Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

Events



 

Помощь Собору



Site map

Events

05.11.2021 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 20-ю неделю по Пятидесятнице 7 ноября 2021 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю двадцатую по Пятидесятнице, которая состоится 7 ноября 2021 года.

полный текст: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора

 

     С 4 октября 2021 года, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18-й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным.
Таким образом,
в 16-ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18-й седмицы и апостольские чтения 16-й седмицы;
в 17-ю седмицуевангельские чтения 19-й седмицы и апостольские чтения 17-й седмицы,
и так далее до седмицы 30-й по Пятидесятнице.

 

Притча о богатом и Лазаре есть наиболее подробное сказание о том, что же ждет нас после смерти. Господь и умным, и неразумным, и образованным, и необразованным, и жившим две тысячи лет назад, и живущим в XXI веке под замечательными, трогательными, волнующими до глубины души образами передает некую весть, некое скрытое послание о том, что нас ждет. В этих словах зашифровано нечто, что нам сегодня невозможно расшифровать, но, когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются и мы во мгновение всё поймем. Но даже из того, что мы сегодня слышали из притчи о богатом и Лазаре, мы должны сделать для себя одно самое важное заключение. Жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка, – это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся.

 

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - богослужебное Евангелие: СКАЗАНИЕ ЕЖЕ КАКО НА ВСЯК ДЕНЬ ДОЛЖНО ЕСТЬ ЧЕСТИ ЕВАНГЕЛИЕ СЕДМИЦ ВСЕГО ЛЕТА;
     - Настольная книга священнослужителя. Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ. Глава 1. О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ;
     - профессор Н. Д. Успенский. О сентябрьской преступке Евангельских чтений;
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 22-я по Троице;
     - проповедь митрополита Антония Сурожского: неделя 22-я по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре (1977 г.);
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово на Евангелие от Луки, гл. 16, стихи 19–31: За гробом поздно обретать веру (1949 г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Григорий Палама, Марк Эфесский, Николай Сербский, преподобные Ефрем Сирин, Анастасий Синаит, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 83 Евангелия от Луки (16:19-31): притча о богаче и Лазаре.

 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - "Лазарь" - имя сокращенное из "Елеазар": Бог помощь. Имя нищего Христос упоминает с тою целью, чтобы показать, что у нищего была только надежда на помощь Божию: люди его бросили у ворот богача;

     - душа богача была в таких же струпьях, как тело Лазаря: его душа была настоящим отражением тела Лазаря, и тело Лазаря было настоящим отражением его души;

     - Господь, выставив богача не спасающегося, тотчас указывает нам и спасенного богача, а таков - Авраам: он был богат; но чрез боголюбие, милосердие и странноприимство не только сам получил спасение, но сделался и местом спасаемых;

     - на небесах не слишком полагаются на человеческие оценки: ни на их похвалы, ни на плевки, ни на ордена, ни на осуждения. Человеческие оценки простираются лишь до могилы, а затем Небо принимает души умерших и дает оценки Само;

     - не те живы, которые живут, и не те мертвы, которые похоронены;

     - на земле богач смотрел только на себя и на мир вокруг себя, и его взгляд, не омраченный никаким страданием, никогда не устремлялся вверх. Так и сегодня происходит со многими из нас, отчего и возникла пословица: «Как тревога, так до Бога»!

     - когда богач посмотрел из ада горя, то увидел "вдали" Авраама и Лазаря на лоне его. Сказано "вдали", чтобы этим показать, как ад удален от райских обителей праведников;

     - в Царствие Божие войдут обладатели не царской короны, но царской души; войдут богатые милосердием и верой, а не деньгами и землями; войдут ученые, коих научили не мир и плоть, но премудрость Божия; войдут радующиеся и веселящиеся, но не те, чье сердце веселили лишь музыканты и плясуны, а те, кто наполнил его радостью и весельем о Господе, как говорит псалмопевец: "сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе" (Пс. 83:3)

     - еврейское слово "шеол", переведенное здесь выражением "ад", как и у 70-ти толковников, обозначает общее местопребывание отшедших душ до воскресения и разделяется на рай для благочестивых и на геенну - для нечестивых;

     - что есть лоно Авраамово? Оно есть тихое пристанище всех праведных, упокоенных Богом после бурь житейских на земле. До пришествия Спасителя евреи считали Авраама первым между праведниками, а Господь говорил эту притчу евреям. Конечно, с приходом Христа в мир многие стали и больше Авраама в Царствии Божием. Не Аврааму, но апостолам Своим Господь обещал, что они сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых. Но из племени Симова Авраам первый сподобился Царствия Божия (Лк. 13:28), в котором, кроме него, суть и все остальные праведники, измученные и избитые пророки, благочестивые цари и другие угодники Божии;

     - всё то, что относится к Лазарю, Господь сказал образно, как и то, что касается десяти дев и обстоятельств в прочих притчах. Ибо, в действительности, притча о Лазаре не происходила, потому что грешники, находящиеся в аду, не видят праведников, находящихся в царстве с Авраамом, но никто из них, находясь во мраке, даже соседа своего не узнает;

     - если кто-то слегка проголодался, он просит мяса и рыбы, чтобы ублажить свое чрево; если кто-то сильно голоден, он просит и о корке черствого хлеба, чтобы насытиться; но если человек умирает от голода, он радуется, получив и горсть желудей для спасения своей жизни. Как неописуемо страшно адское пламя, в котором горел этот богач, ясно видно из того, что он не просит ни о куске льда, ни о ведре воды, ни даже о чаше воды, но лишь о влажном конце одного перста!

     - богачу Авраам отвечает, что он восприял благая в жизни сей, потому что всю свою радость полагал в преходящем счастье. Пророк Давид, который славился богатством царства и множеством послушных слуг, хотя и это считал необходимыми благами, однако же преимущественно стремился к единственному благу, говоря: "мне благо приближаться к Богу" (Пс. 72:28);

     - почему Авраам не сказал богачу: "приял еси благая твоя", а - "восприял", как бы по праву принадлежащее ему и должное? Смысл слов такой: если ты сделал что-нибудь доброе и тебе за это следовала награда, то ты все уже восприял в том мире, живя в веселии и в богатстве, наслаждаясь великим благоденствием и благополучием; и Лазарь, если сделал что-нибудь худое, то восприял все, пострадав от бедности, голода и крайних бедствий; и каждый из вас пришел сюда обнаженным - он от грехов, а ты от дел правды; поэтому здесь он имеет чистое утешение, а ты терпишь безотрадную муку;

     - если добрые дела наши малочисленны и незначительны, а грехов великое и невыразимое бремя, и при этом еще будем здесь наслаждаться благополучием и не потерпим никакого бедствия, то отойдем отсюда совершенно обнаженными и отчужденными от награды и за добрые дела, как уже восприявшие все здесь; равно как, если наши добродетели велики и многочисленны, а грехи малочисленны и незначительны, между тем мы потерпим какое-либо бедствие, то, сложив с себя здесь и эти немногие грехи, мы там получим чистое и совершенное воздаяние за добрые дела;

     - ужели все наслаждающиеся земными благими будут мучимы в будущую жизнь, и все такожде страждущие в мире будут прославлены на небеси? Никак. Те только богатые и счастливые будут мучимы, кои, так как богач нынешнего Евангелия, присвояя себе только данные благие и нимало не разделяя с бедными, иждивают сии на собственные прихоти и удовольствия. Подобным образом те только бедные и немощные прославятся на небесех, которые как Лазарь великодушно и терпеливо ради любви Божией и бедность и болезнь переносят;

     - Авраам обращается к горящему в аду грешнику с ласковым словом: "чадо", — что показывает полное отсутствие всякой злобы у праведников в Царстве блаженства;

     - богач попал в пекло не потому только, что был жестокосерд к Лазарю, но и потому, что легкомысленной жизнью подал пример своим братьям, и тем и их погубил, проложив им дорогу в ад. А соблазн есть страшный грех: поскользнуться самому и увлечь за собой других значит заслужить несравненно более тяжкое осуждение, чем человек, который лишь сам поскользнулся;

     - чтобы тебе и другим образом убедиться, что учение пророков достовернее сказания умерших, прими во внимание то, что каждый из умерших есть раб, а то, о чем говорят Писания, изрек Владыка; поэтому, хотя бы мертвый воскрес, хотя бы ангел сошел с неба, Писания достовернее всех, потому что их дал в виде закона Владыка ангелов, Господь мертвых и живых;

     - Бог заключил двери (вечности), и не попускает никому из отшедших возвращаться и возвещать о тамошней жизни, чтобы диавол, воспользовавшись этим, не ввел чего-либо от собственного (измышления). Так, когда были пророки, он воздвигал лжепророков; когда были апостолы, - лжеапостолов; когда явился Христос, - лжехристов; когда введены были здравые догматы, он ввел нездравые, повсюду рассеивая плевелы;

     - из ответа Авраама богачу можно заключать о ложности учения спиритизма, признающего возможность явлений умерших для убеждения кого-либо в какой-либо высокой истине: у нас есть руководительница в жизни - Святая Церковь, и иных средств нам не нужно;

     - братия, если бы мы веровали Ему больше, чем себе! Он этого и требует от нас; и это есть главное требование Его Евангелия — да веруем Ему больше, чем себе, и больше, чем всем живым и всем мертвым;

     - притча говорит о случившихся прежде второго пришествия и решения Божеского, в которое время ни святые не получают совершенного блаженства, ни грешные совершенного мучения. Ибо соболезнование праведных означает несовершенное наслаждение Божественной славы. Сие же только до дня судного: и соболезнуют дотоле только, видя и познавая мучимых, да ходатайственно о спасении и избавлении оных попекутся.

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему бедняка Господь называет по имени, а богатого выставил безыменно?
     - из чего мы узнаём, что Христос привел это повествование как притчу и образ, а не как случившееся на самом деле?
     - почему богатый обращает просьбу свою не к Лазарю, а к Аврааму?
     - cможет ли все же кто-нибудь из грешников по молитвам земной Церкви быть переведен Богом из ада в рай прежде Страшного Суда?

 

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Как поучительна притча Спасителя о богатом и Лазаре;
     - Мрачная и светлая сторона неравного раздаяния земных благ;
     - Взгляд на счастливую и несчастную вечность;
     - О беспечности в отношении к будущему после смерти;
     - К чему должна побуждать истина о возмездии добра и зла этой жизни в мире будущем?
     - Здоровый хлеб нищеты;
     - Печальный конец сластолюбцев;
     - Люди, которых не устрашают адские муки;
     - Нет никакого счастья в том, чтобы каждый день пиршествовать блистательно;
     - О нравственных опасностях богатства;
     - О бедных, заслуживающих нашего особенного внимания;
     - О нравственных опасностях бедности;
     - Почему никто из умерших не приходит на землю?
     - Изображение грешника в вечности.

 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 7 ноября 2021 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 20-я по Пятидесятнице


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 20-я по Пятидесятнице


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

7 ноября 2021 года. Неделя 20-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.

 
2021-11-05  |  Print version

Commentaries


Only registered users can send comments.
Register or authorize.
2024 © The Cathedral of St. Catherine. All right reserved.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. |  Write a letter | Русская версия