра снова в путь – Крым дарит нам новые открытия и неожиданные сюрпризы! В Инкермане нашей целью был Инкерманский пещерный монастырь святого Климента. Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента – римского епископа, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне – Севастополь) и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину. В скалах Инкермана святитель Климент устроил в одной из пещер церковь. 15 октября 1852 года она была освящена во имя свщмч. Климента. Сюда же в VII в. был сослан св. епископ Мартин. В VI в. византийцами была построена здесь крепость Каламита, руины которой сохранились до наших дней. А позднее, в VIII–IX вв. в скале над крепостью начали вырубать пещерные помещения, церкви и кельи, где обосновывались монахи из Византии, преследовавшиеся в период иконоборчества.

Обедали мы в Бахчисарае, вспоминая наше прошлое путешествие в Свято-Успенский монастырь и городище Чуфут-Кале. Но в этот раз Божьим Промыслом было нам уготовано побывать в необычном месте, совершенно случайно, из-за перепутанных названий попавшем в наше «паломническое расписание». Мы никогда не узнаем,  на что способны с Божьей помощью, если не возьмемся за дело выше наших сил. Так и здесь планировали, рассчитывая на себя, но получили радостное назидание: «все могу во укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:3). В общем, попали мы в горы…

В юбках и босоножках, дети и дамы - поднимались мы по узкой лесной тропинке в средневековый  город Эски-Кермен (VI-XIII в.). Эски-Кермен – «Старая Крепость» - один из крупнейших пещерных городов-крепостей, расположенный на «труднодоступном плато», как говорят о нем путеводители. Руины домов, хозяйственных построек, дороги, сохранившие следы колес – все, что осталось от былой славы неприступного форпоста. Экскурсовод рассказал нам, что храмы, даже разрушенные, требуют особо благоговейного отношения, поскольку при освящении храм поручается предстательству св. Ангела, который незримо стоит в алтаре до Второго Пришествия. По тропе над восточным обрывом мы дошли до осадного колодца, сыгравшего роковую роль – именно через него проникли в город посланцы золотоордынского Ногая, разбив нижнюю часть скалы, служившую стеной колодца. И дальше по тропинке вниз и вниз через лес - спуск, наверняка несложный для опытных туристов. Но не все могут похвастаться такой подготовкой, поэтому для некоторых паломников это путешествие стало испытанием и преодолением самих себя.

На следующий день дети смогли причаститься в храме св. кн. Владимира в Херсонесе. И мы могли любоваться морем с берегов, темно связанных с судьбой всего русского народа, ведь именно здесь был крещен св. князь Владимир.

Большое впечатление произвело на нас посещение Севастопольской Панорамы и морская экскурсия по Артиллерийской бухте. А впереди еще был красивейший мыс Фиолент и нависающий над морем Свято-Георгиевский монастырь.

И вот наступил последний день нашего путешествия. Снова Крым показал нам свои новые грани и поманил еще неизведанным, еще не увиденным - заставил строить новые планы, в надежде на возвращение сюда.

Приезжая в Крым, невозможно не поклониться мощам св. исповедника Луки Крымского. Словно к старому знакомому, доброму и гостеприимному хозяину приезжаем мы к святителю в Свято-Троицкий монастырь. Поблагодарив Бога за его милость к нам и святых Его за помощь и поддержку в пути, отправились мы домой и, почти незаметно добрались до родного Краснодара, полные благодати.

Путешествие наше началось сразу после Пасхи и все оно было наполнено радостными возгласами «Христос Воскресе!» Повсюду, где мы были звучал пасхальный тропарь, утром и вечером мы вместе пели пасхальные часы. Радость и ликование сердца, сливающееся с блеском моря, звоном колоколов, ощущением одной большой семьи и близости Бога!

Мы от всего сердца благодарим всех организаторов этой паломнической поездки, в очередной раз подарившим нам такую чудесную возможность прикоснуться благодати святых мест Крыма, наполнится впечатлениями, которые будут питать нас весь год!