Свято-Екатериниский Кафедральный Собор

События

Карта сайта

21.05.2015 «Господь носил нас на руках» - Паломническая поездка Детской воскресной школы.

«Господь носил нас на руках».

Каждую весну в длинные майские выходные дни наша школа не закрывается, а становится на колеса и отправляется в путь. В этом году наша паломническая поездка была посвящена 700-летию прп. Сергия Радонежского и в основном пролегала по историческим местам, связанным с жизнью великого русского святого. Но не только! На двух автобусах дети, родители и преподаватели проехали в общей сложности 3200 километров, чтобы поклониться святыням Русской земли в Ростове Великом, Сергиевом Посаде, Москве и Задонске.

Вечером 29 апреля мы садимся в автобус и вот позади первый большой переезд  – мы в  Ростове Великом. Долгожданный отдых в уютной гостинице и с утра мы отправляемся на экскурсию по Ростовскому Кремлю. Поистине – это жемчужина в российском историческом наследии. Архитектурный ансамбль Ростовского архиерейского дома сформировался в результате строительной деятельности митрополита Ростовского и Ярославского Ионы III (Сысоевича) в 1670-1680-х годах. Ростовский Кремль поразил нас своей простотой и в то же время спокойным величием. Нужно сказать, что во всех святых местах, где мы были, очень сильно впечатление, будто перестаешь быть отдельным индивидом, закруженным вихрем современной жизни, а становишься вплетенным в единую ткань русской истории, чувствуешь себя частью своего народа.

Самый большой Успенский собор Кремля, построенный в 1508-1512 гг. пятый по счету на этом месте - до него в центре древнего города сменилось еще четыре храма. Первым был кафедральный собор Успения Божией Матери «от древес дубовых», деревянный, заложенный еще в 991 году при князе Владимире, один из первых соборов на Руси. С тех пор в Ростове несколько столетий находилась архиерейская кафедра. Главная святыня Собора - гробница с мощами свт.Леонтия (ум.1077г.), над которой установлена серебряная рака.

По узкой лестнице, где не могут разминуться два человека, мы взобрались на Знаменитую Ростовскую звонницу, построенную при соборе в 1682-1687 годах. Нам даже довелось прикоснуться к самому большому из сохранившихся колоколов. Это колокол весом в 2000 пудов (почти 33 тонны), названный Сысоем в честь отца митрополита Ионы Сысоевича. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

Затем мы посетили экспозиции музея “Древнерусское искусство” и “Ростовская земля”. Прошли по крытым арочным переходам внутри кремля, по которым бегали герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В Церкви Спаса на Сенях послушали проникновенную молитву красивым распевом, удивившись изумительной акустике, которая свойственна практически всем древним храмам.

Затем мы отправились в Спасо-Яковлевском мужской монастырь, основанный около 1390 г., где смогли приложиться к мощам свт. Димитрия Ростовского в Зачатьевском Соборе. Возле раки с мощами святителя выставлены изданные еще при его жизни “Жития святых”. Два огромных тома впечатляют своей основательностью. С экскурсоводом прошли в построенный в к. 18 века в стиле классицизма Димитриевский собор, который поразил своей необычной красотой. Прогулялись по арочным переходам, с которых открывается красивый вид на озеро Неро.

Братия монастыря позаботилась не только о духовной, но и телесной пище для нас. И монастырские щи на обед были незабываемы! Справедливости ради нужно сказать, что где бы мы ни трапезничали – никогда не ели дома ничего вкуснее!

Нужно отметить, что наши экскурсии не прекращались даже в автобусе, т.к. каждая семья получила задание перед поездкой подготовить рассказы о всех местах, по которым нам доведется проехать.

На исходе второго дня нашего путешествия, по пути в Сергиев Посад, мы остановились в Никитском монастыре Переяславля-Залесского, основанном в 1010 г. и освященном в память великомученика Никиты Столпника.  Железные вериги святого до сих пор сохраняются в Никитском монастыре и являют чудеса исцелений. Царь Иван Грозный при своей жизни не раз совершал паломничество в этот монастырь.

И конечно же, мы не могли уже на закате не заехать в Троице-Сергиев Варницкий монастырь, основанный в 1427 году свт. Ефремом, епископом Ростовским, по преданию, на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Здесь мы приложились ко Кресту, установленному на месте встречи чудесного старца с отроком Варфоломеем. Эта встреча во многом определила дальнейший путь юного Варфоломея – будущего великого святого земли Русской, прп.Сергия Радонежского.

И вот наконец – основная цель нашего путешествия – Троице-Сергиева Лавра. Впереди два дня в гостях у прп. Сергия Радонежского. Два дня, чтобы отдохнуть от дорожной жизни и впитать в себя насколько возможно благодать этого святого места.

Утро в Троице-Сергиевой Лавре началось с посещения Церковного Археологического Кабинета Московской Духовной Академии, носящего имя в честь Патриарха Алексия I (Симанского). Здесь мы увидели историю русской церковной жизни век за веком в документах и материальных памятниках: коллекциях предметов церковной старины, иконописи, религиозной живописи, графики, нумизматики, рукописных и старопечатных книг.

Незапланированным подарком прп. Сергия стало для нас посещение пятиярусной Лаврской колокольни. Высота её вместе с крестом — 87,33 м — на 6 м превышает высоту колокольни Ивана Великого в Москве (где мы тоже успели побывать, но об этом позже). К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, а размещённый на втором ярусе Царь-колокол был на момент установки крупнейшим из действовавших в России колоколов. Бо́льшая часть колоколов была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 т. Именно в этот колокол некоторым счастливчикам из нашей команды довелось позвонить!

После Всенощного бдения в Успенском Соборе мы приложились к мощам прп. Сергия и спустились в Серапионову Палату – настоящую сокровищницу Лавры. На месте Серапионовой палаты когда то была келья Сергия Радонежского, где, по преданию, ему являлась Богородица. Здесь покоятся десница первомученика святого Стефана, частица  мощей  апостола Андрея Первозванного, мощи митрополита Московского и всея Руси Иоасафа, мощи игумена Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Новгородского Серапиона, прп. Дионисия, архимандрита Радонежского, ученика Патриарха Ермогена, глава святителя Исаии Ростовского, крест с частицей Крови Господней, частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона,  святителя Николая, Марии-Магдалины, частица ризы Богородицы, крест-мощевик преподобного Сергия, частица мощей Вифлеемского младенца.

Поздно вечером мы вместе прочитали Правило ко Святому Причастию и утром причастились в Академическом храме.

После завтрака мы поехали в Покровский Хотьков монастырь, где подвизались в конце своей жизни родители прп. Сергия Радонежского прпп. Кирилл и Мария. Святой Сергий неоднократно призывал всех, приезжающих к нему помолиться о его родителях и почтить их память. Исполняя завет преподобного, мы поклонились св. мощам прп. Кирилла и Марии.

Возвращаясь в Лавру мы посетили также Гефсиманский Черниговский Скит с его пещерным храмом. В пещерах в Иверской часовне находятся гробница прп. Варнавы Гефсиманского, а также гробница, в которой покоятся честные останки блаженного схимонаха Филиппа  - основателя скита.

Жаль, что погода не позволила нам посетить Малинники и окунуться в источник, но, неожиданно сложилась дорога в Александровскую слободу, посещение которой для некоторых стало источником самых сильных впечатлений от поездки. Александровская слобода, или Александровский Кремль, являлась царской резиденцией Ивана Грозного.

На следующий день рано утром мы приехали в Москву и удивились непривычно пустым и тихим улицам – день был выходной и Москва еще не проснулась. Конечно же, первым делом, мы поспешили в Кремль, ведь некоторые паломники были в Москве впервые. Т.к. наше путешествии состоялось в преддверии большого праздника – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, то вход на Красную Площадь оказался закрыт – там как раз шла репетиция Парада Победы, зато дети с удовольствием посмотрели на церемонию смены караула у Вечного огня. Как положено по старой традиции мы прежде всего посетили часовню Иверской иконы Божией Матери и Казанский храм, а затем прошли на Соборную площадь старого Кремля.

Когда стоишь в центре площади, охватывает удивительное ощущение, будто стираются границы времени и пространства. Окружающие тебя величественные неземные храмы уносятся куполами в небо, словно соединяя его с землёй. Поражает и строгое великолепие внутреннего убранства храмов. А намоленные лики икон объединяют в один вечный миг всех, кто когда-либо предстоял перед ними. Особенно сильно это впечатление в Архангельском соборе Кремля, где находится усыпальница русских царей и удельных князей, в частности свт. блгв. кн. Димитрия Донского.

После Кремля мы побывали в самом большом храме страны – Храме Христа Спасителя, поразившем нас своим величием и мощью!

Следующая остановка в Москве – Данилов монастырь. Монахи встречают нас гостеприимной трапезой и проводят интересную экскурсию по монастырю. Этот монастырь был основан в 1560 году на месте, где по преданию, некогда существовала обитель, заложенная на рубеже XIII и XIV вв. московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном князя Александра Невского. В настоящее время на его территории расположено здание ОВЦС, а также резиденция патриарха, где проводятся заседания Священного Синода.

Следующее утро мы встретили уже в Задонске и перед отъездом в Краснодар приложились к мощам свт. Тихона Задонского, которые находятся в Рождество-Богородицком мужском монастыре.

Возвращались домой мы наполненные впечатлениями и благодатью от посещенных святых мест. Паломничество – это особе путешествие. Путешествие, в котором ты вынужден полностью предавать себя воле Божией в отсутствие привычной обстановки и возможности планировать свою жизнь. Поэтому паломничество – это всегда и удивление милости Божией и урок, каждому свой. Это возможность научиться терпению и любви к ближнему. И, хочется надеяться, что все мы стали немного лучше, немного ближе к идеалу, данному нам Господом и воплощенному Его удивительными святыми: прп. Сергием Радонежским, вмч. Никитой Столпником, свв. прпп. Кириллом и Марией Радонежскими и многими другими с кем довелось нам встретиться в этом путешествии.

Все путешественники  глубоко благодарность всем, кто сумел организовать эту поездку. Прежде всего, настоятелю Собора о.Игорю Олжабаеву, директору Воскресной школы матушке Лие Моисеевой, духовнику Воскресной школы о.Максиму Ханову, преподавателям о.Николаю Тищенко и Ольге Юрьевне Горицкой. Для учеников Воскресной школы такие поездки, наверное, важны даже больше, чем уроки, это лучший экзамен христианской жизни: общие трудности и радости, совместные молитвы и Причастие от одной чаши, просто общение в пути. Можно вызубрить домашнее задание и экзаменационные билеты, но сердце останется равнодушным к христианской истине. Паломничества же дают нашим детям бесценный религиозный опыт. Наверняка, они не сразу смогут его осознать, выявить его источник, но Божественная благодать, как сокровенное сокровище на донышке детского сердца обязательно станет той спасительной силой, которая, раскрываясь по мере взросления, в трудные моменты будет освещать путь к Богу. И будет открываться, что через все трудности и испытания Господь нас носит на руках.